Однако возможности их применения гораздо шире. В частности, их возможность получать новую информацию, необходимую при нынешнем изменении климата и экологии, практически не упоминается.
Прежде чем говорить о возможном применении БПЛА для контроля метеорологических процессов и изменения экологической обстановки, следует сказать несколько слов о противоречиях в организации работ в этом направлении.
Росгидромет подчиняется Минприроды, который отвечает за эксплуатацию природных ресурсов страны. В тоже время Росгидромет должен отслеживать все изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Явный конфликт интересов. Поэтому целесообразно Росгидромет сделать федеральной структурой, включив в его состав сотрудников Минобороны и МЧС. Подобная структура используется в США.
Далее следует учесть, что окружающая нас природная среда — это единая структура. Изменения, происходящие в одной части планеты, сказываются на природных процессах в другой. Изучение таких явлений требует другого подхода к финансированию организаций, занимающихся проблемами экологии. В частности, если говорить о применении БПЛА для нужд экологии, то здесь метод грантов не применим. Грантами можно поощрять развитие кружка авиамоделистов. Для контроля над экологическими процессами нужна целевая программа, учитывающая различные аспекты данного процесса.
Предположительно набор этапов внедрения БПЛА в эту сферу деятельности может выглядеть так.
- Совершенствование законодательства в частности «Воздушного кодекса» страны.
- Разработка приборов для контроля метеорологических параметров, контроля загрязнения воздушной среды, а возможно и приборов биологического контроля.
- Составление наставлений и инструкций по применению БПЛА в зависимости от метеорологических условий. Особенно в условиях городской застройки.
- Выбор БПЛА для решения вопросов экологии.
- Создание полигонов для отработки методик измерений данными приборами.
- Разработка методик и создание организаций для обучения операторов БПЛА.
- Создание единого центра сбора информации, получаемой с помощью БПЛА всеми организациями, использующими их для контроля над экологической обстановкой.
В настоящее время регулирование полетов БПЛА предлагают передать на региональный уровень. Полагаю, это не верное решение. Нужен единый документ, регулирующий полеты БПЛА. И очевидно нужна единая служба регистрирующая, управляющая, фиксирующая все полеты БПЛА. Очевидно, это потребует установки устройств, идентифицирующих БПЛА.
Поясню примером. Московская область закрыла свое воздушное пространство для БПЛА. Из Калужской области БПЛА может долететь не только до аэропорта Внуково, но и до Москвы.
Возможно, нужно будет дополнять и Административный, а также Уголовный Кодексы РФ.
В СМИ активно обсуждалась ситуация с аэростатом, залетевшим на территорию США. Однако прошла незамеченной информация о любителях запускать воздушные шары, организовавших флэшмоб.
«…Жители США начали запускать в воздух сотни небольших аэростатов и воздушных шаров, которые фактически парализовали нормальную работу средств противовоздушной обороны США. Как оказалось, всё это является частью масштабного флэшмоба, посвящённого неудачным попыткам ВВС США атаковать разведывательные беспилотники, которые оказались лишь специальными исследовательскими дронами…
…Небольшие аэростаты и большие надувные шары, стоимостью всего лишь в несколько десятков долларов, сделали систему ПВО США крайне уязвимой. Причём, это выражается также в том, что некоторые средства ПВО попросту не могут одновременно отслеживать большое количество целей и вполне могут теперь пропустить дроны, самолёты или же ракеты в случае проведения атаки…».
Еще хуже будет, если такие действия будут восприняты как начало ядерного удара.
Такая или подобная ситуация может случиться на международном уровне. А внутри страны БПЛА могут наделать не меньше бед. Начиная от падения в случае неисправности на человека и кончая техногенными авариями. Поэтому ответственность за их запуски нужно определить заранее. Ведь такие случаи уже фиксируются.
Общепринято деление БПЛА по типу перемещения в пространстве: самолетный, вертолетный, аэростатный. Поскольку для полного удовлетворения нужд использование всех типов БПЛА, целесообразно говорить о беспилотных авиационных системах (БАС), используемых для нужд Росгидромета.
Самолетный и вертолетный типы БАС могут быть использованы для получения данных о процессах, протекающих в атмосфере, получения данных о загрязнении, сбор информации для нужд сельского хозяйства, активного воздействия на метеорологические процессы. Аэростатный тип БАС можно использовать, как для получения данных о метеорологических процессах, так и для доставки грузов на труднодоступные станции.
К разработке технического задания (ТЗ) на применение БАС в Росгидромете необходимо привлечь все ведущие институты: ФГБУ НПО «Тайфун», ФГБУ ЦАО, ГГО им А.И. Воейкова, ФГБУ ВНИИСХМ и другие.
Юридические и технические вопросы вполне решаемы. Но воздействие БПЛА на окружающую среду остается без внимания. Возможно потому, что БПЛА не очень широко распространены, молчат орнитологи. Но принято решение об их серийном производстве. А если учесть всех желающих поучаствовать в выпуске БПЛА, то неизбежно столкновение их с птицами. Может нужно уже сейчас предусмотреть программы, рассматривающие данную сторону вопроса?
Вопрос контроля загрязнения окружающей среды с помощью БПЛА возможно следует выделить в отдельную программу. Учитывая, что на западе существуют патенты на перенос с помощью БПЛА биологических объектов, предусмотреть в программе выявление в воздухе биологических объектов — задача не простая и требующая объединения специалистов из разных областей знания.
Предлагаемые к рассмотрению вопросы очень обширны. Рассмотреть их в одной статье практически невозможно. Поэтому может целесообразно рассмотреть возможность публикации цикла статей различных специалистов, выражающих различные точки зрения, а затем обобщить их для выработки комплексной программы.
Владимир Шепель
1 комментарий:
Видимо беспилотники пригодятся чтобы посмотреть где Жипа будет выделять очередной карьер
Отправить комментарий