Воспоминания директора нашего завода Д.К.Каралефтерова.
«Неотъемлемой чертой каждого руководителя должно быть исполнение партийной и государственной дисциплины и ее острое сочетание с интересами общества.
Сколько надо знать, видеть, нам, руководителям социалистических предприятий! Но главное при этом в правильном решении хозяйственных задач - это не отрываться от коллектива, чувствовать его и считать, что правильное решение нашел не ты, а подсказал тебе его коллектив. Поэтому каждый в заводском коллективе был в курсе всех дел не только на заводе, но и вне его, чувствовал себя по праву хозяином.
Иван Никитович Миронов, начальник ЦПТУ НКПС, послал меня в Калугу, Тулу, Ковров посмотреть, не подойдет ли какая-нибудь из мастерских для организации в ней отечественного производства новых по технике машин для железной дороги. И тут же вслед в ЦК пошли письма за подписью пяти «специалистов» (трое из них коммунисты), что такие машины мы пока не можем делать, нет производственных и технических условий. Надо заказывать за границей. Даже сумму на первых порах определили — 5 миллионов долларов. Верить же заверениям простого в прошлом шофера-механика, к тому же наверняка прожектера, авантюриста Калалефтерова нельзя!
- «Смотри, Митя, сорвется твоя голова с плеч», — говорил мне Иван Никитович, Улыбнулся и на прощанье крепко по-рабочему пожал мне руку. Верит он, и радостно мне на душе. Горы свернуть хочется. Эх, как помогает это доверие в работе!
Через Два месяца Иван Никитович Миронов, удивленный до потрясения, ходил вокруг первой отечественной автодрезины и, шепотом спрашивал у меня: «Неужели за такой короткий срок сделали такую красавицу? Вот молодцы, выручили. А то замучили меня в ЦК партии эта «пятерка» со своим «не выйдет, не выйдет»...
Но вот как сделать пьяный, матерный, убыточный завод в Калуге трезвым, культурным, прибыльным — мне пока было неведомо. Но слово дал заместителю наркома, что пьяным завод не будет. А будет делать такие красавицы-машины, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
И опять заработала голова. Будто я вижу карикатуру в «Гудке», на которой пьяный, но замечательный по опыту, знаниям старший мастер паровозо-сборочного цеха с нашего завода Шевелев с бутылкой лихо обнял за трубу изломанный паровоз, от которого врассыпную бегут люди, схватясь за голову. Грозен был в пьяном разгуле этот мастер, потом ставший начальником паровозосборочного цеха. А тогда… без мата ни шагу. Он, говорят, и был родоначальником пьянства, хулиганства и мата на заводе. С его легкой руки кузнец Чамов, бывало пьяный после получки, по дороге домой в Подзавалье снимал и навешивал на руку оконные рамы, а потом, протрезвев, ходил по домам, извинялся и вставлял их обратно за свой счет.
И таких в коллективе были единицы, но были. А как остаться без них, когда все говорят, что на первом держится вся паровозная программа завода, а на другом — весь кузнечный цех?
При создании завода мне предстояло решить, с чего начать? Выгнать коз, которые паслись на его территории, начать строить новый забор, взамен полуразвалившегося, убрать хлам с территории завода,
установить правильные нормы расхода труда, материалов и других затрат,
в том числе нормы моральные, социально- политические, дисциплины, быта, снабжения, культуры поведения на работе и в быту?
И решил, что самое важное — это воспитание человека, с этой задачи и надо начинать. С расширения в нем той положительной доли качеств, которые он носит внутри себя и видит в окружающей его обстановке... Важно понять, что никто кроме нас самих красивую жизнь за нас не построит. Все в наших руках. Либо ты раб своих отсталых привычек, либо полновластный хозяин своего счастливого бытия. Вот примерно с этих основ мы и начали свою воспитательную работу на заводе.
Говорить приходилось не в общем, а по душам и много раз. Именно с каждым на заводе, с его семьей, родственниками и товарищами.
А работать в цехах стремились так, чтобы каждый станок, пресс, молот были на учете. Оборудование не должно стоять без работы. Все шпинделя должны вертеться и вертеться лихо — норма! Вышел из нормы (в минус или в плюс), тут тебе как из-под земли и наладчик, и инструктор из отдела подготовки производства вместе с нормировщиком.
На заводе почти 98% работ имели технически обоснованные нормы. Все на учете, запрограммировано. Перевыполнил норму на 10—20% — «ЧП», за которым следует творческий анализ, раз норма перевыполнена настолько, значит, мы что-то не учли, это наш брак величиной в 20% по отношению к норме. А если рабочий просто придумал новое приспособление — надо немедленно распространить опыт на весь завод, а автора материально поощрить.
Диспетчеризация на заводе была организована нами по нашим схемам и, как и многое другое по вопросам организации и управления производством, — впервые в СССР. Она за короткое время облетела всю Россию. Надо заметить, что с начала организации и установления диспетчеризации в том виде, в котором она была принята на заводе, в его работе сразу же пошла на убыль и те недостатки, о которых я говорил в начале. Прекратилась пьянка, матерщина, вранье и тому подобное.
По поводу снабжения. У нас столько материала тратится бесхозяйственно, что нет повода ругать снабженцев.
Принято было на заводе, когда кого-то из начальников критикуют, искать виноватого не в соседнем отделе, а, извините, у себя под носом. И этот прием давал огромные прибыли заводу. Были отменены все посиделки при главном инженере и директоре
Многое сделано для создания нормальных условий работы на заводе. Давно уже рабочие не пьют «голый» кипяток не отходя от станка, как бывало раньше, а покупают в столовой завода почти четверть кролика с гарниром за 14 копеек, а тарелку до краев наваристого борща за 6—7 копеек. И все это создано и построено руками самих рабочих в подсобных хозяйствах заводского ОРСА и на фабрике-кухне.
«...Рабочие на заводе всегда знали, что и как делать, но специальная «пятерка» - директор завода, секретарь парткома, предзавком, секретарь комсомольской организации, начальник ОРСа обычно собирались по вечерам, выключали телефоны и разрабатывали полный план действий, чтобы завтра проводить его в жизнь. Это:
продолжать бесплатное питание 400—500 детей дошкольного возраста многосемейных и малооплачиваемых работников завода за счет прибылей завода,
капитально отремонтировать школу, ремонт дома, в котором жил Константин Эдуардович Циолковский, любивший наш завод и часто его посещавший (наши рабочие помогали ему материалами и делали отдельные узлы для его моделей).
Сегодня надо в первую из первых очередей дать квартиры в новом благоустроенном жилом доме учителям, которые учат нас и наших детей, да помочь им в выделении одежды, постельного белья и мебели, а к празднику подарки и продовольственные посылки.
Начальнику спецотдела т. Черкасову надо поручить организовать и подготовить транспорт, чтобы вывезти женщин завода на рынок в Перемышль — там продукты вдвое дешевле.
Заведующему рыболовецким цехом, великолепному заводскому слесарю-лекальщику, рыболову- любителю и заводскому поэту товарищу Ретивому организовать в воскресенье на озере Вырка рыбалку с дымящейся ухой из стерлядки. И чтоб была гармонь, гитары, балалайки и ни капли хмельного — квасда морс и ключевая, холодная до мороза вода.
И колхозов своих не забывать, ведь 70'% рабочих — это либо бывшие крестьяне, либо кровно с ними связанные люди. Это они, колхозники, привозят и угощают бесплатно своих шефов — литейщиков, кузнецов — сметаной, творогом, медом прямо в цеховых буфетах и сами же раздают, приговаривая: «Ешьте, родные, касатики. Не обидьте». А возле цеха стоит колхозный транспорт, который увезет в колхоз подарки рабочих, - сделанные ими в нерабочее время из отходов по заранее данным заказам.
120 человек на заводе были освобождены от платы за квартиру и другие услуги коммунальные. Все было сделано, чтобы активный труженик завода, придя домой, не услышал бы от жены: «Трудишься ты на заводе, как проклятый, все для завода, а дома ничего нет, семью кормить нечем».
Рабочий весь день проводит у станка, ему некогда выстаивать в очередях, даходить со своими просьбами. Для этого у него есть депутат, бригадир, мастер, начальник цеха, общественные организации. Они обязаны побеспокоиться иразрешить надежды и запросы рабочего.
Как директор, я старался каждый день бывать в цехах, говорить с рабочими, на прием - то не каждый пойдет, на рабочем месте каждый выскажет, что у негонакипело. Поэтому заходил в цеха каждый день, в каждую смену. Иногда простостоял, наблюдал, как работают.. Вот слесарь Саша Карпов ловко собирает коробки реверса автодрезины. Чуб влажный, некогда со лба сбросить. Вот бригадир сборки автодрезин Тихонов ходит по цеху выстукивает каждую из готовых дрезин, прослушивает: нет ли брака.
Начальники цехов у нас в основном были отличные специалисты, организаторы, показывали пример работоспособности.
Каждый, кто получил аттестацию, мог выдвигаться на должность директора завода и главного инженера. Недаром завод за 5—7 лет воспитал до 40 человек ныне директоров заводов, крупных НИИ, заместителей министров и других ответственных работников. Калужский машиностроительный сам стал заводом-новатором, кузницей кадров. Он дал стране много Героев Великой Отечественной войны, трудового фронта.
Наш завод стал первым образцовым заводским коллективом среди первых, по организации труда, технической культуры на производстве, освоению средств новой техники. Он первым в Отечестве освоил тяжелого типа дорожные паровыекатки весом до 17 тонн, впервые в СССР освоил диспетчерскую системууправления производством, первым в СССР построил с верхскоростной поезд, первый маневровый тепловоз с первым в стране, двухтактным литым исварным дизелем в 300—600 лошадиных сил по проекту знаменитого ученого,неутомимого исследователя и экспериментатора, автора проекта первого мощногоотечественного советского тепловоза, главного и постоянного техническогоконсультанта завода профессора Гаккеля Якова Модестовича.
Завод уже давно перестал искать, вербовать себе кадры. По утрам возлеконторы завода собирались толпы желающих поступить работать на завод. Приезжали к нам молодые специалисты из Сибири, с Урала, из Харькова, Одессы, Москвы, Ленинграда и других городов, чтобы попробовать в работеэкспериментального завода свои силы, осуществить свои дерзкие мечты ифантазии. Поставщиками будущих специалистов стали крупные ученые страныШелес, Добровольский и другие. Научно-исследовательские институты не только заплату (мы и не заключали такие договора), а за честь считали работать над темами, задаваемыми заводом. Трудиться на заводе было интересно да и материальновыгодно. У нас в виде опыта были утверждены и организованы все формы, схемыпо оплате труда, например: сдельно-премиально - прогрессивная, повременная идругие. Имел завод свой квалификационный справочник, в котором такие новыеспециальности как «гвоздобой», начальник цеха чистоты и т. д. Система оплатытруда и предельная зарплата за счет премиальных могла доходить до 3—5-кратнойвеличины к основной зарплате.
Уже давно установилось на заводе, что ежедневные сводки в графенарушения дисциплины имели прочерк или запись «нет». Опоздавших тоже нет. И это при двойном табельном контроле: па проходной завода и в цехах.
Часто появлялась запись »нет» и в графе наличие больных и в сводках обраке. В литейных цехах брак составлял доли процента. В остальных только — «нет».
Экономические показатели во многом шли от уровня полит- воспитательных иобщественных мероприятий, проводимых на заводе. При этом каждыйработающий на заводе понимал, что здание цеха, станок, даже труба заводская- все это затраченные деньги, они должны давать отдачу и чем больше, темлучше. В основном, вся воспитательная работа и велась в направленииразъяснения: это значит быть хозяином на заводе. Эта учеба давала неплохиерезультаты.
Хочется особо сказать о самом боевом помощнике нашем в деле воспитанияколлектива, Это наша заводская газета «Искра». Наша «Искра» всегда былапонятна, любима и желаема всеми на заводе, даже тем, кого она своей едкойфразой жалила, критиковала. Ее любили еще и за то, что она была объективна иникогда не унижала ничьего человеческого достоинства.
Искренне, заботливое, неформальное отношение администрации ккаждому работнику, как и личное бескорыстие любого начальника на заводеоткрывали не только широкий их доступ в сердца людей, но и позволялираскрыться новым необыкновенным талантам на заводе».
КАЛАРЕФТЁРОВ Д.К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий