Страницы

5 дек. 2020 г.

Новая Модель

Инновационная модель устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в производственном секторе экономики (далее Новая Модель) 
 Новая Модель подготовлена в ходе работы Всероссийского съезда народных делегатов «Развитие России на основе реализации потенциала каждого Человека в созидательном труде» Территория пилотной реализации: Санкт-Петербург и другие субъекты РФ. Образ и роль МСП в производственном секторе экономики МСП в производственном секторе экономики: 
- акселератор инноваций и научно-практических разработок, эффективной занятости населения и создания новых рабочих мест, социального благополучия и качественной жизни; - удовлетворяет потребности науки в приборах и оборудовании, а также потребности государства, крупного бизнеса и населения, соответственно целям и задачам развития; 
- основа местной промышленности, как гармонично организованной отрасли экономики; - площадка для практико-ориентированной подготовки кадров, практики и стажировки выпускников организаций профессионального образования; - кадровый резерв для крупного бизнеса, государственных структур и профсоюзов; - помощник органов власти в решениях актуальных задач на местном, региональном и федеральном уровне с вовлечением трудоспособного населения. 
 Исходная ситуация (выводы на основе мнений предпринимателей и работников МСП РФ) Современная деятельность в сфере МСП РФ характеризуется высокими рисками и разобщенностью деятельности субъектов, особенно в сфере производства и агропромышленного комплекса, а также очень низкой социальной защищенностью работников и предпринимателей, недостаточностью и неэффективностью государственной поддержки, сложностью получения этой поддержки и необходимых финансовых средств на осуществление производства. Большинство субъектов МСП работает без прибыли или с минимальной прибылью, а для развития и производства продукции нужно идти в банк, брать кредит и опять работать без прибыли, чтобы его отдать. В этой ситуации предприниматель не может обеспечить достойные условия труда, а работник вынужден соглашаться получать часть своей заработной платы «в конверте» (выше установленной в регионе минимальной заработной платы), иначе при работе «в белую» его заработная плата будет суммарно меньше. 
В настоящее время государство выделяет большие средства на развитие малого и среднего предпринимательства, которые расходуются по установленным правилам, но, не смотря на это, массового развития в этой сфере не наблюдается. Существующая система поддержки и развития МСП построена на кредитах и субсидиях, что не достаточно для работающих субъектов МСП и не приемлемо для создания новых рабочих мест. Это фактически увеличивает количество заемщиков для банков и их обогащает, а развитие производства тормозит. Ситуация усугубляется тем, что взяв кредит у банка и начиная производство предприниматель не имеет долгосрочных договоров от заказчика, рискует на основе маркетинга и попадает в зависимость от заказчика, который делает закупку готовой продукции на конкурсной основе и легко опускает цену до уровня себестоимости. 
Организация государственных закупок готовой продукции организована так, что конкурсные задания создаются в большинстве случаев под конкретного участника конкурса или аукциона, который в результате его победы «на законных основаниях» и получает контракт на поставку. Главным критерием победы является цена, а не качество и эффект от этой закупки. 
 В действующей системе развития МСП и экономики производитель всецело зависит от банка и заказчика, что является главным тормозом развития производства во всех сферах. Отнять бизнес с помощью такой «двуручной» системы можно у любого успешного предпринимателя. 
 Субъекты МСП в конкуренции с монополистами и крупным бизнесом по объективным причинам проигрывает в лоббировании своих интересов, что вызывает справедливое недовольство предпринимателей и работников к существующей государственной системе развития МСП. 
При выделении государственной поддержки на развитие МСП не ведется мониторинг эффективности этих мер поддержки для развития производства и защиты социально-трудовых прав работников. По документам поддержка оказана, средства освоены, а какова эффективность от этих вложений для производства и работника никто не знает, так как нет учета выпущенной продукции в количественных и качественных показателях, а также нет сведений, на сколько увеличилось благосостояние работников в результате работы предприятия на основе полученной поддержки. 
Правила и критерии оказания поддержки, установлены так, что большинство субъектов МСП не могут им соответствовать на практике для получения этой поддержки, и фактически лишены возможности развиваться с её использованием. Что надо сделать для устойчивого развития МСП в производственном секторе: 
 1. Применить проектно-плановый подход к развитию производства в сфере МСП и создавать территориальные производственные объединения из субъектов МСП для производства конечного продукта, так как иметь предприятие МСП полного цикла практически не возможно, нужна их эффективная кооперация субъектов МСП на территории, а не их конкуренция за заказ. 
 2. Гармонизировать взаимодействие всех участников процесса производства и потребления, создавая для этого общественно-государственные проектно-плановые комиссии из представителей государственных органов, крупного бизнеса, предпринимательских сообществ и профсоюзов МСП, чтобы на территории было ясно, что надо производить, для кого, какого качества, сколько и когда. 
 3. Производить продукцию на основе долгосрочных прямых договоров с заказчиками и поэтапным авансовым финансированием заказчиком производства этой продукции с контролем производственного процесса всеми заинтересованными сторонами. 
 4. При отсутствии финансовых средств у заказчика для авансовых платежей, договор между заказчиком и производителем надо делать тройственным с привлечением банка, как инвестора с солидарной ответственностью заказчика и производителя (в лице руководителя предприятия и профсоюза, как представителя трудового коллектива). 
5. Оптимизировать и гармонизировать систему налогообложения на основе долгосрочных договоров налогового органа и производителей с учетом технологий производства, чтобы налогообложение стало простым в применении, посильным и стимулирующим развитие МСП за счет своего дохода, а не кредита банка и господдержки, при обеспечении достойного труда. 
 6. Государству и крупному бизнесу надо стать основными заказчиками продукции МСП и сказать, что нужно производить малому бизнесу и самозанятым, для кого, в каком количестве и какого качества, а субъектам МСП быть производителями и поставщиками этой продукции в соответствии с планами и критериями качества. Если эти заказы будут обеспечивать 60% выручки предприятия, то остальные 40% возможно будет добрать у частного клиента с территории или заказчиков из других субъектов РФ и зарубежных стран.
 7. Государству надо: - на договорной и бюджетной основе организовывать на производственных предприятиях МСП по всей стране выпуск продукции, в сферах особенно важных для человека и общества, влияющих на здоровье, развитие, экологию, безопасность и качество жизни; - создавать новые рабочие места с государственным бюджетным финансированием на базе местных производственных предприятий МСП в субъектах и муниципалитетах в сферах, имеющих низкую рентабельность, не позволяющую привлекать в эти сферы частные инвестиции, организовать достойный труд и выплачивать работникам заработную плату достаточную для обеспечения благополучия и удовлетворения разумных потребностей; - создавать вместе с профсоюзами МСП и предпринимателями приемлемые условия производства, а также создавать социально ориентированные предприятия вместе с профсоюзами.
Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий