Страницы

3 июн. 2021 г.

Вот интервью с белорусской правозащитницей Яной Гончаровой


Морозов Андрей Геннадьевич, [03.06.21 16:50]
[Переслано из a user (Yana Goncharova)]
❓Как ты думаешь, зачем власти Белоруси захватили самолет с Протасевичем? Думали ли они о последствиях?

После посадки самолета выдвигались самые разные теории. В том числе о том, что подобное планировалось провести ранее, когда Светлана Тихановская летела этим же рейсом из Афин. Конечно, в Беларуси силовым структурам не нравится то, что происходит в Telegram-каналах, до админов которых они не могут добраться и запугать. Им не нравится то, что европейские страны отказываются выдавать им тех, кого они считают «преступниками». И таким пиратским образом они пытаются доказать, что они ещё могут что-то с этим сделать.
Я думаю, что они не рассматривали, что последствия будут такими масштабными, представляя, что европейцы будут не более чем «серьезно обеспокоены». 
Беларусские власти отрицают, что это было запланировано, представляя всё так, будто Роман Протасевич «случайно» оказался в том самолете.
❓Какими по твоему мнению могут быть правовые последствия инцидента с принудительной посадкой самолета в Минске? Возбуждение уголовных дел по универсальной юрисдикции? Или трибунал как в случае с рейсом MCH17? 


Я думаю, что о правовых последствиях можно говорить в случае проведения всестороннего объективного расследования того, что произошло. Но учитывая риторику белорусских органов я сомневаюсь, что они предоставят достоверные данные и вообще будут способствовать этому расследованию. В любом случае, как мне кажется, последствия этого шага будут по большей части лежать в политической и экономической плоскости.

❓Могут ли власти Беларуси передать Софью Сапегу России? Вообще какой вариант по твоему для Софьи был бы лучше быть экстрадированной в Россию или остаться в Беларуси? Где для нее более безопасное место?

Беларусские власти могут всё, что угодно. Вчера стало известно, что трое обвиняемых по делу польского меньшинства были не просто освобождены из под стражи, а вывезены на территорию Польши с запретом на въезд в Беларусь. Правовое ли это решение? Я сомневаюсь. Точно также может быть и с Софией — её просто могут передать России, или даже Литве. Любой вариант остаться на свободе лучше, чем сидеть в белраусской тюрьме. 

❓Протасевичу и Сапеге до сих пор не разрешают свидания с родными. В чем причина этого, по твоему мнению? 

Это типичная практика беларусские силовиков — задержанным не дают свиданий с родственниками, а в первые дни и с адвокатами, чтобы оказывать давление, запугивать, давить и заставлять дать признательные показания. Например блогер Игорь Лосик впервые встретился с женой спустя почти год после задержания.

❓Адвокаты Протасевича и Сапеги говорят, что их подзащитные чувствуют себя хорошо. Можно ли доверять словам адвокатов?

Сложно сказать. Адвокаты сейчас находятся в тяжелой ситуации — за любое слово в прессе их могут лишить лицензии на деятельность, такие случаи уже бывали. Также с них берут подписку о неразглашении, вплоть до того, что они не могут называть статью, по которой обвиняют их подзащитных. С таким уровнем давления я не уверена, что адвокаты могут рассказать, что действительно происходит с их подзащитными.

❓Усилия демократической оппозиции (штаб Тихановской, НАУ, ByPol) в частности план Перемога насколько эффективны? Поможет ли это освободить Протасевича и Сапегу? Поможет ли этот план людям снова объединиться и выйти на протесты? 

К сожалению не могу прокомментировать.

❓Разные политологи (например, политолог Игорь Дмитриев) критиковали ЕС И США за слишком мягкие санкции в отношении Белоруси. Как ты оцениваешь эти санкции? Нужны ли со стороны Запада более жесткие санкции? 

У меня нет какой-то оценки санкций, в конце концов я не политолог. Тем не менее я уверена, что санкции необходимы и это один из инструментов как условный Запад может выражать своё несогласие с действиями де-факто беларусские властей. Продолжать улыбчивое общение в условиях, когда в Беларуси пытают, убивают, унижают граждан — невозможно для демократического мира.

❓Немало людей в России сочувствуют Софье Сапеге и Роману Протасевичу и вообще протестующим в Беларуси. Чем мы в России можем помочь белорусам в их борьбе с режимом Лукашенко? 

Я бы, конечно, предложила более активную борьбу с режимом в России, так как именно российские власти сейчас поддерживают беларусский режим и Лукашенко. Если это изменится в России — белорусам станет легче отстаивать свои права. 

❓Сейчас буквально сегодня в Калугу на гастроли приезжает белорусский государственный музыкальный театр. Что в этой ситуации было бы правильно делать? Бойкотировать гастроли? Выйти в день спектакля на одиночный пикет перед театром? Придти на спектакль и повесить на ложе БЧБ-флаг? 

Я не могу оценивать чьи либо действия с точки зрения правильно или неправильно. Каждый человек может сделать то, на что у него хватит сил и смелости. Мне кажется любое действие несогласия с происходящим в Беларуси и поддержки беларусов будет замечено и поддержано. Все описанные тобой меры — интересны и по своему полезны. 
❓Несколько месяцев назад ты создала проект "Письма в клеточку" по переписке с политзаключенными. Можешь рассказать нашим читателям об этом проекте?

Проект занимается перепиской с политзаключенными, по сути это сервис, который пересылает письма. Проект помогает переписываться тем, кто за границей, либо по какой-то причине не может писать письма сам, либо хочет сохранить анонимность. Я считаю, что поддержка политзаключенных — очень важна и необходима в текущей ситуации и стараюсь сделать то, что могу, чтобы эта поддержка о них добралась. И хотя противостояние со стороны цензоров, уголовно-исполнительной системы, колоссальное — наши письма не передают, уничтожают, цензурируют, всё же часть посланий добирается до адресатов и они безмерно рады получать столько тепла и добрых слов через текст. Надеемся, что в ближайшем будущем проект станет неактуален, но пока мы продолжаем работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий