Страницы

21 мар. 2021 г.

Портрет редактора газеты "Дума", что в Мосальске

Леонид Матвеевич Дубовец в числе тех мосальчан, кто регулярно посещает картинную галерею. Особенно охотно откликается на мероприятия актуальной тематики, будь то разговор о событиях Великой Отечественной войны, развитии атомной энергетики или появлении бумажных денег в России… Непременно благодарит за подготовленный материал и иногда шутит: «Скоро я стану шибко грамотным».


Однажды он посетил мастер-класс художника Н.А. Дубовика по теме «Портрет». Работа профессионала вдохновила его, и он решил оставить память о себе на холсте. Николай Анатольевич писал портрет в малом зале нашей галереи. Мне было предложено «разговорить» заказчика, т.к. автору надо было что-то понять в характере, сути этого человека. Мы начали с воспоминаний о детстве, родителях… История показалась мне необычной уже потому, что личность Леонида Матвеевича высветилась с другой, совершенно неожиданной стороны. Я предложила подготовить юбилейный репортаж о нём в газету. «После того, как меня не станет…», – подвёл он черту.

Уговорить его напечатать материал при жизни удалось не сразу. Мой контраргумент «А вдруг у читателей появятся вопросы, кто будет на них отвечать?» он воспринял, конечно, с юмором, но всё-таки согласился, что редко бывало в наших перепалках. Думаю, биография этого незаурядного человека покажется интересной и другим читателям. Рассказываю так, как услышала…



Леонид Матвеевич Дубовец родился 1 мая 1940 года в деревне Заполье Сенненского района Витебской области, на границе со Смоленской землёй. Семья была многодетной, но из восьми родившихся детей в жизнь пошли только шестеро. Леонид был четвёртым ребёнком из них. Жили в землянке.

В 1950 году семья переезжает на родину матери в деревню Немойта. Поселились в доме деда. Здания школы в Немойте в то время не было, учились по домам классами. В новую школу Леонид пошёл уже семиклассником. ( Он в центре.)

С 1954 года - учёба в железнодорожном техникуме г. Орша. «Выбор техникума определила старшая сестра, которая уже там училась. Приходилось часто ездить домой для пополнения запасов продуктов, хорошо, родители держали большое хозяйство. Чтобы доехать до Орши, надо было пройти семь километров и быть на станции к пяти часам утра. Приходилось ездить и на крыше вагона, держась за вентиляционную трубу. Через два года стали давать проездные билеты, это существенно удешевило поездки. По пути из Орши остановки в деревне не было, прыгали с подножек прямо в снег. Когда остановку сделали, до дома уже шли не семь километров, а только три. Учиться было трудно, прежде всего, материально, так как из семьи студентами были одновременно двое-трое братьев и сестёр», - делится он воспоминаниями тех лет.

После техникума распределили на железную дорогу в Ярославскую область дежурным по станции. Вскоре пришла повестка в армию, не успел даже проститься с родителями.

Служил три года в морских частях пограничных войск на Чёрном море радистом. Служба проходила напряженно. Двадцать суток ежемесячно находились в море, патрулировали побережье от Турции до Сочи. Не дослужив несколько месяцев, поехал в Ленинград поступать в институт. Тогда военнослужащим предоставлялось такое право. Но если не поступишь, надо было возвращаться и дослуживать.

В 1962 году Леонид стал студентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Учиться довелось на впервые открывшемся факультете счётно-решающих машин. Из-за сложности курса платили повышенную стипендию - 45 рублей, в то время как на других факультетах она была 29 рублей. Будущие компьютерщики считались элитой института. Первой счётной машиной на обучении была "Урал -14". Она занимала два этажа Юсуповского дворца.

Два студенческих лета будущий железнодорожник отработал на целине: строили дома под ключ, тянули линии электропередач. Это способствовало и получению практического опыта, и давало возмож-ность хорошо заработать. «Условия были не простые: днём жара доходила до 50 градусов, приходилось начинать рабочий день с рассветом. Не выдерживала кожа на лице, из-за раздражения не брились месяцами. Внешний вид в совокупности с чёрными робами пугал местных жителей», - это одно из воспоминаний тех лет. По результатам работы в стройотряде Леонид Дубовец был награждён медалью "За освоение целинных земель".

В 1967 году он поехал по распределению в Ульяновск, в счётно-аналитический центр. Получил на семью, к этому времени уже были жена и дочь, двухкомнатную квартиру. Вскоре последовал переход на новую более современную должность. Надо было обслуживать систему автоматической сигнализации и связи на железнодорожном участке.

«Через три года сёстры позвали в г. Тихвин, где организовывали новую дистанцию. Переводом оформился на должность главного инженера этой дистанции. Жили в вагончике. Потом получили квартиру. Работал на дороге от Волховстроя до Череповца. Отменялась служба дежурных станций, вводилась диспетчерская централизация. Как инженер я должен был обеспечить работу автоматики на всём участке- рассказывает Леонид Матвеевич.

«Из-за сплошных разъездов дома почти не бывал. В результате произошли перемены в личной жизни: развод, новая семья. Жена моложе на 10 лет. Родился Антон», - как следствие того образа жизни. Вскоре из-за частых болезней сына пришлось, по совету врачей, задуматься о смене климата (От первого брака у Леонида Матвеевича были две дочери). Не теряя дорогого для здоровья сына времени, по обмену квартир переехали в Тульскую область Щёкинский район совхоз Липово. Через три года - авария на Чернобыльской АС. Радиационное облако шло на Москву. Его стали «садить»... Радиация в Липово в 100 раз превысила норму. У сына начались проблемы со щитовидкой, у Леонида Матвеевича с зубами.

В 1991 году друг из Людиново написал, что в Мосальске требуется главный инженер в РЭС.



Во время московского путча семья переезжает в наш город. Сначала жили в двухкомнатной квартире в многоквартирном доме, потом переехали на улицу Калужская.

Постепенно на работе нарастают разногласия в отношениях с руководителем, Скрипкиным М.М., портятся отношения и с Козловым И.Н., Главой администрации района, из-за публикаций в газете, главным редактором которой тогда был Мартынов В.Н. Разорвать круг накопившихся проблем решил устройством на другую работу, перешёл на строящийся льнокомбинат. Но конфликт между Ходорковским и Козловым приводит к закрытию завода. Леонид Матвеевич едет на заработки в Москву. Это длилось 3 года, пока дочь от первого брака не позвала его в Израиль побыть няней у маленькой внучки. Чтобы заработать, сидел и со своей внучкой, и с чужими детьми. По вечерам подрабатывал в ресторане, в выходные выходил на целый день.

В 1993 году появилась газета "Дума - С" (Дубовец, Мартынов, Сластин). «Спустя некоторое время Мартынов уходит с поста редактора, т.к. ему не нравятся мои заметки», - вспоминает Дубовец. Леонид Матвеевич занимает его место. Об этом периоде деятельности мосальчане знают по публикациям. 16 января этого года вышел 40-й номер. Полную подшивку газет он передал в краеведческий музей, есть она и в читальном зале районной библиотеки.

Летом 2019 во время диспансеризации у него обнаружили серьёзное онкологическое заболевание. Три месяца он не принимал никаких мер, отказался от оперативного вмешательства: «Зачем такая жизнь, если я не смогу себя обслуживать?» Потом перешёл на самолечение настойками чаги и прополиса. Через год обследовался в частной клинике. Все показатели были обнадёживающие. Но он всё-таки обмозговал свою жизнь на все случаи развития болезни и подготовил просьбы к родным и близким. В течение этого времени Леонид Матвеевич продолжает работать над газетой, ведёт активную общественную деятельность: посещает заседания, встречи, не пропускает культурные мероприятия. Он рачительный и заботливый хозяин своей большой квартиры, приличного участка земли.

В конце 2020 года пришлось пройти курс поддерживающей терапии в Мосальской больнице, вновь проигнорировав предложение об оперативном вмешательстве.

Отношение к его авторским публикациям, как известно, неоднозначное. Но читают «Думу» многие, в том числе, и оппоненты, тираж расходится. Когда появилась критическая статья о православной выставке в нашей галерее, мол, не место работам подобной тематики в светском учреждении, я подготовила пространное письмо-возражение для публикации не только в его газете. Узнав об этом, «бывалые люди», уже писавшие ответы на его претензии, отсоветовали: «Будет ходить в галерею как на работу. Надоест реагировать». А у меня тоже характер настойчивый. В газету статью не отправила, а для беседы пригласила, усадила в кресло и зачитала «отповедь». Дискуссия состоялась, но каждый остался при своём мнении. Одно утешение выговорилась.

В чём нельзя отказать Леониду Матвеевичу, так это в смелости «идти на Вы». Замечу, что темы многих публикаций подсказаны ему мосальчанами. Не всем нравится и тон его высказываний. Но печатных возражений по фактическому материалу пока не было. А то, что критика воспринимается болезненно, мы знаем по себе. Как и то, что не ошибается тот, кто ничего не делает.



Кстати сказать, портрет Л.М. Дубовца, написанный художником Н.А. Дубовиком, выполнен очень профессионально. Он действительно такой.



Людмила Сёмина, заведующая картинной галереей

Комментариев нет:

Отправить комментарий