«Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения». Эти слова при-надлежат Константину Георгиевичу Паустовскому (1892-1968) – советскому писателю, ставшему нашим земляком и упокоившемуся на тарусской земле.
Подобное мнение, с полным правом, могли бы разделить – А.П.Чехов, Н.А.Заболоцкий, В.Д. Поленов, М.И.Цветаева, В.Э.Борисов-Мусатов, Н.П.Крымов, С.Т.Рихтер, В.Борисов и многие другие творческие люди, чьим творчеством освящена Таруса – имена составляющие славу России.
Однако, уже тогда, Паустовский был озабочен фактами варварского отношения к тарусской природе, загрязнением Оки предприятиями Калуги и Алексина.
Озабоченность писателя была направлена в адрес наших отцов. А как обстоят дела у детей и внуков? Что они оставляют потомкам после себя?
Оценим Тарусу туристическую какой она представлена в настоящее время, тем более, что местные власти нет-нет да провозглашают Тарусу туристической «Меккой».
Ещё недавно (как бежит время), по пути из Москвы в Тарусу за рекой Протвой (граница между Московской областью и Тарусским районом Ка-лужской области) туриста и не только, глаз радовали поля, перелески, лесные опушки. Сегодня поля – земли сельхозназначения распроданы и застроены коттеджами «хуторами». Вместо уникального природного ландшафта - бес-конечные разномастные металлические заборы подобные оскалу вставных челюстей. Эти «хутора» накрыли весь район! При этом они, как правило, примыкают к автомобильным дорогам, поскольку здесь проходят линии электропередач и газ.
Далее, по пути к Тарусе, в районе села Кузьмищево, нас встречают бывшие полигоны по переработке инертных материалов, которые добывались в пой-ме Оки. Убогие постройки, ржавые конструкции и механизмы, кучи песка и щебня, огромный ржавый ангар, который десятилетиями загораживает пано-раму живописного крутого противоположного берега Оки, в том числе дом-музей В.Д.Поленова
Чуть дальше автотрасса делает совершенно излишнею петлю, которую мож-но было бы спрямить, однако землю, внутри петли, в зоне интенсивного ав-томобильного движения выделили под индивидуальную застройку – дышите глубже!
Как известно первое официальное упоминание Тарусы обозначено 1246 го-дом, но никто из наших предков за прошедшие века не посягнул застолбить берега Оки или реки Тарусы, как частную собственность. Понимали - реки и берега это Божье достояние и принадлежат они всем.
Но вот, в шестидесятых годах прошлого века началось освоение красивей-ших, экологически чистых мест отдыха на берегу Оки. Развернулось строи-тельство ведомственных пансионатов, баз отдыха и дачных сообществ. Повсеместно территория зон отдыха охватывала береговую линию, ныне оформленную в собственность.
Не исключение и садовое товарищество «Утёс» Института космических исследований РАН. Именно здесь высится уникальный природный утёс - самая высокая в районе точка над Окой, другой такой нет. С него открывается замечательные виды Оки, необозримые заокские дали, часть Тарусы как на ладони! Утёс мог бы быть изюминкой для туристов, так же, как в Москве Воробьёвы горы, но его низвели до участи части дачного участка.
Но «Барбизон» - это не только окружающая нас природа, но и среда обитания человека. Красивый, уютный город характеризует уровень цивилизации и культуру её обитателей. Для этого в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» - ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, техниче-ских полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, велодорожек, зеленых насаждений и др.).
Однако создаётся впечатление, что эти нормы мене всего касаются Тарусы. Обратимся к фактам. Когда-то дальновидные люди разумно обозначили «красную линию» въезда со стороны Серпухова в центр и историческую часть города. Условно, она бала обозначена от моста через р.Тарусу, далее справа к 2-х этажному жилому дому - районной больнице и кинотеатру «Мир». Оставалось снести пару развалюх и город украшал бы широкий, удобный въезд. Но с этой разумной идеей «общество потребителей» разде-лалось как «повар с картошкой». Здесь, в районе светофора, до обочины до-роги втиснули здание Центра занятости, затем гостиницу и торговый центр «Верный». Возле моста появились два одноэтажных дома (в одном сейчас «Пицца»). В итоге Таруса получила тесный, убогий въезд. К тому же прилегающая к районной больнице территория ограждена забором, вытеснив пешеходов на обочину дороги, хотя там вполне можно было бы оформить уютный сквер. В целом, в исторической части города все лакомые куски зем-ли «разбазарены» под хаотичную застройку и нет даже места для стоянки туристических автобусов.
Кстати на месте слияния р. Таруса с Окой, на мысу, стоит неказистое строе-ние - это КНС (канализационная насосная станция) Водоканала. Хочу напомнить, что в XI – XII веках на этом месте была военная крепость, кото-рая являлась частью береговой стратегической линией на южных подступах к Москве. Реконструкция этой крепости, с продолжением до нынешней стеллы посвященной героям - тарусянам Великой Отечественной войны, была бы второй изюминкой для туристов. Здесь же нашлось бы место для памятника основателям Тарусы (1245-1246г.г.) – Князю Михаилу Черниговскому и его сыну князю Юрию Тарусскому. Однако нынешние предки основателей и за-щитников Тарусы подобные амбициозные задачи не ставят - «Не по Сеньке шапка».
Для туристов в Тарусе - главной достопримечательностью является городской сквер на крутом берегу Оки в центре города. Место по настоящему красивейшее с противоположным берегом, слава Богу пока не обезображенным цивилизацией.
Главной достопримечательностью сквера является памятники Марине Цвета-евой, Белле Ахмадулиной и Константину Паустовскому. В Тарусе бытует культ Марины Цветаевой и поэтому, когда встал вопрос установки памятник, то это было воспринято как явление естественное и нормальное. Однако воз-никли и разногласия. Кому-то облик Марины показался слишком скорбным при том, что её Таруса - это счастливое безоблачное детство и юность. Но лоббисты и спонсоры памятника «продавили» именно этот вариант. Затем другие лоббисты и другие спонсоры, неподалёку поставили памятник Бэлле Ахмадулиной. И наконец, появился «мешковатый» памятник Константину Паустовскому, который «задвинули» за здание бывшей «столовки» и поныне не к месту находящейся в сквере.
К числу неудачных примеров подобного рода является установка бюста та-русянину, командарму 33 армии, Герою Советского Союза Михаилу Ефремову на Соборной площади Тарусы. Хотя рядом в 50 мерах на берегу Оки стоит стела-памятник тарусянам погибшим в годы войны и шеренга мемориальных досок героям тарусянам, из которой зачем-то вывели Михаила Ефремова.
Не буду дальше развивать эту тему. Думаю, что общественно значимые памятники должны проходить экспертизу специалистов, а их размещение должно соответствовать определённому смыслу, месту и значению.
Однако покинем историческую часть города и совершим краткий экскурс по Тарусе. Одна из несуразиц нашего города – районный рынок в микрорайоне Курган. В будни это заурядные торговые центры за металлической решет-кой, а в субботу рынок - рукотворный бедлам из-за отсутствия автопарковочных мест.
Микрорайону Курган вообще не повезло! Чего стоит «архитектурный ше-девр» представленный так называемыми «торговыми рядами» на улице Ко-ролёва. По всему он скопирован из содержимого внутридворового «шанхая» между улицами Горького и Ворошилова по которому давно «плачет» бульдозер.
Но феномен Тарусы - это особая неприязнь к тротуарам. Основная часть да-же центральных улиц полностью или частично имеют односторонние тротуары (Шмидта, Горького, Ленина, Ворошилова и др.), множество улиц частично или полностью без тротуаров.
Так улица Ленина от Школы №1 до Молочного завода не имеет тротуара во-обще. В одном месте на гипотетический тротуар «влепили» Автосервис и мойку, а чуть дальше, возле непонятной «халупы» появился длинный забор.
Тарусский молочный завод пошел еще дальше. Из-за алчности и бесконтрольности, презрев «красную линию», тротуар вынесли … на обочину ре-гиональной автодороги с интенсивным движением, а себе, вместе с «красной линией», присовокупили солидную территорию.
Что касается дороги тут же отходящей в сторону объездной автотрассы и садового товарищества «Ильинское», то она вообще без тротуаров.
Дурной пример заразителен. И вот уже «Тарусская вышивка» со своим убогим тротуарчиком (от улицы Пушкина) поступила подобным же образом.
Развлекательный центр по ул. Шмидта (напротив военкомата) проявил завидную заинтересованность в размерах своей внутренней территории «урезал» общественную, превратив бывший тротуар в «ослиную тропу».
Показателен пример ул. Беляева. Старый участок улицы не имеет тротуаров, но она такой ширины, что есть место под двух сторонние тротуары. Участок улицы этой улицы от ул. Добрияна до ул. Горького, застроенный в новейшее время, заужен настолько, что там никогда не буде тротуара.
Впрочем, ул. Добрияна и весь жилой массив новейшего времени к которому она ведёт, так же не имеет ни тротуаров, ни места для них.
Градостроительный примитивизм и тротуарная вакханалия, порождённая та-русскими временщиками - это не только вопиющее нарушение Градостроительного кодекса и соответствующих нормативов, но и безразличное отно-шение к людям, т. е. к жителям и гостям нашего города. А ведь в цивилизованном обществе заботятся не только о пешеходах, но и о велосипедистах, для которых в Тарусе отсутствует всякая перспектива. К сожалению, подоб-ные факты имеют устойчивую тенденцию ибо «всё сходит с рук».
Отшумела громкая слава французского Барбизона.
«Русский Барбизон», в своё время воспетый К.Г. Паустовским, мы уничтожаем сами и не есть ли это отщепенство от своей малой Родины?
Но «Барбизон» - это не только окружающая нас природа, но и среда обитания человека. Красивый, уютный город характеризует уровень цивилизации и культуру её обитателей. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градострои-тельство» - ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, велодорожек, зеленых насаждений и др.).