Страницы

12 сент. 2023 г.

Я об этом писал и это наша история

На это сайте вы найдете ранние обращения по увековечиванию памяти погибших летчиков. К сожалению ничего не изменилось за прошедшие полтора года. Получается, что мы Иваны не помнящие родства. 

Начальнику инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области
Летяго К.А.
ЗАЯВЛЕНИЕ
о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов, работ по сохранению объекта культурного наследия и иных работ
Прошу включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.
Наименование объекта
Фотографическое изображение объекта
Братская могила летчиков 1-го учебного авиаполка 2-го Чкаловского училища штурманов, погибших 1 марта 1952 года под городом Хвалынском Саратовской области.







page4image35960128  page4image35929088 page4image35917184page1image36029376



page5image35945280 Заявитель
Подполковник МВД в отставке Зуфар Куддусович Муллабаев
page6image35986560page6image35993856page6image35990016 page6image35994048
Адрес заявителя: 460555, Оренбургская обл., Оренбургский р-н, пос. Весенний, ул. Вторая Восточная, 7.
Дата составления ЗАЯВЛЕНИЯ (число, месяц, год)- "11" сентября 2023 г.

Приложение № 1 к заявлению (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта)
Оренбургская обл., г. Оренбург, проспект Победы (городское кладбище), географические координаты – широта 51°47'9.64"С, долгота 55°7'10.58"В
Местонахождение объекта
Местоположение объекта на космоснимке Google Earth от 19.06.2023.
Местоположение объекта на Яндекс.Картах.

page7image35929856
Приложение № 2 к заявлению Сведения об историко-культурной ценности объекта с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и подтверждаемые соответствующими документами и материалами
В начале марта 1952 года на кладбище на улице Челябинской города Чкалова (позднее переименованных, соответственно, в проспект Победы и Оренбург) захоронили семерых военных летчиков. По рассказам очевидцев, несмотря на жуткий холод, траурное событие собрало множество народа. Небесных асов предали земле с большими почестями, как подобает погибшим при исполнении служебных обязанностей.

Собирая информацию по крупицам, включая воспоминания бывших выпускников Оренбургского высшего военного авиационного училища имени И.С. Полбина, частично удалось выяснить обстоятельства трагедии, произошедшей 1 марта 1952 года. Она произошла при перегонке армейских самолетов Ли-2 на аэродром Чкалов-1 (база нынешней Оренбургской военно-транспортной авиадивизии) из Старой Руссы Новгородской области.

Самолеты Ли-2 на отечественных заводах начали производить с конца 1930-х годов по лицензии американской компании Douglas Aircraft, которую у нас именовали просто «Дуглас». Вскоре от «штатовского» в них ничего не осталось. Различные модификации (общая марка носит имя главного инженера авиазавода No 84 Бориса Павловича Лисунова) предусматривали использование их в качестве транспортной, разведывательной, бомбардировочной, штурмовой и пассажирской авиатехники.Эксплуатировались Ли-2 в СССР и странах бывшего соцлагеря (Румынии, Польше, Югославии, Вьетнаме, Северной Корее и других) до середины 1980-х годов.

Детали произошедшего с двумя перегоняемыми Ли-2 ЧП до сих пор хранятся в тайне, известно лишь, что случилось оно ровно в 14 часов 1 марта 1952 года под Хвалынском в Саратовской области. И экипажи обоих Ли-2 до последних мгновений оставались на боевом посту, героически исполняя свой воинский долг.

Нашлись свидетели, вспомнившие о похоронах семи летчиков в Оренбурге (тогда – Чкалове), куда доставили погибших, поскольку они являлись военнослужащими 1-го учебного авиаполка 2-го Чкаловского училища штурманов. В частности, со слов москвича пенсионера-полковника ВВС Бориса Амелехина (ныне покойного), который был одним из курсантов, стоявших в почетном карауле при траурной церемонии, удалось узнать, что братскую могилу их привезли готовить в ночь перед похоронами, стоял жуткий холод. На памятники всем летчикам нанесли положенные надписи, прикрепили фотографии. И потом за могилой беспрестанно ухаживали курсанты... Стоит отметить, что семья москвичей Амелехиных – знатная летная династия: сын Бориса – инженер оборонного авиапредприятия, а еще один родственник, полковник ВВС, в 1930-х годах заканчивал 3-ю Оренбургскую военно-авиационную школу летчиков и летчиков- наблюдателей.

Весомую информацию о погибших предоставил расположенный в подмосковном Подольске Центральный архив Минобороны РФ, подготовивший архивную справку обо всех семи летчиках. Здесь большую роль сыграло то, что часть информации была рассекречена в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года No 181

«О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями на 30 мая 2009 года). На братскую могилу 14.10.2014 была составлена учетная карточка воинского захоронения, однако она почему-то содержала информацию только о двух летчиках – Ю.П Кожевникове и А.И. Белове. Также существенная информация по 6 летчикам и их фотографии (за исключением Н.Т. Иванова) были получены с сайта «Память Народа» (https://pamyat-naroda.ru/).

Итак, вот что нам сейчас известно о погибших.
1) Командир экипажа 2-й авиаэскадрилии 1-го учебного авиаполка – капитан Каплюк Василий Ефимович, 10.02.1912 года рождения, уроженец Ростовской области Больше-Крепинского района, д. Горская Порада; призван – 22 июня 1941 года, 160-й резервный авиаполк из Керчи.
Награды:
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – 09.05.1945;
- медаль «За боевые заслуги» – 19.11.1951.

2) Командир экипажа 2-й авиаэскадрилии 1-го учебного авиаполка – капитан Шамрай Петр Игнатьевич, 16.11.1919 года рождения, уроженец Сталинской (Донецкой) области, Красноармейского района, ст. Удачная; призван – 7 мая 1940 года, во 2-е Чкаловское военное училище штурманов, г. Чкалов.
Награды:
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – 09.05.1945;
- медаль «За боевые заслуги» – 15.11.1950.

3) Командир экипажа 2-й авиаэскадрилии 1-го учебного авиаполка – капитан Шапилов Иван Гаврилович, 21.01.1921 года рождения, уроженец Чкаловской области, Кваркенского района, прииска «Айдырля»; призван – 18 августа 1940 года Орским горвоенкоматом.
Награды:
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – 09.05.1945;
- медаль «За боевые заслуги» – 15.11.1950.

4) Штурман-инструктор отдела учебно-летной подготовки – старший лейтенант Кожевников Юрий Пименович, 16.06.1925 года рождения, уроженец г. Харькова, призван 26 июля 1943 года из Семипалатинской области Казахской ССР, воевал на Закавказском фронте.

Наград не имеет.

5) Авиационный техник бортовой 2-й авиаэскадрильи 1-го учебного авиаполка – младший техник-лейтенант Гаврилин Николай Васильевич, 27.03.1925 года рождения, уроженец Тульской области, Арсентьевского района, с. Корпачева; призван 11 августа 1942 года.

Наград не имеет.

6)Воздушный стрелок-радист 1-го учебного авиаполка – старший сержант сверхсрочной службы Иванов Николай Тимофеевич, 1926 года рождения, призван в 1943 году.

Сведения о наградах не установлены.

7)Воздушный стрелок-радист 1-го учебного авиаполка – старший сержант сверхсрочной службы Белов Александр Ипатович, 19.09.1926 года рождения, уроженец деревни Алексеевки (теперь ее нет) Мишкинского района Башкирской АССР, родился в крестьянской семье; призван Мишкинским райвоенкоматом 14 ноября 1943 года, был направлен в военно-авиационное училище.

Наград не имеет.
Каплюк Василий Ефимович 
Шамрай Петр Игнатьевич 
Шапилов Иван Гаврилович 
Кожевников Юрий Пименович 
Гаврилин Николай Васильевич 
Иванов Николай Тимофеевич 
Белов Александр Ипатович
Братская могила летчиков находится в западной части старого христианского кладбища на проспекте Победы – прямо за центральной частью «Мемориального комплекса памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» с главной стелой и Вечным огнем, отделенных от кладбища невысокой бетонной стеной.

Братская могила разделена выкладкой из красных кирпичей на 7 отдельных гробниц-цветников с металлическими памятниками-стелами, увенчанными пятиконечными звездами (в настоящее время звезды сохранились только в крайних памятниках В.Е. Каплюка и А.И. Белова, остальные – утрачены). На каждом из памятников имеются металлические таблички, на которых ранее можно было прочитать имя каждого летчика. В настоящее время первоначальные таблички утратили свой текст. На 4 памятниках, В.Е. Камлюка, Ю.П. Кожевникова, Н.Т.Иванова и А.И. Белова, установлены более поздние таблички, не имеющие общей стилистики. Таким образом, в настоящий момент на трех памятниках имена летчиков отсутствуют. Братская могила обнесена прямоугольной металлической оградой, имеющей небольшую калитку и украшенной металлическими пятиконечными звездами. Несмотря на недавний покос травы, вырубку кустарников, а также покраску ограды, братская могила находится в запущенном состоянии (кирпичи гробниц-цветников утратили раствор и отвалились друг от друга, памятники требуют ремонта, восстановления наверший-звезд и покраски, на 3 памятниках нет табличек с именами погребенных и т.д.) и нуждается в работах по благоустройству.

Братская могила летчиков 1-го учебного авиаполка 2-го Чкаловского училища штурманов, погибших 1 марта 1952 года под городом Хвалынском Саратовской области, имеет несомненную мемориальную и культурную ценность, как место упокоения летчиков, участников Великой Отечественной войны, погибших в послевоенное время, выполняя ответственное служебное задание по обеспечению защиты Отечества.page11image36516992



3 комментария:

  1. Весть пишет что г-н Скляр высказался о предстоящем в Калуге судебном процессе о геноциде советского народа в годы войны
    Калужане считают что ушлый и пронырливый партийный функционер может сказать все что угодно согласно последним веяниям - но их интересует рассказ как они с Толяном разрушили воинское захоронение #28 в Бору в порыве пресмыкательства перед иностранцами
    Ась, г-н Скляр, что ли об этом не знали ни сном ни духом?
    Ни за что не проверим...

    ОтветитьУдалить
  2. Вывести особо охраняемую природную территорию в Калужском Бору из-под особого статуса - это какую надо бл.дскую душонку. А этому способствовали депутаты- жополизы, каким-то образом через правительство РФ протащили особое постановление. А этот га.дон Скляр вообще ничего полезного не сделал. Дурак дураком, а туда же.
    Не предполагали погибшие воины, что вот так их захоронение прихватизирует какой-то сраный выходец из Хвастович.

    ОтветитьУдалить
  3. Калужские жители считают что это дело с осквернением воинского захоронения #28 следует выделить в отдельный эпизод и рассмотреть
    потому что пора почистить чёрное Калужское болото в котором завелись такие жуткие кикиморы что все разговоры "за патриотизьм" в адрес молодёжи выглядят профанацией и издевательством

    ОтветитьУдалить