Страницы

7 окт. 2021 г.

Защитим культурное наследие, защитим Тарусу

Это материал разместил на своей странице в фейсбуке глава администрации района Руслан Владимирович Смоленский. Он прав! 
Совместно с депутатами Городской Думы города Тарусы: Еленой Викторовной Котовой, Светланой Юрьевной Манаповой, Дмитрием Михайловичем Бунтом, Евгением Михайловичем Руденко, Сергеем Николаевичем Елизаровым, Алексеем Сергеевичем Калмыковым; главой администрации Тарусы - Сергеем Александровичем Манаковым, председателем Архитектурного совета Тарусского района - Борисом Евгеньевичем Пастернаком, директором фонда «Тарусское наследие» - Алексеем Борисовичем Ефимовым, а также представителем фонда - Оксаной Сергеевной Савоскул обсудили сегодня довольно сложный вопрос, связанный с перспективами использования и сбережения, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления, земельных ресурсов.
На представленной карте видно, что уникальность Тарусы, помимо прочего, заключается в наличии в собственности местного самоуправления порядка 439 гектар земли, как в самой Тарусе, так и в ее окрестностях (примечание: два из четырех участков (с желтым фоном) находятся в охранной зоне Р3 федерального музея-заповедника «Поленово», два участка (с голубым фоном) не имеют обременений). 

С учетом их расположения, с каждым днем звучит все больше и больше самых разных предложений по их использованию в тех или иных проектах. Собственно, схема проста: формируется земельный участок, он выставляется на аукцион на приобретение права заключения договора аренды по начальной стоимости от 5% до 20% от кадастровой стоимости, в зависимости от категории и назначения земли. Далее на аукционе выигрывает участник, предложивший наиболее высокий размер арендной платы. В ряде случаев строится объект недвижимости и за 15% от кадастровой стоимости выкупается весь земельный участок или же участок выкупается спустя три года по кадастровой стоимости, что гораздо ниже рыночной.
В нашей ситуации, из расчёта 5% от кадастровой стоимости аналогичных земельных участков земель населённых пунктов для сельхозиспользования, примерная начальная ежегодная стоимость аренды земельного участка вдоль реки Тарусы от окружной дороги до реки Оки (примерно 50 гектар) – 1 250 000 руб. и 950 000 руб. по второму участку – выше по реке Оке от города Тарусы (примерно 38 гектар). При этом их потенциальная стоимость при строительстве объектов недвижимости (по ориентировочной оценке Оксаны Сергеевны Савоскул) превышает один миллиард рублей. 
Как видно, потенциальная прибыль от подобного рода операций, с полученными от муниципалитета землями и ее освоением, чрезвычайно большая.
Так, ранее, в ответ на неоднократные попытки захвата и «освоения» Тарусского луга (120 гектар, расположенных на правом берегу реки Оки), мною, осенью 2019 года, была направлена в Минприроды области заявка на присвоение этому уникальному объекту статуса особо охраняемой природной территории регионального значения. После поддержки со стороны Губернатора области - Владислава Валерьевича Шапши, статус Тарусскому лугу был присвоен. Попытки строительства там очередного реабилитационно-оздоровительного центра прекратились. 
По мнению участников совещания, не может быть и речи о строительстве на этих территориях. Конечно, за такую прибыль нарисуют и представят любой проект ее освоения. Вопрос – как он потом будет реализован и стоит ли в принципе нарушать, доставшийся нам уникальный природный и историко-культурный ландшафт Тарусы. Уничтожить его ради светлых прожектов легко. Вернуть - невозможно.
До сих пор поблизости от Тарусы сохраняются реликтовые ландшафты, запечатленные на картинах В.Д.Поленова, В.Э. Борисова-Мусатова, Н.П. Крымова. Желающие могут сравнить современные снимки тарусского ландшафта с картинами этих и других художников, отмечая их полную идентичность. Так может лучше развивать экстенсивный девелопмент земель и экономику на других территориях Тарусы и района? Мест-то для добросовестных инвесторов много. 
Обо всем этом и шел разговор сегодня. Позиция всех участников единодушная:
1. Землю указанных территорий ни при каких обстоятельствах и ни под какими предлогами из под собственности органов местного самоуправления города и района не выводить.
2. Исключить любые вопросы строительства или любого иного хозяйственного освоения этих территорий. Возможны и желательны вопросы озеленения и благоустройства прибрежной и парковой территории с сохранением ее естественного природного характера: обустройство дорожек, мостовых переходов, объектов туристической навигации.
3. Обратиться в Управление архитектуры Калужской области с просьбой в оказании методологической помощи в разработке Генерального плана города и района, Правил землепользования и застройки, с переводом указанных земельных участков в ландшафтно-рекреационные зоны и придании им статуса территории общего пользования.
4. Разработать и утвердить городскую программу «Сохранения и развития исторического культурного ландшафта города Тарусы, ее природных, историко-культурных и ландшафтно-рекреационных территорий».
5. При уточнении статуса ООПТ - обратиться в Министерство природных ресурсов области с заявками на включение трех остальных территорий в реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Вопрос, как мы видим, очень непростой. Развивать экономику, туристический потенциал тарусской земли можно, только сохранив уникальный историко-культурный ландшафт, ее природное своеобразие. 
Таруса, в моем понимании, это древний, православный город, даривший не раз смыслы и образы для великой русской культуры. И наша задача - сберечь этот природный, ландшафтный и культурный оазис для будущих поколений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий