Уважаемый
Вячеслав Александрович!
Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции
рассмотрела Ваше обращение, поступившее из Управления Президента Российской
Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, и сообщает.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения осуществляется органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
Федерального закона
от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и принятыми в целях их
реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации и актами
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ и Федерального
закона № 416-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В Калужской области таким органом является
Министерство конкурентной политики Калужской области (248001, г. Калуга, ул.
Плеханова, д. 45), в адрес которого целесообразно обращаться по вопросам
установления тарифов. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне,
обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки
от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для
возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов
налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу
экономической обоснованности представленных предложений регулируемых
организаций и учитывает их региональные и технологические особенности
осуществления деятельности. Необходимо отметить, что различие в стоимости услуг регулируемых
организаций обусловлено разницей в объёмах реализации коммунальных услуг
потребителям, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени
изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для
поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, а также
особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных
услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации. Так, на размер тарифов на тепловую энергию значительное влияние
оказывают затраты, связанные с видом используемого топлива (стоимость жидкого и
твердого топлива выше стоимости природного газа), загрузка котельных, а также
способ выработки тепловой энергии (если тепловая энергия вырабатывается
комбинированным способом, т.е. электрическими станциями в режиме одновременной
выработки электрической и тепловой энергии (мощности), то себестоимость этой
тепловой энергии значительно ниже, что также влияет на размер тарифа).
Различия в стоимости услуг организаций, осуществляющих деятельность в
сфере водоснабжения и водоотведения, обусловлены объемами реализации услуг по
водоснабжению и водоотведению, территориальным расположением объектов
водоснабжения и водоотведения, протяженностью и степенью изношенности
водопроводных сетей и сетей водоотведения, технологическими особенностями
работы очистных сооружений и другими факторами.
Дополнительно сообщаем, что информация о тарифах в
сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, об основных показателях
финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая
структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности)
подлежит обязательному раскрытию организацией коммунального комплекса, осуществляющей
соответствующую деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения, в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими
организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №
570, и Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, в федеральной государственной информационной системе «Единая
информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования -
региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (ФГИС ЕИАС ФАС
России), в средствах массовой информации и по письменным запросам
заинтересованных лиц. ФАС России также отмечает, что постановлением Правительства Российской
Федерации от 03.03.2004 № 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или
городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по
государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере
водоснабжения и водоотведения. Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления ФАС России вправе
отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их
полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в указанных
сферах. Таким образом, заинтересованные лица вправе обратиться в ФАС России с
заявлением об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов. Заявление подается в соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка рассмотрения
вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также
решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им
полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и
перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене,
утвержденного приказом ФСТ России от 11.10.2004 № 111-к. Согласно статье 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее —
ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за
коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в
муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные
индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных
образований. При этом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные
услуги относятся к совокупному
платежу за все коммунальные услуги. Согласно пункту 59 Основ формирования индексов изменения размера платы
граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее —
Основы формирования индексов), изменение (прирост) размера платы граждан за
коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта
Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской
Федерации. В соответствии с пунктом 58 Основ формирования индексов предельные
индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на
величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев
согласования предельных индексов представительными органами муниципальных
образований. Так, согласно пункту 43 Основ формирования индексов в целях организации
электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с
твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества
оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа
муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по
субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту
Российской Федерации. В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от
15.11.2018 № 2490-р и от 29.10.2019 № 2556-р в среднем по Калужской области на
2020 год утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за
коммунальные услуги в размере 3,6% и предельно допустимое отклонение по
отдельным муниципальным образованиям Калужской области от величины указанного
индекса на 2020 год в размере 2,0%, с учетом того, что в первом полугодии 2020
года рост платы граждан за коммунальные услуги не предусмотрен. Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой
гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Калужской
области может составлять 5,6%, за исключением утверждения в установленном
порядке предельных индексов, превышающих индекс Калужской области более чем на
величину отклонения по Калужской области. В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный
мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор. В случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные
услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при
использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер
установленного для соответствующего муниципального образования предельного
индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть
изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим
государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об
устранении выявленных нарушений. В Калужской области таким органом является Государственная жилищная
инспекция Калужской области (ул. Суворова, д. 71 А, г. Калуга, 248030). Отмечаем, что в указанном случае гражданину за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в
порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок
должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема
потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах
соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг. Также сообщаем, что на
основании статьи 20 ЖК РФ и в соответствии с Положением о государственном
жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.06.2013 № 493, деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством,
законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление
многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу
нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и
методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных
услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления
коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической
эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов
приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществляют органы
государственного жилищного надзора посредством организации и проведения
проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Исходя из вышеизложенного, для проведения таких проверок необходимо
обращаться с соответствующим заявлением и приложением копий документов,
свидетельствующих о признаках нарушений (нарушениях), в адрес Государственной
жилищной инспекции Калужской области. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ
отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться
компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет
средств соответствующих бюджетов. Отдельно следует отметить, что в Российской Федерации также
предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки гражданам. Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера
регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для
расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-
коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 указанной статьи,
превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов
граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления,
перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения
предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии
и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления
субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской
Федерации в рамках Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 14.12.2005 №761. ФАС России благодарит Вас за обращение и сообщает, что более подробную
информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном
интернет-сайте: Для
улучшения качества работы с обращениями граждан и организаций Вы можете оставить
свой отзыв или предложения в форме обратной связи на официальном сайте ФАС
России, пройдя по ссылке:
С.А. Пызуревский
Комментариев нет:
Отправить комментарий