В последнее время в Калуге появляются различные памятники. Но ведь за ними надо следить. Мы писали о доме 18 по улице Московской. Сегодня обращаем внимание на до №91 по Салтыкова-Щедрина.
Вот что о нем пишут: Один из сохранившихся элементов истории (да и то в перестроенном виде) на данном отрезке Калуги. Здание простой архитектуры с элементами позднего барокко было построено в 1783 году на улице, носящей название Спасо-Жировская. В той части, где с одной стороны протекал Жировский ручей, засыпанный на улице, а с другой стороны заканчивалась Николо-Козинская улица. Дом принадлежал мещанину Детешину, который владел несколькими домами в нашем городе.
Рядом с этим домом располагалась тюрьма и церковь (сейчас СИЗО). Напротив был воспитательно-исправительный приют. Правда, его открыли сто лет спустя, в 1897 году (сейчас на этом месте шиномонтаж и автомойка). Там спасали малолетних калужан от тюрьмы. В общем, колония для трудных подростков. Еще одно здание располагалось неподалеку от дома мещанина Детешина. Вернее, это были амбары купца первой гильдии Тимофея Шемякина. В 1777 году он пожертвовал свои владения под первое здание калужского драматического театра.
Да! Именно сюда, на тульскую заставу вечерами по пыльной, грязной дороге прибывали кортежи калужской интеллигенции и высшего света для просмотра очередной «оперетки». В книге калужского краеведа Дмитрия Малинина он значится как оперный дом.
На месте пятиэтажного дома с продуктовым магазином, который мы уже прошли по улице, располагались артиллерийские казармы.
Вернемся к дому номер 91. Благодаря калужским краеведам мы узнали, что уже через шесть лет после постройки этого дома в нем располагался военный лазарет. Тем, кто интересуется калужской историей, этот дом под этим названием и известен. В те далекие времена, та часть, которая сейчас стала лицевым фасадом и выступала на улицу, была левом крылом. Центральный фасад дома располагался в глубине двора.
Во время Отечественной войны 1812 года военный лазарет сыграл свою историческую роль. Помимо того, что он обслуживал русскую армию, известен следующий факт. Сюда с бородинского поля сражения был доставлен раненый Павел Иванович Пестель. Будущий руководитель Южного общества декабристов был тяжело ранен в ногу. Хирургу лазарета Якову Дмитриевичу Щировскому удалось удачно провести операцию и избежать ампутации.
Среди известных хирургов военного лазарета значится Владимир Михайлович Мыш. Он родился в Санкт-Петербурге в семье юриста. В статусе военного лекаря в 1893 году он был назначен младшим врачом в калужский лазарет. Руководил хирургическим отделением и пробыл в нашем городе до 1901 года включительно. Во время своей работы в лазарете Владимир Михайлович работал над своей диссертацией, которую защитил в том же, 1898 году. После окончания службы в Калуге талантливый хирург переехал в Сибирь и создал свою школу.
В Первую мировую войну лазарет был переполнен. На 300 больных приходилось 150 коек. После систематических проверок гарнизонного начальства ситуация постепенно улучшалась.
Руководством было отмечено - чистота и порядок, вкусный борщ и каша. В пищевом рационе больных появилось мясо (раньше его заменяли рыбой), хотя в условиях продовольственного кризиса с продуктами были сильные перебои.
В советские времена (если быть точнее, то с 1923 года) в лазарете располагались большевистские казармы.
Во время немецкой оккупации лазарет служил штабом немецко-фашистских войск. В декабре 1941 года, при отступлении, солдаты вермахта подожгли дом. И уже после окончания войны здание восстанавливали. На фотографиях к нашему материалу вы можете сравнить два его облика. В принципе удалось восстановить его первоначальный вид с небольшими отличиями.
После перестройки дома спереди, справа появилась входная дверь. На первом этаже здесь расположилась аптека № 47. Надстроен щипец (верхняя часть лицевой части здания). На втором и третьем этаже поселились жители города.
В девяностых годах слева появилась еще одна входная дверь. Сейчас на месте аптеки пивной магазин. И по-прежнему в доме с более чем двухсотлетней историей живут простые калужане. А сегодня до рушится, смотрите фото.
Жаль, что такие, как Артамонян, Денисов, Ковтун, Шмаков, Комов при поддержке депутатов и лично Моисеева прогнулись под бизнес и потакают интересам застройщиков, согласовывая снос и уничтожение архитектурных творений прошлых лет. Никакие новоделы не украсят город так, как здания, построенные жителями прошлых веков. Изуродованные Гостиные ряды тому пример.
ОтветитьУдалитьВот к примеру здание РИО построенное на месте старинных зданий и покрытое сортирной плиткой очень "украшает" город - какая то горуправская скотина дала разрешение на это
ОтветитьУдалитьГорожане предлагают переоборудовать это стремное РИО в общественный туалет которого так не хватает в городе
Пришлые армяне, поддерживаемые Толяном Артамоняном, много вреда нанесли нашему городу. У них в голове только бабки, как и у городских чиновников. "Город воинской славы" стал полигоном для всяких тупых проектов. Архитектор, по рождению москвич, Комов, так же наплевательски относится к формированию архитектурного облика Калуги. В его голове тоже только бабки.
ОтветитьУдалитьИнтересно,почему ждут,когда на прохожих упадкт кирпичи с этого здания.А когдото это был госпиталь
ОтветитьУдалитьУпал бы он на того кто фотографирует 🤣Во смеху было бы!
Удалить