- Детонатором можно назвать тотальный карантин из-за «пандемии» и вызванный им мощнейший социально-экономический кризис. Начнём с того, что до «майдана», посадившего в кресло премьер-министра Армении Никола Пашиняна, ей на протяжении восемнадцати лет правил «карабахский клан» — ветераны войны «за независимость Арцаха». Экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян прошли через окопы, сами сражались с оружием в руках.
Бывший журналист Пашинян, который никак не был связан с той войной, после прихода к власти обозначил курс на мирную политику. Начались робкие контакты - поездка группы азербайджанских журналистов в Армению и армянских в Азербайджан, и т.п. Жена Пашиняна Анна Акопян призывала матерей обеих стран подумать об убитых детях, а первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева говорила, что армяне и азербайджанцы могут вместе пить вино в Карабахе.
Отодвинутые от власти «элиты», ставшие оппозицией, разумеется, обвиняли Пашиняна в излишней уступчивости — проще говоря, в «предательстве нации». Пока его рейтинг держался выше 80%, премьер-министр Армении мог себе позволить не оглядываться на «ультра-патриотов». Уже пошли реальные разговоры о достижении мирного договора на основе формулы — Армения уходит из «буферного пояса», возвращая эти районы Азербайджану, а сама экс-НКАО получает, мол, особый статус под гарантии введённых туда миротворцев из стран-членов Минской группы (США, Франции, РФ).
Возможно, так бы и случилось наконец — если б не суета вокруг covid-19. Из-за этого в Армении начались многотысячные митинги протеста, и Пашинян резко изменил свой прежний курс, подстроившись под чаяния толпы. Как учил ещё Никколо Маккиавелли, для умиротворения недовольных подданных отлично действует военная консолидация против внешнего врага.
- И в чём это конкретно заключалось?
- Тон Еревана по Нагорному Карабаху перешёл от прежнего почти пацифистского к стальному. Пашинян все жёстче отметал возможности компромиссов, его окружение не отставало - к примеру, министр обороны Давид Тоноян сообщил, что армянская армия в противостоянии с Азербайджаном от оборонительной позиции перейдёт к наступательной.
Отбиваться от атак «карабахского клана» получалось - даже в непризнанной «Нагорно-Карабахской республике» (НКР), где Пашинян изначально был непопулярен, президентом стал его ставленник Анаик Арутюнян. И на волне успеха Пашинян пошёл дальше. Название «пояс безопасности» в устах официального Еревана вдруг сменилось на «освобождённые территории» - хотя там прежде не было ни одного армянского поселения, жили только азербайджанцы. «Красной тряпкой» для Баку стало публичное заселение этих земель армянами из Ближнего Востока и начало обустройства «пояса» - дорожно-строительные работы в Кельбаджаре, в Губадлы. Иммигрантов торжественно встречали в Ереване и автобусами под съёмочные камеры ТВ везли в «НКР». Точно такая же политика, какую проводит Израиль, специально заселяя спорные с Палестиной территории евреями. Этого не делала ни одна предыдущая армянская власть, ведь тем самым "пояс безопасности" из азербайджанских областей вокруг Карабаха становится его частью!
В том же духе выглядит и решение провести инаугурацию Арутюняна не в Степанакерте, а в Шуше, и туда же перенести его резиденцию — в древний азербайджанский город, родину многих деятелей культуры. Для Баку это выглядело оскорблением. А самое главное — в 2019 г. во время визита в Степанакерт Пашинян заявил: "Карабах - это Армения, и точка!”. И эти слова, и действия в «буферной зоне» и Шуше были расценены в Баку как отказ от переговоров.
- Но наступательные военные действия всё же начал Азербайджан, а не Армения.
- Режим Ильхама Алиева тоже никак не мог позволить себе показаться «капитулянтским». Из-за того же глобального тотального карантина резко упала мировая цена на нефть — главный источник благосостояния Азербайджана. Началось бурление социального протеста, наложившееся на недовольство от очень жёстких карантинных мер (запрет выхода из дома в выходные дни даже в продуктовые магазины). Митинги протеста разгонялись, активисты арестовывались, но накал нарастал. Известный оппозиционер Тофиг Ягублу, по сфабрикованному делу приговорённый к четырём годам и трём месяцам лишения свободы, стал держать в тюрьме голодовку, его здоровье стало стремительно ухудшаться, и — неслыханное дело для азербайджанской власти! - его выпустили под давлением общественности из тюрьмы под домашний арест.
В этой ситуации фактическая «сдача Карабаха» была бы воспринята азербайджанским обществом с негодованием и угрожала революцией. И Алиев начал действовать. В июле было отправлено в отставку почти всё руководство МИДа во главе с министром Эльмаром Мамедъяровым. Перед этим в ходе заседания правительства Алиев обрушился с критикой на министра: «Азербайджанскому народу надоели бессмысленные переговоры, его терпение не беспредельно - мы создали мощную армию и не сделаем ни шагу назад в связи с нагорно-карабахским конфликтом». Новым главой МИД назначен Джейхун Байрамов, до этого занимавший пост министра образования — то есть вообще не дипломат. А когда замолкают дипломаты — начинают говорить пушки...
- Какой внешнеполитический расклад мы сейчас имеем?
- Азербайджану оказывает однозначную поддержку Турция — и дипломатическую, и, по косвенной информации, военными советниками. Из стран бывшего СССР на стороне Азербайджана — Украина,
В свою очередь, на стороне Армении — Франция. Французско-турецкое противостояние — это уже тенденция последнего года и в восточном Средиземноморье, и в Ливии, а теперь ещё и в Закавказье. Эммануэлю Макрону хочется стать фактическим лидером Евросоюза, а Реджепу Эрдогану - основателем новой «Османской империи». В Анкаре уже вслух мечтают, что в конце октября на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств будет объявлено о создании объединённой армии тюркских стран — как минимум Турции и Азербайджана.
- А позиция России?
- Она определяется значительным весом в Кремле обеих воюющих стран. У армянского лобби — более сильные позиции в кремлёвских медиа и органах власти: например, руководитель сети Russia Today Маргарита Симоньян и её муж, телеведущий НТВ Тигран Кеосаян. В правление Совета Союза армян России (САР) входит член Общественной палаты РФ двух созывов, политолог Андраник Мигранян. В бизнес-среде весьма влиятельна среди российских топ-чиновников группа «Ташир» во главе с Самвелом Карапетяном, который связан с главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым и заместителем главы администрации президента РФ Сергеем Кириенко.
С другой стороны, практически так же влиятельно и азербайджанское лобби. Обе дочери президента Алиева вышли замуж за российских азербайджанцев - Лейла стала супругой главы холдинга «Крокус-сити» Араза Агаларова, а Арзу осчастливила сына другого российского бизнесмена Айдына Курбанова. К лобби можно отнести и президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, крупных инвесторов Года Нисанова и Зараха Илиева, тесно связанных с московской властью во главе с мэром Сергеем Собяниным.
Ситуация как в любовном треугольнике: два ухажёра за одной барышней, не решающейся отдать кому-то одному окончательное предпочтение. Каждая из сторон конфликта ведёт себя примерно одинаково – уверяет себя в симпатии России и одновременно ревнует её к сопернику. При этом, как видите, это противостояние сопряжено и с давней конкуренцией двух «кремлёвских башен» - Кириенко против Собянина.
В итоге два лобби нейтрализовывают друг друга, обеспечивая фактическое невмешательство России. Пять раз за несколько дней Пашинян звонил Владимиру Путину, надеясь убедить его поддержать союзника по ОДКБ. Однако в ответ Кремль озвучил, что готов это сделать … в случае нападения на Армению. Понятно, что Нагорный Карабах не является частью этой страны — а, значит, и повода для вмешательства нет.
- И чем же закончится, вероятно, нынешняя война?
- США и Китай, как и Россия, и соседняя Грузия, явно не занимают ни ту, ни другую сторону. Остаётся ещё один важный сосед — Иран. А он, несмотря на историческую вражду с Турцией, поддержал территориальную целостность Азербайджана, предложив своё посредничество в мирных переговорах. На стороне Баку — и влиятельный Израиль, поставляющий туда военную технику на $150-200 млн. ежегодно (системы ПВО, беспилотники, ракеты) и давно желающий сделать Азербайджан своим плацдармом в борьбе против Ирана.
Так что, вероятно, Еревану придётся согласиться на передачу семи «буферных» районов Азербайджану, ввод миротворцев и особый международный статус Карабаха. Любая война кончается миром. И в будущей реальности и Армения, и Азербайджан захотят видеть своим приоритетными союзниками тех, кто поддержал их в нынешней ситуации — значит, дрейф обеих этих стран от выбравшей нейтралитет России практически неизбежен.
У Путина последние годы хорошо получалась одна вещь - ссориться с бывшими советскими республиками. Путин - достаточно умный человек, чтобы не наступать на одни и те же грабли дважды. Если он это делает, значит, это происходит специально. Сначала в Грузии, потом в Украине, затем в Беларуси. Видимо, это же произойдёт и с Арменией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий