Недавно депутаты фракции «Единая Россия» внесли в Государственную Думу законопроект об эвтаназии бездомных животных, а затем отозвали его. Мы поговорили об этом с президентом фонда «Забытые животные» Анастасией Комагиной
Как вы оцениваете законопроект депутатов фракции Единая Россия об эвтаназии бездомных животных?
Как реакцию части депутатов на кризис, который возник в регионах России после вступления в силу федерального закона, предусматривающего ОСВВ как основной метод. Это вызвало рост численности бездомных собак и нарастание числа конфликтов и нападений собак на людей. Но сама по себе только эвтаназия – это не решение этой проблемы. Нужен комплексный подход, который охватывает все стороны проблемы, в том числе предусматривает и профилактику бездомности собак. То есть работу с владельцами животным во избежание неконтролируемого разведения питомцев и оставления их на улицах.
Как вы оцениваете программу ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выгул)? Почему с помощью данной программы не получается регулировать численность бездомных животных?
Эта программа даже теоретически не способна хоть сколько-нибудь значительно снизить численность бездомных собак в условиях России. Для уверенного снижения численности в популяции нужно, чтобы доля стерилизованных сук была не менее 80%, иначе нестерилизованные самки за счет размножения перекроют «естественную убыль». Кроме того, нужно, чтобы не поступали новые собаки извне (например, выброшенные домашние). Достичь таких условий очень сложно, практически невозможно, в очень многообразных городских группировках бездомных собак. И, так как ОСВВ фактически легализует бездомность, то хозяевам гораздо легче найти оправдания для того, чтобы выбросить свое животное, которое просто растворится в массе бездомышей на улицах.
Почему муниципальные приюты не справляются с проблемой бездомных животных?
Во-первых, муниципальных приютов (как приютов вообще) в стране попросту не хватает. Такие приюты есть далеко не во всех столицах субъектов РФ, не говоря уже о райцентрах. Во-вторых, сейчас приюты задействованы прежде всего как «перевалочные центры» под программы ОСВВ, куда собак свозят, стерилизуют, а потом выбрасывают обратно. Да, часть собак так или иначе остается в приюте (например, агрессивные собаки, щенки и т.д.), но так как ОСВВ – неэффективная программа, то количество бездомных животных на улицах не уменьшается. И с каждым годом все новые из них остаются в приюте, что ведет к его переполнению. Бывает так, что приюты просто превращаются в грязные, тесные «концлагеря» для собак, с массовой смертностью от болезней. Несмотря на то, что эвтаназия в России запрещена, на самом деле жестоко гибнуть животные не перестали, в том числе в переполненных приютах.
Могут ли частные приюты помочь государству в решении проблемы бездомных животных?
Да, безусловно могут. Должна развиваться сеть приютов – куда могут входить и государственные, и муниципальные, и частные и общественные приюты. Необходимо помогать энтузиастам создавать такие приюты. Но подчеркнем – приюты помогут только в рамках грамотного, комплексного подхода, а не ОСВВ, как сейчас. Во всем мире приюты служат не для ОСВВ, а для поиска и передачи бездомных животных новым хозяевам. Да, при этом в некоторых из них допускается и эвтаназия, но, во-первых, не для всех животных (чаще по определенным показаниям), а во-вторых, если работает грамотный подход и число бездомных собак снижается, то заметно снижается и потребность в усыплениях.
Беседовал Андрей Морозов
Комментариев нет:
Отправить комментарий