Страницы

8 мар. 2021 г.

Андрей Морозов и Игорь Дмитриев ведут разговор о событиях в ближнем зарубежье России".


- Игорь, в прошлом интервью ты говорил, что Владимир Путин хотел наказать Никола Пашиняна за то, что тот пришёл к власти без санкции российского президента. И, дескать, поэтому он позволил Азербайджану разгромить Армению. Однако с тех пор прошло уже несколько месяцев, а Пашинян остаётся премьером. Где же обещанное наказание?

- Тот наш разговор происходил ещё до подписания мирного договора, а всё дело сейчас именно в нём. Пашинян выгодно разменял условия окончания войны с Азербайджаном на пролонгацию собственных полномочий. И поэтому скажу, что нынешние протесты в Армении, скорее всего, бесперспективны и ничем не закончатся.

Мирный договор, подписанный между Арменией и Азербайджаном, выгоден прежде всего России, поскольку передаёт Нагорный Карабах (НК) фактически под её контроль, а не Азербайджана. В этом специфика ситуации, чем недовольны оппозиционные азербайджанские эксперты и вообще думающая часть азербайджанского общества. В НК до сих пор нет азербайджанской власти и, видимо, не будет. Нет нигде азербайджанских флагов над административными зданиями, нет разговоров о проведении там новых выборов под контролем Баку. Формально сохраняются прежние армянские органы республики, а реальная власть перешла к российской комендатуре.

Доказательством является и строительство новой дороги из уже азербайджанского города Шуша в основную часть Азербайджана. Эта автострада пройдёт, огибая территорию НК. Сейчас в Шушу уже есть дорога, которая ведёт через армянскую часть НК. Возникает вопрос: зачем тратить большие деньги и усилия на строительство новой трассы, когда есть уже одна? Ответ только один. Значит, территория НК останется неподконтрольной Баку.

Россия получает там новую военную базу на несколько тысяч человек сроком на 5 лет, которую, кстати, никак не могла получить в Азербайджане. Что будет через 5 лет, никто не знает, но в договоре заложен вариант пролонгации этой военной базы. Взамен Россия, видимо, оставляет Пашиняна на троне, не поддерживает усилия прежней власти сместить его. Прежняя власть в лице Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна пыталась получить добро в Москве в последние дни, но их усилия не увенчались успехом.

- Когда возникла перепалка между Пашиняном и руководством Генштаба, а потом безуспешная попытка их отставки, среди комментаторов появилось слово «военная хунта». Насколько такой вариант вероятен в Армении?

- Это вряд ли будет реализовано. Потому что хунта должна опираться на поддержку значимой части народа или хотя бы среднего офицерского звена. Но в Армении нет ни того, ни другого. Два альтернативных митинга в Ереване - на площади Свободы и площади Республики - показали расклад популярности. Митинги сторонников Пашиняна были раза в четыре многочисленней, чем митинги противников.

Теперь что касается поддержки среднего офицерского звена, которое является социальной базой любой военной хунты. Пока мы не видим его представителей среди открытых сторонников смещения Пашиняна. В этой среде он не популярен, но непопулярно и прежнее руководство страны, которое фактически развалило армию, о чём многие в ней говорили в предыдущие годы. Я не вижу решительных полковников, которые являются опорой любых переворотов.

- Ходят слухи, что в окружении вице-президента США Камалы Харрис сильно армянское лобби. Какова будет позиция администрации Джозефа Байдена по Армении и Нагорному Карабаху? Будет ли новая власть США использовать Армению, чтобы давить на Россию в Закавказье?

- То, что в Вашингтоне сменилась власть, имеет значение для Армении. Её диаспора в США, особенно ощутимая в Калифорнии, имеет большое влияние как на Ереван, так и на Вашингтон. Есть тесные связи между нынешним руководством Армении и Фондом Сороса, а последний - одна из баз Демократической партии США. Это подчёркивает, что администрация Байдена не заинтересована в смене армянской власти.

Будет ли США использовать её для давления на Россию? Вполне допускаю. Уж точно новая американская администрация будет проводить более активную политику в ближнем зарубежье России, чем это делала администрация Дональда Трампа. Армения может быть главным рычагом для давления на РФ в Закавказье. Как это будет происходить, мы увидим в ближайшие месяцы.

- Теперь поговорим об Украине. Владимир Зеленский заявил о стратегии деоккупации Крыма, выпустил обращение к России по этому поводу. Значит ли это, что у президента Украины есть на самом деле конкретный план деоккупации, или это лишь пиар и начало новой предвыборной компании Зеленского, который всё-таки решил идти на второй срок?

- Активизация Зеленского на крымском направлении направлены в первую очередь на внутреннюю украинскую аудиторию. По моей информации, он пока не принял окончательного решения, пойдёт ли на второй срок, к чему его подталкивает окружение. Зеленский точно хочет, чтобы его курс продолжался. Так что и заявления Зеленского по Крыму, и другие громкие недавние действия президента Украины (например, закрытие ТВ-каналов и арест счетов Виктора Медведчука и его окружения) - это всё внутриполитические события, направленные на деолигархизацию страны.

- Какой будет политика президента США в отношении Украины? Будет ли он проявлять активность на этом направлении, или скандал с сыном заставит Байдена быть более осторожным?

- По этому поводу есть история, хорошо известная в узких кругах. После объявления результатов президентских выборов в США Пётр Порошенко прыгал от счастья и уже видел себя следующим президентом Украины — мол, у него же хорошо наработанные связи с Байденом. Поэтому Порошенко уверенно купил билет на молитвенный завтрак — элитарное мероприятие, которое всегда проводится с участием нового президента на следующий день после инаугурации. Так вот, экс-президент Украины уже готовился к вылету в Вашингтон, когда в последний момент ему позвонили оттуда и сказали, что Порошенко будет фигурой нежелательной. В итоге он был вынужден остаться в Киеве, что стало ударом по его самолюбию.

Безусловно, администрация нового американского президента будет участвовать в украинских делах. При этом Байдену не выгодно подчёркивать свои хорошие отношения с Порошенко. Ведь это означало бы, что у президента США всё-таки рыльце в пушку. Поэтому в администрации Байдена считают Порошенко отыгранной фигурой. На кого там поставят, пока неизвестно. Сейчас, по моей информации, продолжается кастинг.

- Переместимся в Беларусь. Офис Светланы Тихановской опубликовал недавно очередной план победы. На 25 марта назначена новая уличная акция. Что ждёт дальше Беларусь?

- Мои симпатии были и остаются на стороне её оппозиции. Но, к сожалению, сейчас ещё не та ситуация, чтобы в Республике Беларусь (РБ) радикально сменилась власть. Мы можем констатировать, что первый этап революции потерпел поражение. Это признаёт и сама Тихановская. Сейчас надо собрать камни, заново их перераспределить и понять, что делать дальше.

Из значимого в последнее время в РБ можно назвать созыв Всебелорусского народного собрания и встречу Лукашенко с Путиным. Кремль хочет транзита власти в РБ в сторону пророссийского кандидата. Лукашенко же делать этого не хочет, что показали декларативные итоги Всебелорусского народного собрания. При этом глава РБ всё же выпросил у Кремля очередные миллиарды.

Понятно, что свержение власти оказалось более трудным процессом, чем казалось оптимистам в августе-сентябре прошлого года, хотя позиции Александра Лукашенко не упрочились. Он по прежнему опирается лишь на узкий круг «элиты» и силовиков (в первую очередь КГБ). Увы, революция невозможна без выраженной позиции внешних игроков. Я имею ввиду Запад.

- Разве Запад не поддерживал Тихановскую как мог? Не были введены санкции в отношении Лукашенко и его приближённых?

- Нет. Запад поддержал Тихановскую лишь на словах. Дело в том, что Лукашенко и его окружение в отличие от путинских олигархов не связаны с Европой своими виллами и дворцами. Нынешняя власть РБ прекрасно проживёт и без них. А реальных санкций, то есть экономического эмбарго, в отношении РБ введено не было. А без этого нельзя рассчитывать на раскол элит.

- Какая политика будет у администрации Байдена в Беларуси?

- На сегодня главный гарант пребывания Лукашенко у власти - это не Россия, а Китай. Позиция Байдена будет зависеть в первую очередь от переговоров с Поднебесной. Отсюда два возможных сценария. Либо администрация США будет держать ситуацию в РБ в состоянии постоянной угрозы, но нереализуемой. Либо пойдёт на реальное смещение власти. Причём не исключено, что Тихановскую заменят на другую фигуру. Если Западом будет выбран мягкий вариант транзита власти, то возможен Виктор Бабарико. Если будет выбран жёсткий вариант, то возможен Павел Латушко.

- Игорь, но Тихановская всё-таки, по данным независимых наблюдателей, выиграла выборы в августе прошлого года. Я не представляю себе транзит власти в Беларуси без её участия.

- Речь не идёт о том, чтобы убрать Тихановскую с шахматной доски. Транзит власти без неё невозможен. Я имею в виду, что сейчас Тихановская - единоличный лидер оппозиции. А возможен переход к состоянию тандема, в котором есть и временный, и будущий лидеры. Если администрация Байдена выберет жёсткий вариант, то может быть создан тандем Тихановская-Латушко. Последний более вписан в «элиту», он более понятен для Запада. Тихановская всё же немного внесистемный человек в этой истории.

- И что ж будет дальше в Беларуси? Как будут развиваться события?

- Я жду с нетерпением марша 25 марта — начала нового политического сезона, второго этапа беларуской революции. Мне бы хотелось, чтобы его особенностью стало большее, чем прежде, участие трудовых коллективов. Если будет реальная всебелорусская забастовка, режим Лукашенко падёт с вероятностью 90-95 %.

Увы, пока я прогнозирую вероятность такой забастовки лишь в 20-30 %. Тот случай, когда хочется, чтобы мой прогноз был опровергнут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий