18 января 1943 года наши войска, наступавшие с двух сторон вдоль южного побережья Ладожского озера, соединились. Образование «коридора» глубиной 10 км означало окончание блокады Ленинграда. В этот день впервые в ВОВ Указом Президиума Верховного Совета было введено звание МАРШАЛ, оно было присвоено Георгию Константиновичу Жукову.
С чего все началось.
Сентябрь 1941 года, посылая Г. Жукова в Ленинград, И. Сталин впервые с начала войны употребил такие слова: В. Карпов. «Маршал Жуков» - «Очень тяжелое положение сложилось сейчас под Ленинградом, я бы даже сказал, положение катастрофическое. Я бы даже сказал, положение безнадежное. С потерей Ленинграда произойдет такое осложнение, последствия которого даже трудно предвидеть». 11 сентября 1941 года Г. Жуков прибыл в Ленинград, на заседание Военного Совета, на котором решались вопросы сдачи города. Г. Жуков закрыл совещание словами: «Будем защищать Ленинград до последнего человека». Две недели потребовалось Г. Жукову, чтобы превратить Ленинград в неприступную крепость, заставить немецких генералов отказаться от штурма и перейти к осаде. Действуя теми же силами, тем же снаряжением и боеприпасами он добавил только одно – дух непобедимости, стойкости. По выражению Г. Жукова, вес морального духа на весах победы или поражения никак не уступает военной мощи, если не превосходит ее. Удержанием Ленинграда была одержана первая стратегическая победа в этой войне, которая предопределила все дальнейшие победы. Два поколения остепененных историков это замалчивали, принижая заслуги Г. Жукова, не случайно.
Начало 1942 года.
Потерпев поражение под Москвой, 5 апреля Гитлер подписал директиву №41, в соответствии с которой на лето 1942 года главным было определено южное направление. При этом первоочередной задачей ставилось овладение Сталинградом, чтобы потом, двигаясь вверх по Волге отсечь Центр от Восточных районов. 5 января 1942 года на совещании в Ставке советского командования Г. Жуков высказывался за оборону на южном фланге и концентрации военных действий против группировки немецких войск нацеленных на Москву. Молчаливым большинством была поддержана идея И. Сталина: 1942-й - год полного разгрома врага и освобождения всей территории от немецкой оккупации, предполагавшая наступление на всех фронтах. На май, июнь были запланированы наступления Юго-Западного и Южного фронтов. 12 мая Юго-Западный фронт начал операцию по окружению и уничтожению немецкой группировки в районе Харькова. Наступление привело к противоположному результату – армии Юго-Западного фронта были окружены, частично уничтожены, частично попали в плен. Немецкие войска устремились на восток и 12 июля вступили на территорию Сталинградской области. Военные действия Южного фронта также окончились катастрофой - был оставлен Ростов, Крым, 4 июля сдан Севастополь, военные действия переместились за овладения Кубанью, Кавказом.
Начало второй половины 1942 года.
В начале июля И. Сталин поставил перед Г. Жуковым задачу отвлечь резервы немецкого командования с южного направления. На северном участке Западный фронт 30 июля начал наступление в районе Погорелое Городище. Введя два таковых корпуса, немецкое командование рассчитывало добиться такого же успеха, как это произошло на юге. В развернувшихся танковых сражениях, в которых принимало участие до полутора тысяч танков, немецкие войска потерпели поражение. Пытаясь взять реванш, начали наступление в районе Козельска, Сухиничи, постигла та же участь. Немецкое командование, введя из резерва дополнительно 12 дивизий из 60, направленных на Восточный фронт, несмотря на это потерпело поражение, поражение, но не катастрофу, была освобождена территория глубиной от 20 до 45 километров.
А на Юго-Западном фронте продолжалось отступление наших войск, немецкие войска приближались к Сталинграду. 12 августа в Сталинград был направлен начальник Генштаба А. Василевский. 23 августа, окружая Сталинград, немецкие моторизованные подразделения закрепились у Волги с севера. Переброшенная с Кавказа 4-я танковая армия устремилась к Волге, отсекая защитников Сталинграда с юга. Командующий Юго-Восточным фронтом А. Еременко просит помощи резервами.
Новое назначение Г. Жукова.
27 августа И. Сталин срочно вызвал Г. Жукова в Кремль, сообщил о смещении С. Буденного с должности первого заместителя комиссара обороны и назначении его, отзыве А. Василевского в Генштаб. Г. Жуков пытался возражать, ссылаясь на свой характер, но И. Сталин сказал: «Обстановка угрожает гибелью стране, надо спасать Родину любыми средствами, любыми жертвами, а что касается наших характеров – давайте подчиним их интересам Родины».
29 августа Г. Жуков вылетел в район Сталинградской битвы. В течение двух недель он организует наступательные действия трех армий оказывающих содействие защитникам Сталинграда с севера. 12 сентября Г. Жуков возвращается в Москву. На совещании в Кремле совместно с А. Василевским для спасения Сталинграда предлагают провести более масштабную операцию. И. Сталин поручает через два дня представить план операции. Вечером, 13 сентября, Жуков и Василевский снова у И. Сталина, докладывают предварительный план операции. Масштабная операция, требовала не менее двух месяцев подготовки, в течение которых нужно обязательно удержать Сталинград. И. Сталин соглашается и поручает детальную проработку. Поступает звонок от командующего Юго-Восточным фронтом А. Еременко о предстоящем завтра наступлении на Сталинград. Его и Н. Хрущева прежние хвастливые заявления потерпели фиаско, теперь оба в докладах оптимизму предпочитали пессимизм. Через час Г. Жуков вылетает в Сталинград, чтобы взять на себя ответственность за возможное негативное развитие событий. С этого момента один, два раза в неделю он вылетал в район Сталинградского сражения для разработки операции и обеспечения удержания города. В конце сентября Сталинградский фронт, занимавший позиции севернее Сталинграда, стал именоваться Донской, его командующим, по рекомендации Г. Жукова, стал К. Рокоссовский. Юго-Восточный фронт, удерживающий Сталинград, переименован в Сталинградский, а из частей занимавших позиции южнее, создан новый, Юго-Западный фронт, его возглавил Н. Ватутин. Вскоре, за подписями Г. Жуков, А. Василевский, получил подпись «Утверждаю» - «Сталин», «План контрнаступления в районе Сталинграда», который храниться в архиве Генштаба. Реализация плана подготовки затягивалась, в середине ноября, находясь в районе Сталинграда, Г. Жуков получает от И. Сталина шифровку: «Дату переселения Федорова и Иванова (день наступления фронтов Н. Ватутина и К. Рокоссовский) можете назначить по Вашему усмотрению, а потом доложите мне об этом по приезде в Москву…» 19 ноября, после мощнейшей артподготовки, начали наступление войска Юго-Западного и Донского фронтов, 20 ноября войска Сталинградского фронта. 23 ноября кольцо окружения замкнулось, в «мешке» оказалась группировка немецких войск численностью около 300 тысяч солдат. Координацию действий фронтов Сталинградского направления осуществлял начальник Генштаба А. Василевский. Прорыв кольца окружения у противника возглавил генерал-фельдмаршал Э. Манштейн. 12 декабря немцы прорвали внешнее кольцо окружения в районе Котельниково и группировкой, в которую входили 500 танков, в том числе впервые примененные «Тигры», устремились на выручку 6-й армии Ф. Паулюса. К 16 декабря до позиций занимаемых армией Ф. Паулюса оставалось 45 километров.
Спасение Сталинградской операции.
В строжайшей тайне, историки не упоминают об этом до сих пор, И. Сталин направляет в район Сталинградской битвы Г. Жукова. Вот что пишет в мемуарах водитель Г. Жукова А. Бучин: «Около двадцатых чисел декабря Жуков в строжайшей тайне поездом выехал «к Ватутину», на Юго-Западный фронт. Секрет держится по сей день…Машины сгрузили, и на безотказном «хорьхе» мы колесили несколько дней по зимним степным дорогам,…». Направление ударов Юго-Западного фронта было перенацелено, исходя из складывающейся обстановки. Танковый корпус В. Баданова был направлен в тыл и 24 декабря разгромил вражеский гарнизон аэродрома, уничтожив 431 самолет, снабжавший по воздуху армию Ф. Паулюса. А. Бучин: «Однажды вижу – мы едем навстречу черной массе. Оказалось, по дороге, как стадо, двигалась громадная толпа пленных итальянце. … Бедов (начальник охраны) тут же завертелся, забеспокоился, запричитал, где конвой? Георгий Константинович не проронил ни слова и безучастно смотрел вперед. Неожиданно он сказал – стой! – И вышел из машины. В хвосте колонны десяток пленных, взявшись за оглобли, тащили сани, в них и сидел конвоир, раненный красноармеец с ППШ на коленях. Из-под бинта видны были только глаза и часть лица. Узнав по папахе генерала, он неловко отдал честь и попытался слезть с саней. Жуков остановил его и подчеркнуто четко отдал ему приветствие». В третий раз, ситуация, «угрожающая гибелью стране» была нейтрализована.
Ржевско-Сычевская наступательная операция.
А Г. Жуков, в это время уже на Московском направлении, координирует наступательные действия Западного и Калининского фронтов, чтобы не допустить снятия отсюда войск на помощь Сталинградской группировке. Как пишет начальник 4-го управления П. Судоплатов в книге «Разведка и Кремль»: 4 ноября планы наступления через двойного агента «Макс» были переданы немецкому командованию. Направление ударов было усилено 10 пехотными и двумя моторизованными дивизиями. Г. Жуков до конца жизни так и не узнал, почему операция прошла неудачно. Эту неудачу и большие потери во время операции, ему ставят в вину остепененные историки и все ненавистники нашего великого полководца. В марте 1943 года немецкое командование оставило Ржев и перешло на новую линию обороны.
Чтоб никто не догадался.
3 августа И. Сталин единственный раз выехал в сторону фронта. Чтобы никто не догадался об истинных причинах поездки, первоначально он заехал в Юхнов. Там провел совещание. Начальник артиллерии Красной Армии Н. Воронов называет эту встречу странной, ненужной. «Зачем надо было ехать столько километров по дороге развороченной танками и тракторами, местами ставшей непроезжей…» А для того, чтобы из Юхнова, еще почти через триста километров, заехать в Ржев. В Ржеве не было ни одного уцелевшего дома. Уцелевший дом нашелся в трех километрах в деревне Хорошево. Там И. Сталин провел ночь с 4 на 5 августа. Со дня передачи немецкому командованию планов Ржевско-Сычевской операции от 4-го ноября, прошло ровно девять месяцев.
Спасение страны от третьей катастрофы переломило ход сражений в Великой Отечественной войне, в дальнейшем военные действия шли таким образом, что «безнадежных» ситуаций не возникало. В истории Отечества немало выдающихся полководцев, которые составили славу российского оружия, но никому из них не выпало трижды спасти страну от катастрофы. 7 августа 2015 года исполнилось 100 лет с того дня, как 18 летний новобранец Григорий явился на призывной пункт в Малоярославце, чтобы навсегда посвятить свою жизнь защите Отечества.
18.01.23 г. Владимир Дубовик.
1 комментарий:
А сейчас эмчеэсник Шойгу, бандит Пригожка и бункерный дедушка решили повоевать от скуки в Украине. Видимо, через 80 лет в стране появился излишек мужского населения. Да и украинцев что-то развелось много. Теперь мигранты поднимут численность населения РФ.
Отправить комментарий