Страницы

18 мая 2021 г.

В советское время это тянуло на уголовку

Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и бюджетного законодательства 
Прокуратурой области  проведена  проверка  деятельности министерства здравоохранения Калужской области, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного и антикоррупционного законодательства.
В статье ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно п. 2.3.6 Приложения 2 к Закону Калужской области «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения» премирование за выполнение особо важных или срочных работ руководителей государственных учреждений производится с учетом выполнения качественных и количественных показателей деятельности государственного учреждения, установленных в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ). Размер, порядок и условия премирования руководителей государственных учреждений устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.п. 9, 10 Положения о размере, порядке и условиях премирования руководителей государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения, утвержденного приказом министерства здравоохранения Калужской области, за выполнение особо важных или срочных работ руководители могут быть премированы на основании приказа министерства здравоохранения Калужской области. Размер премирования определяется решением комиссии при министерстве здравоохранения Калужской области.
В условиях наличия потребности финансов для решения значительного количества социально значимых задач 25.12.2019 министром здравоохранения Калужской области издан приказ 767-лс «О премировании», согласно которому за выполнение особо важных или срочных работ премирован главный врач ГБУЗ КО  Цкаев А.Ю. на сумму 9 млн. 038 тыс. рублей, что в 170 раз превышает стандартный размер премии главного врача учреждений здравоохранения области за особо важные или срочные работы.
Для премирования Цкаева А.Ю. использованы денежные средства субсидии. 25.09.2019 министру финансов Калужской области министром здравоохранения Калужской области направлено письмо о дополнении перечня целевых статей кодом целевой статьи «Премирование руководителей медицинских организаций Калужской области за выполнение особо важных или срочных работ» и перераспределении бюджетных ассигнований с фонда оплаты труда персоналу ГКУ КО «Централизованная бухгалтерия в сфере здравоохранения» на указанную статью расходов с целью стимулирования руководителей медицинских организаций Калужской области.
24.12.2019 бюджетные ассигнования были перераспределены по соответствующим кодам бюджетной классификации.
25.12.2019 министром здравоохранения Калужской области Константином Барановым издан приказ №1421 «О предоставлении субсидии на иные цели из областного бюджета ГБУЗ КО «КОКБСМП» на выплаты руководителям медицинских организаций Калужской области за выполнение особо важных или срочных работ в сумме 9 038 000 рублей», на основании которого с главным врачом ГБУЗ КО «КОКБСМП» Цкаевым А.Ю. заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели из областного бюджета и 27.12.2019 денежные средства перечислены ГБУЗ КО «КОКБСМП».
В ходе проверки установлено, что премирование Цкаева А.Ю. произведено необоснованно.
Какие-либо документы, подтверждающие фактическое выполнение Цкаевым А.Ю. особо важных и (или) срочных работ, отсутствуют.
Пунктом 12 Положения о размере, порядке и условиях премирования руководителей государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения, императивно предусмотрено, что обстоятельствами, препятствующими выплате премии, являются наличие у учреждения просроченной кредиторской задолженности на первое число месяца, следующего за отчетным периодом (на 01.12.2019), а также нарушения правил противопожарной безопасности и санитарного законодательства.
По состоянию на 01.12.2019 в ГБУЗ КО «КОКБСМП» имелась просроченная кредиторская задолженность в размере 24 074 020 рублей, которая к моменту премирования Цкаева А.Ю. увеличилась и на 24.12.2019 составила 26 946 702 рублей, на 25.12.2019 — 27 370 395, 39 рублей,
кроме того, с 01.12.2019 по 01.01.2020 в ГБУЗ КО «КОКБСМП» имелись нарушения требований противопожарной безопасности и санитарного законодательства, установленные проверками УНД ГУ МЧС России по Калужской области и Управления Роспотребнадзора по Калужской области, не устраненные в сроки, указанные в предписаниях органов контроля, что подтверждается материалами по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, актом внеплановой выездной проверки N205/171 от 10.03.2020 и предписанием №31-05 от 10.03.2020 Управления Роспотребнадзора по Калужской области о невыполнении предписания от 08.02.2019 №16-05.
Таким образом, по состоянию на 24.12.2019 имелись обстоятельства, прямо препятствующие выплате премии Цкаеву А.Ю. за выполнение особо важных или срочных работ.
Более того, из объяснений членов комиссии следует, что указанное премирование Цкаева А.Ю. осуществлялось в связи с занятием им второго призового места на Всероссийском конкурсе врачей в номинации «Лучший руководитель медицинской организации». Вместе с тем порядок предоставления поощрительных выплат руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения области, победившим или занявшим призовые места на данном конкурсе, предусмотрен приказом министерства здравоохранения области от 28.12.2018 в соответствии с которым претенденты в течение З месяцев со дня окончания конкурса предоставляют в министерство определенный перечень документов. Предоставление документов после истечения указанного срока в силу императивного требования данного приказа является основанием для отказа в предоставлении поощрительной выплаты.
О занятии Цкаевым А.Ю. второго призового места стало известно 26.06.2019, заявление о рассмотрении вопроса о премировании, адресованное Цкаевым А.Ю. министру здравоохранения области, датировано 06.12.2019. Иные документы, предусмотренные приказом от 28.12.2018, отсутствовали, в связи с чем на момент принятия комиссией решения о его премировании (24.12.2019) на основании требований указанного приказа имелись основания для отказа Цкаеву А.Ю. в предоставлении выплаты.
Кроме того, изучение приказов министерства здравоохранения Калужской области о премировании за выполнение особо важных или срочных работ в отношении руководителей других медицинских учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, за период 2019-2020 г.г. показало, что стандартный размер данного вида премирования составляет один должностной оклад (30 000-50 000 рублей). Источником данных выплат является фонд экономии самого учреждения здравоохранения.
В отношении Цкаева А.Ю. применен иной порядок материального стимулирования, а также необоснованно использована беспрецедентная сумма денежных средств из бюджета Калужской области, что в совокупности свидетельствует о предоставлении Цкаеву А.Ю. необоснованных преференций со стороны должностных лиц министерства здравоохранения области.
В ходе проверки также установлены факты премирования заместителей министра здравоохранения области за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с внедрением новых прогрессивных технологий оказания медицинской помощи, в отсутствие документов, подтверждающих фактические и правовые основания.
При этом нормативные правовые акты о порядке осуществления данных выплат, определяющие их критерии, условия, содержащие перечень документов, подтверждающих выполнение заданий по внедрению новых прогрессивных технологий оказания медицинской помощи, отсутствуют. За 2019 год по пяти аналогичным приказам заместителям министра выплачены премии на общую сумму 2 237 261 рублей, в 2020 году по 10 приказам 3 440 821 рублей.
Проверкой установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности министра здравоохранения области Цкаева А.Ю.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Закон) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения указанным лицом при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Во исполнение требований Закона министерством здравоохранения области издан приказ от 28.04.2016 №565 «Об утверждении Положения о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в отношении руководителя государственной организации, учредителем которой является министерство здравоохранения Калужской области», п.2 которого предусмотрена обязанность для руководителя учреждения здравоохранения по незамедлительному принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Проверкой установлен факт непринятия Цкаевым А.Ю. на протяжении длительного времени мер к урегулированию конфликта интересов.
Так, 01.09.2014 Цкаев А.Ю. назначен на должность главного врача ГБУЗ КО «Калужская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. К.Н. Шевченко».
01.09.2014 в ГБУЗ КО «Калужская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. К.Н. Шевченко» на основании приказа и.о. главного врача Цкаева А.Ю. от 28.07.2014 №176 создано кардиологическое отделение.
С 15.10.2014 на основании приказа №1238 л/с от 13.10.2014 на должность заведующей кардиологического отделения Цкаевым А.Ю. принята на работу Мухаммедеева Татьяна Анатольевна, которая совместно проживает с Цкаевым А.Ю. и ведет общее хозяйство.
В нарушение требований ст. ст. 10, 11 Закона Цкаевым А.Ю. в министерство здравоохранения Калужской области соответствующее уведомление не направлялось.
Более того, 02.12.2019 министру здравоохранения области Цкаевым А.Ю. направлена недостоверная информация об отсутствии у него конфликта интересов и личной заинтересованности и дано обязательство о незамедлительном сообщении в министерство в случае их возникновения.
Кроме того, прокуратурой области проанализированы показатели эффективности работы кардиологического отделения ГБУЗ КО за период с 2019 года по первый квартал 2021 года в соотношении с оплатой и условиями труда Мухаммедеевой Т.А.
Так, на основании приказа N921 от 08.02.2019 «О начислении выплат стимулирующего характера, премии за качество и результативность выполненных работ», вынесенного главным врачом Цкаевым А.Ю., Мухаммедеевой Т.А. выплачена премия в размере 287 % от оклада (71 тыс. рублей). Приказом № 300 от 25.12.2019 ей произведена выплата премии в сумме 60 тыс. рублей, приказом №66 от 31.03.2020 — премия в размере 387 % от оклада (95 тыс. 780 рублей). На основании приказа главного врача Кружковой А.Н. №61 от 01.04.2021, назначаемой на должность министром здравоохранения области, обладающим в отношении нее организационно распорядительными полномочиями, в том числе по расторжению трудового контракта, Мухаммедеевой Т.А. получена премия в размере 376 % (93 тыс. 060 рублей), что существенно превышает размеры данных выплат стимулирующего характера других сотрудников ГБУЗ КО «КОКБСМП», в том числе заведующих иных отделений. При этом показатели работы возглавляемого ею отделения за период 2019, 2020 и первый квартал 2021 года имеют отрицательную динамику, плановые и фактические результаты работы не выполнены, все остальные заведующие отделений осуществляют дежурство, у Мухаммедевой Т.А. дежурств нет.
Данные факсы свидетельствуют о необоснованных преимуществах, установленных Цкаевым А.Ю. для Мухаммедевой Т.А. в период занятия должности главного врача ГБУЗ КО «КОКБСМП» по сравнению с другими работниками, сохраняющихся до настоящего времени ввиду занятия Цкаевым А.Ю. государственной должности Калужской области. Однако мер по урегулированию конфликта интересов Цкаевым А.Ю. до настоящего времени не принято.
Помимо этого, Цкаевым А.Ю. допущены факты несоблюдения запретов, установленных антикоррупционным законодательством.
В соответствии с п.2 ч. 3.4 ст. 12.1 Закона лица, замещающие государственные должности субъектов Российской и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении некоммерческой организацией, за исключением участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, с предварительным уведомлением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 Приложения N21 к закону Калужской области от 23.03.2020 №575-03 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере противодействия коррупции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Калужской области» установлено, что лицо, замещающее государственную должность Калужской области, вправе принимать участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией после получения предварительного согласия Губернатора Калужской области.
Предварительное уведомление подается в орган Калужской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений до предполагаемого начала участия лица, замещающего государственную должность, в управлении некоммерческой организацией, с приложением копий учредительных документов некоммерческой организации.
Аналогичная обязанность закреплена для государственных гражданских служащих в п.З ч.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
В ходе проверки установлено, что министр здравоохранения Калужской области Цкаев Алан Юрьевич с 27.03.2015 года являлся председателем правления общественной организации «Независимое научно практическое общество хирургов Калужской области», расположенной по адресу: г. Калуга, ул. Пролетарская, д. 1 11.
При этом соответствующее уведомление Цкаевым А.Ю. с 29.04.2020 как заместителем министра здравоохранения области и с 26.09.2020 как министром не представлялось. Заявление о сложении полномочий председателя правления направлено Цкаевым А.Ю. в период настоящей проверки и рассмотрено на внеочередном собрании участников общества 17.03.2021.
Кроме того, в деятельности министерства здравоохранения области под руководством Цкаева А.Ю. выявлены факты несоблюдения законодательства о государственной гражданской службе при приеме и прохождении службы помощниками министра.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.20 Закона 279-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, при поступлении на службу обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона -279-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.

Согласно Приложению 1 к Закону Калужской области «О реестре государственных должностей Калужской области и должностей государственной гражданской службы Калужской области, оплате труда лиц, замещающих государственные должности Калужской области, и государственных гражданских служащих Калужской области» помощник министра входит в главную группу должностей государственной гражданской службы Калужской области.
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Калужской области от 10.02.2020 №103-лс должность «помощник министра» включена в перечень должностей, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.
Подпунктом 2 п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона 279-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Проверкой выявлены факты принятия и.о. министра здравоохранения Калужской области Цкаевым А.Ю, на государственную гражданскую службы лиц при отсутствии сведений о доходах в отношении себя и членов своей семьи, а также прохождения государственной гражданской службы без должностных регламентов.
В частности, на основании приказа от 17.11.2020 на должность помощника министра принят Ясюкевич И.С., с которым заключен служебный контракт  о прохождении государственной гражданской службы Калужской области.
Пунктами 3, 4 данного служебного контракта предусмотрено, что помощник министра обязуется исполнять обязанности в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом, а также соблюдать обязанности и ограничения, не нарушать запреты, установленные федеральным законодательством о государственной гражданской службе.
В нарушение п. ч. 1 ст.20 Закона 279-ФЗ Ясюкевич И.С. при приеме на службу сведения о доходах в отношении себя и членов своей семьи не представил.
В противоречие пп.2 п.1 ч. 1 ст. 15 Закона 279-ФЗ и условий служебного контракта должностной регламент Ясюкевича И.С., замещающего должность помощника министра, на момент проверки отсутствовал, конкретные выполняемые им должностные обязанности не конкретизированы.
Аналогичное нарушение установлено в отношении помощника министра Новиковой Е.В., принятой на службу на основании приказа от 16.07.2020, должностной регламент которой, определяющий конкретный перечень ее должностных обязанностей, разработан и утвержден в период проведения настоящей проверки спустя 8 месяцев после трудоустройства.
Таким образом, в ходе проверки выявлены существенные нарушения антикоррупционного законодательства в министерстве здравоохранения области, установлены факты незаконного премирования Цкаева А.Ю. в сумме 9 млн. 038 тыс. рублей, неисполнения Цкаевым А.Ю. требований законодательства об урегулировании конфликта интересов, в связи с совершением действий в пользу заведующей кардиологическим отделением ГБУЗ КО «КОКБСМП» Мухаммедевой т.А., с которой он совместно проживает и ведет совместное хозяйство, несоблюдения требований законодательства о государственной гражданской службе при трудоустройстве и осуществлении служебной деятельности помощниками министра Ясюкевичем И.С. и Новиковой Е.В., незаконного участия в управлении некоммерческой организацией в нарушение установленного законодательством порядка.
Выявленные факты в совокупности являются неоднократными и носят системный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ПРЕДЛАГАЮ:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление.
2. В установленный законом месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах (в том числе о лицах, привлеченных к ответственности) сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
4. С целью обеспечения возможности участия работников прокуратуры области в рассмотрении представления заблаговременно проинформировать о дне и времени его рассмотрения.
Прокурор области
старший советник юстиции К.Ю. Жиляков

1 комментарий:

  1. По советским законам все, что происходит в России с 92 года в политике, экономике и социальной сфере,- почти сплошная уголовка)

    ОтветитьУдалить