Труд и капитал как взаимосвязанные категории Труд и капитал
– ключевые условия развития любого общества, тем более основанного на
принципах, законах и алгоритмах рыночной экономики. В природе этого двуединого
феномена заложена диалектика единства и борьбы противоположностей. В конечном
(практическом) смысле речь идет о взаимоотношениях наемных работников и
работодателей. Политика государства определяется по отношению к труду и
капиталу. Либералы заявляют, что
государство не должно бизнес ограничивать никак. Что они платят людям зарплату.
И пусть работники заботятся о себе сами. Сами платят налоги, сами откладывают
на пенсию, сами платят врачу и прочим специалистам, чьи услуги работник
потребляет. Вроде благостная картина. Но как заставить платить такую зарплату,
что бы хватало на все, что необходимо для жизни. Но труд как целесообразная
деятельность не может существовать, а тем более развиваться и наполняться новым
содержанием и качеством, если нет капитала, то есть заказчика (потребителя)
результатов труда, если нет субъекта, обеспечивающего финансирование трудового
процесса. Чтобы начать процесс труда, хозяин предприятия должен вложить капитал
в приобретение предметов труда (сырья, материалов и т.д.), средств труда (станков,
инструмента и т.д.) и выплачивать персоналу заработную плату как цену его труда
или рабочей силы. Но и капитал не может существовать без труда. Только труд и
его конечные результаты блокируют капитал от разорения и краха, позволяют ему
развиваться и расти. Причем чем интенсивнее, производительнее труд, чем выше
его качество (квалификация работников, сложность труда и т.д.), тем больше
шансов такого роста и перспектив развития. Говоря о невозможности наличия труда
без капитала и капитала без труда, следует отметить противоречивость и
конфликтность этих феноменов. Их участь – всегда «жить» вместе, но не всегда в
дружбе и согласии. Классический пример – заработная плата. Наемные работники
стремятся к ее максимально возможному размеру, а собственники капитала –
напротив, ибо их главная цель состоит в получении максимальной прибыли и
сверхдоходов от процесса труда и производства. Социал-демократы считают, что
государство обязано встать на защиту людей труда. Задача сложная, сродни пройти
по лезвию бритвы и не свалится набок.
Необходимы законы позволяющие с одной стороны развивать бизнес, с другой
стороны платить зарплату, позволяющую рабочему гармонично развиваться. Государство
обязано устанавливать минимальную зарплату величиной в 3 прожиточных минимума,
что бы ему хватило прокормить семью состоящую как минимум из 3 человек. Для
мотивации повышения квалификации должна быть установлена такая тарифная сетка,
где разница первого и самого высокого разряда разница не менее трех раз. А государство должно
помочь это сделать. Для этого разрабатывается и принимается Федеральный закон
РФ (или поправки к соответствующим законодательным актам) «О регулировании
фондов оплаты труда организаций сферы материального производства и услуг»
(можно с указанием конкретного периода его действия, допустим, на 2020 – 2030 гг., в
расчете на то, что за эти годы положение удастся выправить и придать ему нужную
устойчивую тенденцию), которым предписывается обязательное установление
конкретной доли (в %) дохода предприятия, используемой ежемесячно в качестве
его фонда оплаты труда, и утверждение этого норматива отдельным пунктом в
коллективном договоре организации.
2. Конкретный
норматив формирования ФОТ как доли «очищенного» дохода предприятия (остающегося
после вычетов из общего дохода требуемых по закону налоговых отчислений в
федеральный и иные бюджеты, процентов за банковский кредит, других обязательных
платежей) определяют и ежегодно корректируют совместно администрация и
представители трудового коллектива (профсоюзной организации) предприятия.
3. Критерием
установления норматива формирования ФОТ может быть, например, 70 процентный
объем «очищенного» дохода предприятия. Как показывает анализ, именно такой
показатель чаще используется в большинстве развитых стран мира. Предложенный
механизм формирования ФОТ (имея, понятно, определенные шероховатости, которые
можно будет устранять в ходе его использования на практике) в значительной мере
нейтрализует проблемы, связанные с низкими уровнями оплаты труда в реальном
секторе экономики, бедностью и неэффективным использованием валового внутреннего
продукта, а также создает условия для прозрачности и понимания персоналом сути
этого процесса, обеспечения мощной мотивационной среды и заинтересованности
работников предприятия в наращивании объемов производства, являющегося гарантом
устойчивого социально-экономического развития России. В этом четко
просматривается реализация принципа социальной ответственности бизнеса на
практике, а также эффективный социальный контроль со стороны трудового коллектива
за расходованием доходов предприятий в интересах работодателей и наемных
работников, блокирование оттока прибыли и капитала в теневой сектор и т.д.
Конечно, для равномерного и справедливого распределения ФОТ между различными
категориями работников (управленцами, специалистами, служащими и рабочими) в
этом же Законе следует установить максимальный норматив дифференциации оплаты
труда между работниками самой высокой и самой низкой квалификации. Он может быть, например, 1:10 или 1:5, что ближе
к соответствующим показателям, используемым зарубежными странами. Либо 1:4,5,
если хозяйственники и здесь склонны брать пример с бюджетной сферы. Именно
такое соотношение в оплате труда между крайним I и XVIII разрядами заложено в
Единой тарифной сетке, по которой оплачивается труд учителей, врачей, ученых и
т.д. В ходе бесед с руководителями предприятий крупного, среднего и малого
бизнеса, профсоюзными лидерами, изложенные идеи и контуры предлагаемого Закона
РФ в получили поддержку ее участников. На первом этапе возможна апробация
данного законопроекта в порядке эксперимента в одном или нескольких субъектах
Федерации. Современные формы и модели оплаты труда Гармонизация интересов
наемных работников и работодателей достигается адекватным выбором эффективных
форм и систем оплаты труда персонала. Они должны обеспечивать зависимость вознаграждения
от квалификации, профессионализма, фактических результатов работы рабочих,
специалистов и руководителей, а также конечных показателей финансово
экономической деятельности предприятий, прибыли (дохода) фирмы, организации.
При использовании распространенных сегодня традиционных тарифных систем оплаты
труда, основанных на гарантированных тарифных ставках и должностных окладах,
теряется зависимость заработка работника от его квалификации, трудового вклада,
итогов хозяйственной деятельности предприятия, прибыли и дохода, а значит, труд
но говорить о гармонии интересов предпринимателя и производителя. Решение
проблемы – в разработке и использовании на практике принципиально новых моделей
стимулирования и оплаты труда. Этому способствует расширение прав трудовых
коллективов в сфере распределительных отношений. В соответствии с новым гражданским
Кодексом они могут пользоваться традиционно действующей тарифной системой либо
применять тарифные ставки и оклады лишь в качестве ориентиров, или использовать
индивидуально разработанные модели оплаты труда, а также творчески применять зарубежный
опыт. Инициатива – за предприятиями и предпринимателями. В настоящее время
более половины работников реального сектора экономики страны далеко не в полной
мере используют свои физические и интеллектуальные способности на производстве.
Это колоссальный резерв, использование которого на практике, по нашим расчетам,
может позволить как минимум в два раза увеличить ВВП, доходную часть бюджетов
всех уровней, а значит, адекватно поднять заработную плату, пенсии, стипендии,
пособия и т.п. Я повторюсь, что выгода-мотивация должна быть у всех. Бизнес
должен иметь возможность платить такие зарплаты, а для этого требуется
пересмотр налоговой политики в стране, путем мотивации развивать необходимые
производства. И с другой стороны, если работник будет получать больше зарплату,
то он будет больше покупать предметов потребления и тем самым развивать выпуск
этих предметов. Сегодня не сказано о социальной защите населения в Программе
партии НСДРП, но это в следующий раз.
Член оргкомитета
партии НСДРП
Вячеслав Горбатин
Комментариев нет:
Отправить комментарий