Надо отдать должное организаторам. Применили много современных приемов для комфорта участников. Это реальная площадка, где можно многое услышать и предложить. Было приглашено много видных людей, большинство из них либерального толка. Мне кажется и сам Кудрин по взглядам либерал. Мне по духу, стремление расшевелить гражданское общество, ибо только граждане решают все. Вы можете возражать по сегодняшним делам. Так вот именно сегодняшнее бездействие население приводит к падению всех показателей. Конечно и государство прикладывает к этому руку. Но если население будет проявлять активность и государство будет иным. А сегодня власти спокойней, когда народ спит. Так, что давайте просыпаться. Мир богат и готов поддержать все ваши полезные инициативы. На форуме было обсуждено и высказано много предложений. Материалы для обсуждения были разосланы заранее. Было и интернет голосование по ним. Выделены набравшие большинство. Теперь по ним организаторы отработают рекомендации и организуют исполнение. А вот главные тезисы:
«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Конституция РФ, ст. 1).
Верховенство права — принцип
управления, в соответствии с которым все люди, учреждения и органы, публичные и
частные, в том числе и само государство, подотчетны на основании законов,
которые принимаются публично, исполняются на равной основе, рассматриваются в
рамках независимого судопроизводства и соответствуют международным нормам и
стандартам в сфере прав человека.
Наша цель — объяснять и
настаивать, что наше общество — это общество, где высшей ценностью является
человек.
В нашем
обществе и государстве должно быть возвращено верховенство права, должен быть
создан реальный механизм защиты прав и свобод и условие их реализации
посредством прозрачной и справедливой процедуры принятия судебных решений.
Мы, часть гражданского общества, хотим достичь верховенства права для
каждого жителя России, что означает:
равенство
перед законом;справедливое разрешение споров
уважение со стороны власти
предсказуемость действий власти и их
направленность на благо людей, а не свои собственные интересы.
Среди первых
целей — добиться неприятия и наказуемости пыток в правоохранительной системе,
вернуть общественный контроль над правоохранительной системой.
«Высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные
выборы» (Конституция РФ, ст. 3, п. 3).
Честные выборы — гарантия ответственной власти.
Возможность сформировать, а затем
поменять власть, требовать от ее представителей отчета за действия и принятые
решения позволяет людям ограничить государство и отдельных должностных лиц в
случае их покушения на права и свободы граждан, помешать злоупотреблениям
общественными ресурсами и стимулировать движение в сторону гуманизации
общества. Для этого нужно, чтобы выборы проводились в условиях свободной и
конкурентной избирательной кампании, а результаты голосования позволяли
установить реальную волю избирателей.
Многолетние
требования к власти создать условия для проведения честных выборов показали
свою неэффективность. Ситуацию могут исправить только коллективные действия
гражданского общества: общественных
объединений,
профессиональных и активистских
групп вне зависимости от сфер деятельности и политических убеждений.
Цель
гражданского общества — создавать условия, в которых будет реализовано право на
представительство и участие в политической жизни любых объединений граждан, и
граждане не станут игнорировать выборы из-за того, что не видят возможности
выбрать представителей с близкими им интересами или не верят в справедливость
процедуры проведения выборов.
«Человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства»
(Конституция РФ, ст. 2).
Для нас и будущих поколений важна
природа России, возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду,
сосуществовать на планете так, чтобы передать ее следующим поколениям в
состоянии не хуже, чем получили мы сами. Жизнь каждого человека зависит от
того, сохранится ли наша планета пригодной для жизни. В этой глобальной
проблеме мы зависим и от других людей и стран, и от своих поступков и политики
нашего государства. Мы выступаем за то, что совместная ответственность каждого
жителя России, гражданского общества и государства — сохранение и улучшение
экологии в России.
Для России —
страны с очень большой территорией и сравнительно небольшим количеством жителей
— должен быть важен каждый. А это значит, что нашему обществу предстоит быть
более инклюзивным — принимающим и уважающим других людей: с особенностями
развития и ограничениями, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, приехавших
в нашу страну с желанием жить и работать в ней.
Цель — обеспечить в России:
Интеграцию — реальную деятельность
государственных формальных и неформальных институтов по созданию условий и возможностей
для включения человека с теми или иными социальными проблемами в полноценную
жизнь, в том числе в трудовую деятельность.Изменение отношения общества как принимающей среды. Сейчас общество по-настоящему не принимает людей с проблемами. Государство и гражданское общество должны помогать воспитанию рядовых граждан, с тем чтобы они принимали людей, которые по различным причинам «не такие».
Инклюзию — мотивацию и возможности отдельно взятого «не такого» человека быть в обществе, предпринимать для этого необходимые самостоятельные действия, делать шаги навстречу, с одной стороны, и готовность общества принимать человека таким, какой он есть, — с другой. Законодательная база Российской Федерации выделяет особые права инвалидов, но реализация большинства законов проходит формально, основная часть льгот заменена компенсационными выплатами, безбарьерная среда организована лишь фрагментарно, социальное обслуживание не направлено на включение инвалидов в жизнь общества, а часто, наоборот, способствует иждивенчеству.
В ответственном, по-хорошему
взрослом и зрелом российском обществе и в государстве должно уважаться,
приниматься и гарантироваться право на мнение и право на несогласие с
общепринятым мнением, с мнением государственной власти. Наша цель — вернуть
каждому человеку право на высказывание мнения и гарантии его защиты. Только так
вернется диалог, умение слушать и слышать друг друга, вырабатывать лучшие
решения.
Наша цель — Россия, в которой важен
каждый.
IV.
Право на инициативу
В последние годы гражданская инициатива в
России переживает всплеск. Несмотря на имитационную открытость и видимость
диалога власти и ее фактическую замкнутость на себе, а возможно и благодаря
этому, люди все чаще решают проблемы сами. Качество образования, помощь больным,
бедным, умирающим, помощь в чрезвычайных ситуациях становятся задачами
общества, и все больше людей проявляет гражданскую инициативу. Но
государственная власть пытается разделить инициативы на официальные и
неофициальные, формализовать и установить рамки для поощряемой и не поощряемой
инициативы. Такое разграничение неприемлемо для общества, желающего построить
современное социальное государство, современную экономику, добиться роста
благополучия граждан.
Вместо защиты прав и свобод
человека государство защищает само себя от тех, кто пытается отстоять свои
гражданские и политические права. Все меньше людей считает, что парламентские
партии, общественные советы при органах власти, общественные палаты и другие
институты представляют интересы общества. Но бюрократическое давление
государства идет дальше и блокирует любую инициативу в образовании,
здравоохранении, предпринимательстве, социальном обслуживании и сервисах.
Гражданская и предпринимательская
инициатива — основа развития общества и государства. Государству и власти надо
сделать шаг назад из сфер, где общество, гражданская и предпринимательская
инициатива, инициатива активных и неравнодушных людей решат задачи лучше.
Наша цель — добиваться
пространства для инициативы для активистов и учителей, добровольцев и врачей,
предпринимателей и волонтеров.
Что надо сделать,чтобы достичь этих целей?
Добросовестным судьям все сложнее, их все
меньше, и они нуждаются в поддержке. Общество должно взяться за решение
проблемы судебной системы. Право
на суд присяжных должно быть у любого человека. Это не получится обеспечить
сразу, но такова цель, к которой необходимо стремиться.
•
Создать движение «присяжных», а именно расширить
круг активистов, поддерживающих требование об участии граждан в отправлении
правосудия. Должны быть утверждены основы программы, как непосредственно
пропагандирующей участие граждан в судах присяжных, так и предполагающей
выдвижение и поддержку гражданским обществом требований о расширении
компетенции судов с участием граждан.
•
Потребовать вернуть в компетенцию суда присяжных
статьи, изъятые из нее в 2008 и в 2013 годах под предлогом недостаточной
зрелости гражданского общества и создания апелляционных инстанций в судах общей
юрисдикции.
•
К компетенции суда присяжных должны быть
отнесены дела, в которых присяжные могут оценить элементы провокации и
«заказа», прежде всего дела о взятках и других должностных и
«предпринимательских» преступлениях, с точки зрения здравого смысла.
В
качестве оснований, влекущих за собой передачу дела по требованию
заинтересованной стороны в суд с участием граждан (в том
числе как народных заседателей), должны быть определены специфические признаки
предмета спора и сторон (как в уголовных, так и в административных и
гражданских процессах), указывающие на наличие в деле публичного интереса. К
этой категории, в частности, должны быть отнесены споры, возникающие при
выборах, административные дела о наказании за участие в публичных акциях,
«предпринимательские» дела, связанные с возможной приостановкой деятельности
крупных промышленных и иных объектов.
• Общий принцип должен предполагать постепенное
добавление к компетенции суда присяжных все менее и менее тяжких дел. Верхняя
планка наказания для дел, по которым возможен суд присяжных, должна снижаться
на два года каждые два года. Это позволит судам постепенно адаптироваться,
отработать механизмы формирования коллегий и, тем не менее, обеспечит
постоянный прогресс в этой сфере.
Стоит начать изменения с того, что вывести из Комиссии по
предварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей при
Президенте РФ всех представителей правоохранительных органов, заменив их
представителями судейского сообщества и юристами- учеными.
Решающий отбор перед назначением
на должность федерального судьи происходит на уровне президента в закрытом
режиме. Проводит его Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на
должность федеральных судей при Президенте РФ (ККП). С 2001 г. и по настоящее
время от одной трети до одной четверти состава ККП составляют представители
спецслужб и правоохранительных органов. За полтора десятка лет работы этой системы отбора в
судебной системе остается все меньше кадров, готовых занять независимую позицию
или игнорирующих указания правоохранительных органов.
Судьями должны становиться люди с разнообразным опытом работы, имевшие
возможность видеть работу правоохранительной системы со стороны адвокатуры или
работавшие в гражданском секторе. Сначала судьи апелляционных и кассационных
судов, а затем и все остальные судьи должны проходить специальную подготовку
перед назначением на должность.
Для этого
необходимо ввести требование к стажу работы «3+3»: может быть от 3 лет работы
по юридической специальности в судебной или правоохранительной системе, но еще
3 года (в случае с правоохранительной системой — после нее) должно быть в
адвокатуре или на других юридических позициях, не связанных с
правоохранительной или судебной системой.
3.
Провести ротацию председателей судов субъектов федерации
Необходимо провести общероссийскую конференцию представителей
юридической профессии и ученых- правоведов и сформировать список из 100
кандидатов на должности председателей судов субъектов Федерации. В их состав
надо включить наиболее авторитетных адвокатов, партнеров крупнейших юридических
фирм, ведущих ученых, юристов, пользующихся доверием и уважением в юридическом
сообществе и в более широких кругах гражданского общества. Этот список
кандидатов может быть поддержан гражданским обществом и предложен на следующем
съезде судей.
Большинство председателей судов
находятся на своих должностях в судах разного уровня более десяти лет.
Единственный способ изменить работу судебной системы в
13
короткие
сроки — ротация корпуса председателей. Если замена всего судейского корпуса
судов общей юрисдикции, чего требуют радикально настроенные реформаторы,
невозможна (это более 25 тыс. судей), то ротация председателей и технически
возможна, и потенциально результативна.
Последние годы власть последовательно
заменяет активных правозащитников в Общественной наблюдательной комиссии (ОНК),
выхолащивает институты гражданского контроля, которые были введены в более
правовом и зрелом состоянии государства. Повестка гражданского общества сейчас
во многом касается возвращения
сути и смысла существующим законным механизмам.
1.
Для обеспечения независимости ОНК от
правоохранительных органов изменить принцип их формирования, передав эти
полномочия Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам
человека, чтобы Совет реализовал полномочия при участии региональных
уполномоченных по правам человека.
2.
Ввести запрет на включение в состав ОНК и
общественных советов бывших сотрудников правоохранительных органов.
3.
В соответствующих законах субъектов РФ об уполномоченных
отразить обязательное включение информации о соблюдении прав человека в местах
принудительного содержания, полученной от ОНК, в ежегодный доклад
соответствующего уполномоченного и прописать основы взаимодействия региональных
уполномоченных и ОНК.
14
4.
До внесения соответствующих изменений в
принцип формирования обеспечить публичную отчетность Общественной палаты: обо всех поступивших заявках кандидатов в члены
ОНК с указанием выдвинувших кандидатов общественных объединений и рекомендаций: о
списке кандидатур, вынесенных на рассмотрение
совета Общественной палаты как рекомендованных Комиссией Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК для
назначения членами общественных наблюдательных комиссий соответствующих
субъектов Российской Федерации либо для отклонения;
о заявках, не прошедших по формальным критерих
о заявках, получивших «О» от более чем половины членов совета Общественной палаты по иным причинам, с указанием причин.
о заявках, не прошедших по формальным критерих
о заявках, получивших «О» от более чем половины членов совета Общественной палаты по иным причинам, с указанием причин.
1.
Утвердить на уровне МВД рекомендованный формат
публичной отчетности участковых уполномоченных полиции (в случае
переструктурирования — муниципальной милиции) и руководителей территориальных
ОВД по всей стране. Отчетность должна включать составленный не юридическим, а понятным
гражданам языком обзор того, что реально делалось для профилактики
преступлений, описание работы с гражданами, доставленными в отделы полиции. Эти
отчеты должны включать всю информацию о фактах смерти в
отделах полиции, количестве возбужденных дисциплинарных производств и взысканий
в отношении сотрудников, о количестве прокурорских представлений по фактам
незаконных действий сотрудников МВД, возбужденным в отношении них
административным и уголовным производствам.
2.
Обязать сотрудников всех правоохранительных
органов,
участвующих
в охране общественного порядка, носить крупные различимые номера на форменной
одежде. За отсутствие или сокрытие выданного номера установить следующую
ответственность: в первый раз —
предупреждение о неполном служебном соответствии,
во второй раз — увольнение.
3.
Обязать сотрудников полиции соблюдать нормы,
позволяющие посетителям присутствовать, а также осуществлять фото- и
видеосъемку в доступных для людей помещениях отделов полиции.
4.
Прекратить этнический профайлинг при проверке
документов, иные проверки документов без достаточных на то оснований или без
оснований, предусмотренных статьей 13 закона «О полиции». За подобные нарушения
установить следующую ответственность: в первый раз — предупреждение о неполном
служебном соответствии, во второй раз — увольнение.
5.
Существенно пересмотреть методику оценки работы
сотрудников полиции, включив в нее реальные показатели отчетности перед
населением и запросы локальных сообществ на безопасность.
6.
Создать единую федеральную горячую линию для
жалоб на нарушения со стороны сотрудников полиции.
7.
Разработать единый формат информационных
материалов для граждан (в том числе для потерпевших, задержанных и привлекаемых
к ответственности) для размещения в отделениях полиции. При разработке опираться
на предложения членов ОНК и представителей правозащитных общественных
объединений.
1.
Развить усилия судебной системы по продвижению
информационной открытости судов. Для этого необходимо:
•
обеспечить возможность проследить дело от
момента его поступления до решения в апелляционной и кассационной инстанциях;
•
обеспечить большие поисковые возможности на
сайтах судов и в системе публикации судебных актов;
•
запретить вымарывание существенно важной
информации из решений судов.
2.
В обязательном порядке информировать граждан о
будущих резонансных делах, включая информацию обо всех делах с участием
присяжных в публично доступном контуре государственной автоматизированной
системы «Правосудие» до начала
рассмотрения дела. Усилить продвижение информации о таких делах в СМИ, учитывая
наиболее прогрессивный опыт региональных судов.
3.
Сделать более дружественным к посетителям вход в
суды: запретить приставам фиксировать информацию о цели визита, отменить запреты
на фотографирование в публичных зонах суда.
4.
Закрепить статус аудиопротокола как
процессуального документа.
5.
Обеспечить доступ в здания судов гражданам с
разными потребностями, включая людей с ограниченным зрением, с ограничениями в
передвижении и т.п.
6.
Утвердить единые правила поведения в зданиях
судов для граждан, представителей гражданского общества, адвокатов и СМИ с
сохранением за председателями судов права изменять правила лишь в сторону
лучшего обеспечения большей открытости суда и расширения набора услуг со
стороны аппарата судов. Новые правила должны быть подготовлены при
непосредственном участии представителей перечисленных сообществ.
7.
Обеспечить доступ в здания судов и залы судебных
заседаний в случае проведения заседаний в нерабочее время и в выходные дни.
Открытость судебных заседаний для публики и СМИ должна быть обеспечена
независимо от технических, материальных или иных препятствий. В случае наличия
таких препятствий незамедлительно уведомлять прокуратуру, представителей
судебного департамента, органы судейского сообщества.
8.
На основе существующих норм о возможности
ведения фото- и видеозаписи с разрешения судьи разъяснить основания для отказа
в фото- и видеосъемке. Уточнить процедуру подачи заявления о фото- и
видеосъемке судебного заседания.
В последние годы системы «Большого брата» повсеместно используются для
обеспечения контроля за гражданами. Мы выступаем за противоположный подход:
цифровые технологии должны повышать подотчетность государства обществу. В то же
18
время
большее доверие со стороны граждан создаст возможность сконцентрировать
общественный контроль в одной точке. Низкое доверие к правоохранительным
органам сейчас приводит к возможности рассмотрения создания цифрового контроля
силовыми органами власти: полицией, ФСИН,
Росгвардией и другими
правоохранительными органами.
Цифровой контроль — комплекс мер
по раскрытию информации правоохранительными органами и внедрение механизма
наблюдения за их действиями со стороны общества. Наблюдение обеспечивают:
•
публикация сведений обо всех контактах по
отделениям полиции в виде мобильного приложения и веб-сайта по аналогии с
роПсе.ик и в виде открытых данных, обязательная актуализация этих данных и
ответственность за их неактуальность;
•
раскрытие всей статистики преступлений вплоть до
уровня отделения полиции и до месяца за последние 5 лет как минимум;
•
использование хорошо различимых СЖ-кодов,
представляющих собой ссылки с указанием ФИО и номера полицейского, на его спине
и кепке;
• техническое
обеспечение трансляции записей с видеорегистраторов — при действиях полиции на
общественных мероприятиях и сотрудников ФСИН — в режиме онлайн в облачные
хранилища, где алгоритмы, код или принцип действия которых открыт обществу или
создан им, проверяют наличие всех данных и — по мере развития технологии
искусственного интеллекта — выявляют сцены насилия или их сокрытия.
19
По российским
законам пытки — это преступление. Но они все равно используются в местах
лишения свободы, в полиции и в других правоохранительных органах для получения
явки с повинной от человека, заподозренного в преступлении, в качестве
наказания за реальные или воображаемые проступки, для поддержания дисциплины,
для вымогательства денег и для решения других задач. Пытки начинаются с
терпимости к необоснованному применению насилия, которое стало
распространенным. Именно с небольшого насилия — подзатыльника задержанному,
ударам по телу человека, который уже находится в наручниках или задержан, —
начинается путь правоохранителей к оправданию все большего насилия и в конце
концов пыток. Изменение культуры работы полиции — это неприятие насилия и
запрет на демонстрацию своего несуществующего превосходства над другими людьми.
При восстановлении в России верховенства права задача правоохранительных
органов — безусловное уважение к людям вне зависимости от подозрения или
обвинения в преступлении, национальности, расы, социальной принадлежности.
Повысить шансы на то, что виновные в
пытках будут привлечены к ответственности, могут следующие меры:
•
расширение общественного контроля за местами
лишения свободы и повышение его эффективности, чтобы расширить возможности для
выявления пыток;
• обеспечение
беспрепятственного доступа адвокатов и других защитников к задержанным,
помещенным под стражу, и осужденным;
•
обеспечение технической защиты доказательств:
автоматическая трансляция записей видеорегистраторов, носимых сотрудниками
правоохранительных органов и установленных в местах лишения свободы и в отделах
полиции, за пределы этих учреждений, накопление и хранение записей в базах
данных, куда сотрудники правоохранительных органов не могут вносить изменения;
•
ужесточение наказаний для сотрудников за то, что
видеозапись не проводилась;
•
закрепление на нормативном уровне обязанности
предоставлять адвокатам и другим защитникам лица, пожаловавшегося на пытки,
возможность знакомиться с видеозаписями, касающимися их подзащитного;
•
уточнение и дополнение правил предоставления
государственной защиты, чтобы лица, жалующиеся на пытки, и потенциальные
свидетели не становились жертвами давления и преследований со стороны виновных
в применении пыток и их коллег;
• создание
специализированного органа по расследованию
пыток,
у которого не было бы конфликта интересов, связанного с участием в расследовании иных
преступлений, и который располагал бы
достаточным числом квалифицированных следователей;
•
создание механизмов общественного контроля за
качеством расследования жалоб на пытки;
•
исключение условных сроков за применение пыток
(при возможности наказания до 3 лет лишения свободы с обязательным прохождением
курса психиатрического лечения / реабилитации).
Помочь можно, не только разъясняя эти
предложения гражданского общества, — любой
человек может
присоединиться к поддержке НКО, каждый
день помогающих тем, кто пострадал.
6.
Создать гражданское ведомство для расследования
преступлений полиции и силовых структур и ввести парламентские расследования
коррупционных преступлений
Сформировать ведомство, исключительной
задачей которого будет расследование преступлений, связанных с пытками
(применением насилия). В сотрудничестве с правозащитниками и ОНК ведомство
поможет обеспечить переход к более гуманному состоянию правоохранительной
системы.
Наделить
Государственную Думу, Совет Федерации и региональные законодательные органы
правом (для расследования конкретных случаев) назначать специального прокурора,
в том числе из гражданской среды, наделяя его на время расследования всеми
полномочиями уголовного расследования и — в случае голосования по итогам
расследования за передачу дела в суд — полномочиями обвинителя.
Отменить
лишение свободы за ненасильственные преступления средней и небольшой тяжести
(при этом обеспечить набор социальных проектов, где можно отбыть наказание,
занимаясь общественно полезным трудом, и решить давно обсуждаемый вопрос о
создании службы пробации).
При возможности ресоциализации
ограничивать сроки реального лишения свободы до 5 лет.
Обеспечить функционирование
колоний в более благоприятных климатических условиях, создавать там системы
ресоциализации.
22
Ввести обязательность обеспечения всех
запрошенных защитой доказательств.
Ввести запрет на отказ привлекать
и допрашивать свидетелей защиты и приобщать доказательства защиты, если их
недопустимость или неотносимость не доказаны стороной обвинения.
Исключить
из практики рассмотрения дел судами присяжных запрет на обсуждение
относительности и допустимости доказательств в присутствии присяжных, равно как
и запрет на предоставление сведений о личности подсудимого,
предоставляемых
защитой с согласия подсудимого (норма, запрещающая сообщать порочащие сведения,
введена для исключения предубежденности в целях защиты, а не для искажения
объективной картины личности).
Ввести дисциплинарную ответственность
судей за любые внепроцессуальные контакты с прокуратурой, следствием.
Повысить
статус адвокатуры (например, приравнять
удостоверение
адвоката к удостоверению сотрудника правоохранительных органов с правом прохода
в государственные учреждения).
9.
За счет руководящих и контролирующих должностей в иерархии
сократить кадровый состав правоохранительных органов, обеспечить наем на
должности оперативников людей с хорошей юридической подготовкой, на должности
руководителей — людей с опытом работы в адвокатуре и управлении
В полиции и других
правоохранительных органах необходимо произвести сокращения, в том числе за
счет изменения самой структуры полиции (местная, региональная и федеральная) и сокращения
дополнительных должностей в иерархии и контролеров за работой оперативников,
следователей и дознавателей.
Сокращение штата наполовину позволит поднять зарплаты сотрудников на
основных должностях, занятых обеспечением общественного порядка, раскрытием и
расследованием преступлений, а также направить деньги на техническое оснащение
отделов полиции, находящихся сейчас в самом низу иерархии.
В реформе правоохранительной системы основная задача — перевернуть
«пирамиду» и направить основные ресурсы на создание престижных рабочих мест в
отделах полиции и небольшой по численности федеральной полиции.
На самом раннем этапе необходимо двигаться в двух направлениях:
•
Ликвидация подразделений, отвечающих за работу
по охране общественного порядка и дознание, на уровне Федерации. Радикальное
сокращение подразделений, координирующих охрану общественного порядка на уровне
субъектов Федерации.
• Демилитаризация
подразделений, непосредственно не связанных с выполнением полицейской функции
(подразделений охраны общественного порядка и оперативных служб). В первую
очередь демилитаризация должна коснуться обеспечивающих служб (там, где она не
завершена), гражданскими служащими должны стать сотрудники подразделений по
вопросам миграции. Обычными наемными работниками должны стать сотрудники
ведомственных вузов (кроме лиц, преподающих дисциплины, непосредственно
связанные с оперативной работой и спецподготовкой) и медицинских учреждений. В перспективе ведомственное образование должно превратиться в
систему центров спецподготовки на базе гражданского бакалавриата. Система
ведомственной медицины должна быть радикально сокращена. Такой переход, в
частности, позволит сэкономить существенные средства, которые должны быть
направлены на повышение зарплат рядовых служащих полиции (сотрудников
оперативных подразделений, УУП, ППС, ПДН).
Следующими шагами будут:
•
Введение дополнительных квалификационных
требований для назначения на руководящие должности в полиции, кампания по
назначению на должности руководителей в региональной и федеральной полиции лиц
с опытом работы в адвокатуре или гражданском управлении, которые должны будут
проработать от трех до 5 лет.
•
Отмена требования иметь юридическое образование
для сотрудников муниципальной милиции. Одновременное введение для них
специальной двухмесячной подготовки с целью освоить коммуникацию с населением,
владение спецсредствами, навыки патрулирования и обеспечения общественного
порядка.
Участковый уполномоченный, патрульный, инспектор по делам
несовершеннолетних — сотрудники, которые должны находиться ближе всех к гражданам, ориентироваться
в своей работе именно на их интересы, оперативно решать локальные конфликты и
проблемы. Однако эти сотрудники выполняют задачи, спускаемые из федерального
центра. Население и местная власть не имеют никаких возможностей ни поставить
конкретные задачи рядовым сотрудникам полиции, ни контролировать их работу. Большую
часть времени эти сотрудники проводят за бумажной работой, которая необходима
для сдачи отчетности «в Москву». Кроме того, эти должности непрестижны,
недостаточно оплачиваются, и сотрудников не хватает.
Привлечение сотрудников этих категорий в отдельную
службу — муниципальную милицию (с сохранением и, по возможности,
с увеличением финансирования) — позволит решить проблему перегрузок, заполнить
вакансии, тратить больше времени на реальную работу по охране общественного
порядка и по профилактике преступлений, чем сейчас. Тем более важно то, что это
заставит муниципальную милицию работать над решением местных задач с учетом
особенностей конкретного региона и поселения. Поэтому начальник местной милиции должен избираться населением
из числа лиц, сдавших федеральный экзамен.
Таким
образом, создание муниципальной милиции — первый и быстрый шаг на пути к
децентрализации полиции и в целом к передаче большей власти местному сообществу
— сначала на уровне муниципалитетов, затем на уровне регионов.
Человек сталкивается с различными
жизненными ситуациями, которые приводят к потребности в юридической помощи.
Важно, чтобы юридическая помощь была квалифицированной, качественной и
своевременной.
У каждого
человека должна быть возможность решить конфликтные ситуации, в которых он
оказался, или защитить свои права и интересы при помощи правовых механизмов.
Для этого необходим доступ к правосудию, то есть:
• возможность получить правовую
информацию в тот момент, когда в ней возникла необходимость, в том объеме, который необходим и достаточен
для оценки перспектив и для выбора пути правового решения проблемы, в той
форме, которая понятна и удобна;
•
возможность согласиться на примирительные
процедуры, если есть соответствующее желание;
•
возможность провести судебные процедуры,
организованные таким образом, чтобы большинство обычных людей с типичными
проблемами могли бы самостоятельно, без помощи профессиональных юристов,
эффективно донести свою позицию, аргументы и доказательства и получить
справедливое, обоснованное решение;
•
возможность получить качественную помощь в
случае, когда человек в силу сложности своей проблемы или по иным причинам не
может сам справиться с ее решением.
Сейчас доступ к правосудию
ограничен в силу множества причин. В частности, людям сложно находить правовую
информацию. Судебные процедуры, их устройство и требования трудно понять
рядовым гражданам.
Решением проблемы может быть
перевод большинства нормативных актов на язык стандартных юридических запросов
граждан, жизненных ситуаций, предусмотреть получение конкретных услуг через
специализированные государственные порталы с уже встроенными правовыми
решениями.
Предполагается, что всю
необходимую информацию, подсказки и поддержку при обращении к правовым
механизмам люди должны получать от профессиональных юристов. К сожалению, с
доступом к качественной юридической помощи тоже есть проблемы. Человек, ищущий
помощи, не всегда может оценить квалификацию специалиста, к которому он
обращается. Из-за этого на рынке юридических услуг немало мошенников. Кроме того, у
некоторых людей нет средств оплатить услуги юриста.
Решить эти проблемы и сделать правосудие
более доступным можно за счет следующих мер:
•
Последовательно внедрять принцип использования
простого языка для написания нормативных актов. Требования о понятности языка
должны быть закреплены в нормативных актах, которые регулируют подготовку
проектов законов и других нормативных документов. При создании технологических
решений для поддержки нормотворческого процесса должны быть разработаны
инструменты, которые помогут составить документы на простом языке, а также
будут проверять степень понятности нормативного текста.
•
Переформатировать программы правового
информирования,
чтобы сделать их адресными и удобными для тех, кто столкнулся с правовой
проблемой. Для этого надо шире использовать цифровые технологии, которые могут
не только обеспечить дистанционный доступ к юристам и правовой информации, но и
алгоритмизировать предоставление консультаций по типовым вопросам, подготовку
типовых документов.
• Создать
специализированные процедуры для разрешения типовых массовых дел, для того
чтобы людям было проще, удобнее и быстрее решать простые конфликты правового
характера, а государству дешевле обеспечивать правосудие по таким делам. Такие
процедуры (частично автоматизированные, а частично основанные на
непосредственном участии сторон) должны быть организованы по принципу клиентоориентированности, где клиенты — это стороны, чей конфликт
должен быть решен.
• Создать репутационные
механизмы на рынке юридической помощи для граждан и мелкого бизнеса. Однако
такие механизмы не должны приводить к монополизации рынка юридических услуг.
• Если вы хотите подробнее обсудить этот трек, запишитесь на групповую
работу:
в
группы 16-26, если ваши интересы лежат скорее в сфере выборов и избирательного
законодательства;
в
группы 27-42, если ваши интересы больше относятся к сфере местного
самоуправления.
Годы защиты
своих прав избирать и быть избранным показали, что власть идет на уступки
только тогда, когда видит масштабную общественную консолидацию. Поэтому мы
считаем важным, чтобы каждая большая общественная и профессиональная группа
сделала собственный вклад в общее дело изменения избирательной системы, исходя
из своих возможностей и интересов. Мы призываем:
•
студентов и преподавателей вузов активно
сопротивляться фактам давления и принуждения со стороны руководства вузов
участвовать или нет в политическом процессе;
•
юристов и адвокатов помогать с защитой
избирательных прав граждан в судах и правоохранительных органах;
•
предпринимателей не поддаваться на угрозы и
шантаж должностных лиц, оказывать поддержку гражданским наблюдателям;
• госслужащих
не участвовать в злоупотреблении административным ресурсом, защищать своих
коллег,
честно выполняющих работу, от неправомерного давления начальства;
• наблюдателей участвовать в наблюдении за выборами не
только в день голосования, но и на протяжении всей избирательной кампании.
Сегодня
состав кандидатов и партий, из которых предлагается выбирать, определяют не
граждане, а те, кто управляет многочисленными «барьерами», «фильтрами» и
«условиями». Необходимо отказаться от трактовки процедур сбора подписей как
неких «барьеров» или «фильтров» для отсечения якобы «слабых» кандидатов. Только
волеизъявление избирателей в день голосования может показать, какой из
кандидатов действительно оказался «сильным» или «слабым». Для отказа в
регистрации кандидатов должны остаться только принципиально несовместимые с
исполнением властных полномочий требования. Все остальное допустимо передать под
ответственность избирателей.
Избирателю должны быть предоставлены различные формы для выражения
поддержки кандидатов и списков партий, например:
•
традиционная
— предоставление подписи сборщику, выступающему от лица кандидата;
• инициативная — избиратели
ставят подписи в избирательных комиссиях;
•
электронная
— использование сайта «Госуслуги» и/или сайтов избиркомов через заполнение
соответствующих электронных форм;
•
банковская
— перевод определенной небольшой суммы денег через банковскую систему на
специальный счет;
•
устная
— при определенных условиях.
Количество собранных различными способами
и верифицированных подписей должно публиковаться, и при достижении требуемого
количества кандидат должен автоматически регистрироваться. Внесение
избирательного залога также можно рассматривать как подтверждение серьезности
намерений кандидата.
В условиях
возросшей мобильности граждан отменить «крепостное право» избирателей —
голосование только по месту регистрации. Избиратель должен сам в инициативном
порядке определить место для реализации активного избирательного права в
зависимости от места своего фактического проживания в данный момент. Желание избирателя
оказать влияние на состав органов власти в том месте, где он работает и платит
налоги, важнее его формальной регистрации по прежнему месту жительства.
Попытки «профессионализации» участковых избирательных комиссий не
сделали их ни более профессиональными, ни более честными. В то же время решения
непрофессиональных присяжных в судах вызывают больше доверия в обществе.
Формирование избирательных комиссий может быть проведено путем жребия по
аналогии с формированием составов суда
присяжных. Кроме того, любой гражданин
должен иметь право наблюдать за проведением голосования и подсчета голосов.
Двигаться в направлении
постепенного введения более сложных систем голосования («открытые списки»,
преференциальное голосование, панаширование, кумулятивный вотум и др.),
которые, с одной стороны, предоставляют гражданам больше прав и возможностей,
чтобы оказывать влияние на конечный состав избираемых органов власти, а с
другой — ставят избирателя перед более сложным выбором. Предварительно
избиратель должен осознанно готовиться к совершению своего ответственного
выбора, а не легкомысленно голосовать за первого попавшегося кандидата.
Осознанность
выбора и ответственность за него возможны только при свободном доступе ко всей
необходимой информации. Должны быть отменены содержательные ограничения на
агитацию, включая «день тишины». Соблюдение прав и свобод человека и
гражданина, включая свободу собраний и выражения мнений, — необходимые условия
для совершения осознанного выбора.
Принятый на российских выборах
порядок подсчета голосов избирателей не гарантирует точность и честность
получаемых результатов. Субъективное вмешательство членов комиссии и иных лиц
способно исказить волеизъявление избирателей, где угодно и когда угодно.
Необходимо, чтобы подсчет голосов осуществлялся автоматизированно, без
непосредственного участия членов комиссий. Кроме того, любой гражданин должен
иметь право наблюдать за проведением
голосования и подсчетом голосов.
Резко
ужесточить ответственность за нарушения на выборах (особенно за фальсификации),
переведя их в категорию тяжких преступлений и увеличив размер штрафов за
административные правонарушения. Ответственность за преступления на выборах
должна быть неотвратимой и не имеющей сроков давности.
Каждый
гражданин должен сам определять, хочет ли он поддержать ту или иную партию
финансово и в каком объеме. Это можно делать как через систему партийных
взносов или добровольных пожертвований, так и разрешив гражданам самим
распоряжаться 1% уплаченного ими НДФЛ, направляя его на поддержку партий или
иных общественных объединений. Существующая модель бюджетного финансирования
партий показала свою неэффективность и порочность и должна быть отменена.
Переход к конкурсному назначению мэров городов не привел к повышению
квалификации городских глав и профессионализации муниципального управления.
Вопреки заявлениям в муниципальное управление не пришли яркие менеджеры из
бизнеса, образовательный уровень глав администраций снизился. И главное — мэры
стали крайне зависимыми от региональной власти. Возможности жителей напрямую
влиять на работу мэров теперь минимальны. Необходимо как можно скорее вернуть
горожанам право самим выбирать глав городских администраций, городским сообществам
— возможность самим определять свою судьбу. Для этого важно, как минимум,
отменить закон, позволяющий субъектам федерации (де-факто) губернаторам
навязывать систему управления в муниципальных образованиях.
Движение к
финансовой самодостаточности регионов и местного самоуправления должно стать
стратегической задачей государства. Необходимо остановить изъятие собираемых на
местном уровне средств в пользу федерального (или регионального) бюджета с
последующим возвращением этих средств в тот же муниципалитет в качестве
межбюджетных трансфертов. Это губит инициативу на местах, ограничивает
возможности жителей контролировать бюджетные расходы, умножает коррупционные
риски. Также нужно закрепить за местными и региональными бюджетами
дополнительные источники доходов за счет налоговых отчислений, стимулирующие
муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Можно сделать все
«промысловые» налоги (вмененку, упрощенку, патентную систему, сельхозналог)
местными, а транспортный налог делить между муниципалитетом (налог с граждан) и
регионом (налог с организаций).
Каждый управленческий вопрос должен решаться на уровне, наиболее
удобном для жителей. Не может быть успешным управление всеми школами и детскими
садами огромного региона из регионального центра, так же как управление
развитием городской среды в каждом населенном пункте страны — на уровне
Правительства России. Такие практики неизбежно формируют армию контролеров, в
то время как на местах просто некому оказывать услуги жителям. Необходимо
передать значительную
часть полномочий на самый близкий к людям уровень (например, благоустройство в
Москве и Санкт- Петербурге передать внутригородским муниципалитетам), а в
управлении экономическими процессами усилить роль регионов. При этом
муниципалитеты должны получить право принимать на себя решение дополнительных
вопросов, например по оказанию новых услуг жителям и бизнесу (инновации, пляжи,
спорт, социальные центры для уязвимых категорий), при наличии средств.
Под знаменем повышения
управленческой эффективности и инвестиционной привлекательности территорий
сегодня началось упразднение самого близкого к жителям уровня местного
самоуправления — сельских и городских поселений. Количество муниципальных
образований за 15 лет сократилось на 15%, создается все больше городских и
муниципальных округов, по территории сопоставимых со многими европейскими
странами. Часто это происходит в густонаселенных регионах (в Московской
области, Ставропольском крае) с высокой активностью жителей, склонных к
самоуправлению. Необходимо остановить этот вектор на постоянное укрупнение и,
как минимум, ввести критерии максимального укрупнения муниципалитета, чтобы в
стремлении к оптимизации власть не забыла о нуждах жителях.
•
Если вы хотите
подробнее обсудить этот трек, запишитесь на групповую работу:
-
в группы 68-73, если
ваши интересы больше в сфере экологии;
-
в группы 43-49, если
ваши интересы больше в сфере инклюзии.
•
Если вы хотите
обсудить право на свободу мнения, обратитесь группы 50-67, уточнив ее (их)
тематику).
Необходимо поставить организацию
утилизации отходов «с головы на ноги» — начинать планирование и реализацию мер
с диалога с гражданами и производителями отходов, с анализа мест накопления
мусора, траекторий его перемещения. В России должна появиться понятная и
поддерживаемая гражданами инфраструктура переработки отходов и использования
вторичных ресурсов, а далее — система раздельного сбора отходов и вторсырья.
Каждый житель
России должен понимать, что право на благоприятную среду обитания реализуется
при наличии совместных усилий государства и жителей.
Вот первые шаги в этом направлении:
•
сделать прозрачными и понятными планы
государства по решению проблем обращения с отходами;
•
поддерживать экологические инициативы, в первую
очередь по раздельному сбору мусора и его переработке;
•
выделять участки для строительства
мусороперерабатывающих
заводов (МПЗ) в местах, где удалось заручиться поддержкой населения
(предусмотрев для него льготы по оплате за отходы и др.), и при непрерывном
информировании граждан, сборе данных государственного экологического
мониторинга о состоянии воздуха в месте размещения МПЗ.
Параллельно
должна начаться широкая дискуссия о возможности отказаться от принципа
запланированного устаревания и возможностях рационализации потребления. Нужна
дискуссия по вопросу: Можем ли мы производить меньше мусора?
Обеспечить строгий контроль за
лесовосстановлением. Контролировать процесс посадки деревьев, состояние молодых
насаждений в первый, пятый и двадцатый годы после посадки, предусмотреть
строгую ответственность за нарушения.
Обеспечить обязательную полную
открытость абсолютно ВСЕХ планируемых и осуществленных лесохозяйственных
мероприятий в интернете для общественного контроля.
Отказаться от повсеместной
практики проведения санитарных рубок, когда вырубаются и идут на продажу самые
лучшие деревья, а погибшие и больные бросаются на месте вырубки.
Признать
малонарушенные, дикие леса
национальным
достоянием России и создать все
условия для их сохранения. В качестве альтернативы заготовки в малонарушенных
лесах разрешить плантационное лесовыращивание на деградировавших
сельскохозяйственных землях, которые и так брошены и зарастают кустарником и
мелколесьем.
Создать для
людей с особенностями развития (ментальных инвалидов) комплексную систему
пожизненного сопровождения, включающую различные нестационарные услуги людям с
инвалидностью и их семьям на всех этапах жизни: ранняя помощь, дошкольное и
школьное образование, профессиональное обучение, занятость (трудовая и/или
социальная), сопровождаемое проживание, реабилитация и др.
Обеспечить людям с приобретенными
ограничениями, но без ментальных нарушений комплекс социальных мероприятий,
способствующих включению человека с инвалидностью в полноценную жизнь общества.
Придать закону о квотировании
рабочих мест для инвалидов обязательный характер, ввести налоговые льготы и
механизмы компенсации дополнительных затрат на создание новых и/или
переоборудование существующих рабочих мест, разработать государственные целевые
программы по трудоустройству инвалидов, обеспечить для инвалидов резервирование
рабочих мест на предприятиях, организовать контроль за реализацией указанных
мер при участии общественных организаций инвалидов.
Добиться
анализа ситуации, в которой находятся различные категории инвалидов,
определения их желания и включенности в жизнь общества посредством работы с
экспертами, лицами с инвалидностью и их законными представителями.
Сформировать стратегию социальной инклюзии людей с инвалидностью в РФ
в контексте Международной конвенции о правах инвалидов для достижения общего
понимания конечной цели инклюзии у всех участников процесса адаптации
инвалидов.
Добиться анализа ситуации по
незарегистрированным и оттого как бы несуществующим лекарствам. Граждане России
продолжают испытывать сложности с получением необходимых, но не зарегистрированных
в России лекарств, хотя о закупках нужных препаратов правительство регулярно
заявляет. При этом самостоятельная закупка гражданами необходимых лекарств
часто приводит к тому, что против них заводят уголовные дела о контрабанде
наркотических средств. Одновременно почти 1000 импортных препаратов уходят с
рынка России, пациенты часто не получают не только незарегистрированные
препараты, но и привычные инсулин, преднизолон, лекарства от рассеянного
склероза, онкологических заболеваний и пр.
Провести широкую просвещенческую
работу, как необходимо добиваться своего конституционного права на лечение
(весь необходимый набор шаблонов на оформление такого рода исков есть на сайте
«Право на лекарство»: МНозУЛекогауо.гиЛ.
Запретить
привлечение к административной или уголовной ответственности за лекарственные
препараты, имеющие разрешение в странах Европе или Азии.
Обеспечить лекарственными препаратами население с низкими доходами.
Субсидировать (государством) покупку
дорогостоящих лекарственных препаратов для больных детей.
Упростить
процедуру получения гражданства РФ студентами при выпуске из учебного
заведения; профессионалами, высоко востребованными на региональном рынке труда,
упростить получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. Развивать программы поддержки
соотечественников, если они стремятся
временно или постоянно работать на территории России.
Увеличить прием в вузы и ссузы
иностранных студентов за счет повышения привлекательности получаемого
образования, возможности трудоустройства после обучения и упрощенного получения
гражданства. Включать студентов в активную социальную жизнь в России еще на
этапе учебы, развивать социокультурные контакты, творчество и спортивную
деятельность. Повышать привлекательность российских учебных заведений за счет
модернизации, современного оборудования.
Развивать структуру интеграции
детей мигрантов в российское общество посредством реально работающих программ
социальной, культурной, спортивной направленности. Поощрять семейное участие в
программных мероприятиях. Содействовать процессу инклюзии всех членов семьи в
общество.
Предоставить соседям и коллегам
право рекомендовать органам миграционной службы выдать мигранту разрешение на
временное проживание или вид на жительство.
Разбюрократизировать
миграционную систему для расширения возможности мигрантов находиться в
легальном поле и выстраивать позитивный сценарий жизни в нашем государстве,
разделить правоохранительные и миграционные функции в миграционной политике,
создавать электронные (цифровые) сервисы для мигрантов на платформе «Госуслуги»
для упрощения регистрации, изменения/дополнения данных, упрощения идентификации
и миграционного учета, получения мигрантами государственных услуг и т. д.
Федеральная служба исполнения
наказаний в своем нынешнем состоянии не может взять на себя реализацию мер по
реинтеграции бывших заключенных в российское общество.
Только параллельный
государственный орган, некоммерческие организации (НКО) и волонтеры, чье
участие не должно быть ограничено, в состоянии успешно реализовывать
необходимые меры.
Современные
пенитенциарные системы (к которым пока не относится российская) предусматривают
оценивание людей, совершивших преступления, определение их внутренних и внешних
мотивов к совершению преступления. Для того чтобы определить, какие методы
интеграции сегодня наиболее необходимы, нужно в первую очередь заняться
изучением заключенных:
•
Как много среди них нарко- и алкозависимых?
•
Какова доля безработных (именно безработных,
исключая тех, кто работает неофициально)?
•
Насколько прочны их социальные связи,
поддерживают ли они отношения с близкими?
На основе данных, собранных в ходе
исследования населения, можно будет определить, какова примерная доля тех
заключенных, чье заключение неэффективно. Это люди, совершившие преступления в
силу комплекса негативных внешних причин, психических заболеваний, в первую
очередь алкогольной и наркотической зависимости. В отношении таких людей
эффективнее применять иные наказания и параллельно осуществлять лечение и/или
оказывать материальную помощь, предоставлять временное жилье.
Сегодня множество сфер, в которых
мог бы работать бывший заключенный, законодательно закрыты для них. Помимо того,
существуют ограничения на виды предпринимательской деятельности для людей с
судимостью. Сейчас эти ограничения не систематизированы, их введение носило
казуистический характер, а обоснованность многих из них весьма сомнительна.
Систематизация всех подобных
ограничений и тестирование их обоснованности экспертами необходимы. Те
ограничения, которые не являются безусловно необходимыми, должны быть сняты.
На основе
успешного опыта стран с низкими показателями рецидива необходимо разработать
меры интеграции бывших заключенных. В первую очередь это эффективные методы
лечения от наркотической и алкогольной зависимости, меры, направленные на
развитие социальных навыков, общения, взаимодействия с семьей, государством,
работодателем. Также стоит создать систему образования для получения
профессиональных навыков, позволяющих найти работу и получать доход.
Нужна государственная поддержка НКО и СМИ,
работающих над развитием ресоциализации, в том числе утверждение
государственной услуги «Ресоциализация граждан, освободившихся из мест лишения
свободы».
Право на свободный доступ к интернету, а также работающим в его среде
сервисам и продуктам, стало базовым правом человека. Попытки ограничить его
негативно сказываются на росте экономики и благосостоянии граждан, препятствуют
доступу к качественному образованию и здравоохранению. Блокировка мессенджеров,
социальных сетей и сервисов иностранных инфраструктурных компаний
свидетельствует об отказе от современной рыночной экономики и открытого
общества. Это приведет к консервации отставания России от развитых стран. Нужно
ввести мораторий на принятие новых законопроектов, ограничивающих доступ
россиян к интернету и его сервисам, свободу самовыражения в Сети. Нужно
запретить досудебные блокировки сайтов в интернете, если их работа не приводит
к ущербу жизни и здоровью людей. Необходимо поставить
под общественный контроль административные практики Роскомнадзора и других
ведомств, пытающихся регулировать интернет и свободу слова в нем.
Общество должно добиваться отмены законов
и запрета административных практик, ограничивающих реализацию права человека на
свободу мысли и слова, гарантированного ст. 29 Конституции России. Имеются в
виду законы об уголовном преследовании «за лайки и репосты», об оскорблении
власти, ограничения для независимых медиа на доступ к инфраструктуре
распространения информации, включая розничные сети, доступ к частотам,
агрегаторам в интернете, хаотично применяемые административные штрафы за мнения
и комментарии в Сети. Медиа, как профессиональные, так и гражданские, должны
работать в интересах своей аудитории, а не владельцев. Поэтому в интересах
общества — выступать против как государственной, так и корпоративной цензуры или
пропаганды.
Независимые, пользующиеся
доверием граждан СМИ — важный институт современного общества. Это механизм
контроля общества за властью и бизнесом, помогающий бороться с коррупцией и
злоупотреблениями корпораций, обеспечивающий обратную связь между разными
частями общества. Качественная новостная и расследовательская журналистика не
может долго финансироваться одним крупным инвестором, частным или государственным,
ее должна поддерживать аудитория. Мы призываем граждан по мере возможности
финансово поддерживать качественные медиа и отдельных журналистов или блогеров.
Мы призываем самих журналистов и
44
общественные организации проводить мониторинг распространения фейков и
языка вражды в СМИ и интернете.
• Если вы хотите подробнее обсудить этот трек, включая
формирование других шагов, запишитесь на групповую работу в группы 50-67.
За
последние годы была принята серия нормативных актов, серьезно ухудшающих
положение НКО в России. Следует вернуть практику регулирования этой сферы,
которая была в 2011-2012 годах, и резко уменьшить административные барьеры для
деятельности НКО, ограничить избыточное вмешательство в деятельность НКО,
избирательное и произвольное применение законодательства и решить проблему
дискриминации НКО по сравнению с коммерческими организациями. Прежде всего, необходимо
отменить ограничения для НКО, получающих средства из зарубежных источников для
ведения социально значимой деятельности. Требуется разработка изменений,
направленных на улучшение экономических условий деятельности НКО, расширение
стимулов для частной и корпоративной благотворительности, бюджетного
финансирования НКО, в том числе
долговременного, а также возможности привлекать инвестиции в
социальноинновационные проекты НКО. Нужно снять ограничения на формирование
благотворительными организациями целевых капиталов, доход от которых они будут
получать ежегодно, что обеспечит долгосрочную устойчивость этих организаций.
Необходимо предусмотреть защиту наименования НКО от ее неправомерного
использования.
Необходима работа по
систематизации законодательства об НКО и устранению противоречий в нем,
направленная на создание благоприятной правовой среды для НКО, эффективных
гарантий свободы объединений и независимости НКО, на развитие гражданского
общества, наиболее полное использование потенциала граждан и их объединений в
социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны, на
содействие НКО в выполнении требований законов. Необходим переход от «латания дыр»
и исправления недостатков действующего законодательства к созданию
непротиворечивого и системного похода к правовому регулированию деятельности
НКО и поддержке гражданских институтов, включая полноценные и прозрачные
критерии выделения НКО, осуществляющих социально значимую деятельность и
получающих дополнительные меры государственной поддержки.
Нужна
разработка предложений о специальном налоговом режиме для НКО, осуществляющих
деятельность в социально значимой сфере, включая регулирование деятельности НКО,
приносящей доход, в том числе уточнение допустимых пределов осуществления такой
деятельности НКО, претендующих на получение налоговых льгот.
Накопленный
потенциал гражданской инициативы может быть выражен в расширении перечня
самостоятельных решений человека по распоряжению социальными сервисами и
услугами.
Необходимо:
•
предусмотреть новые селективные механизмы
налогообложения, которые позволят налогоплательщикам выбирать направления
расходования части уплачиваемых ими налогов;
•
наполнить реальным общественным участием пока
имитируемые инструменты общественного и экспертного участия (например,
общественно-консультативные советы при исполнительных органах власти);
•
поддерживать замену государственного контроля
альтернативными методами, в том числе инструментами общественного контроля и
контроля при посредничестве института саморегулируемых организаций.
Основные инструменты реализации
права граждан на инициативу и участие в управлении находятся, прежде всего, на
местном уровне. Поэтому необходимо расширить перечень вопросов, которые можно
решать на местном референдуме, а также внедрить электронные механизмы выражения
мнения граждан по вопросам местного значения (на портале \ллллл/.дозиз1ид1.ги,
посредством СМС с зарегистрированных номеров и пр.).
Следует
поддерживать прямое участие граждан в распределении части муниципального
бюджета (партиципаторном бюджетировании), а также повысить долю бюджетных
средств, реализуемых посредством партиципаторного бюджетирования в бюджетах
местных уровней.
Необходимо расширить полномочия органов местного самоуправления по
поддержке НКО.
Набор средств образовательной
поддержки активистов, в том числе в НКО, необходимо модернизировать и направить
на улучшение качества человеческого капитала в гражданском секторе.
Нам самим необходимо
содействовать активным участникам в образовании и развитии, повышать их
лидерский потенциал, что поможет интенсифицировать процессы в гражданских
средах.
Важно создавать пласт людей,
способных передавать свои знания другим. Таким образом, запускается механизм
«воспроизводства» активистов. Принципиально важным является переход от обучения
управлению проектами (и иным традиционным для НКО дисциплинам) к гражданским
технологиям и контекстным образовательным мероприятиям. Цель таких мероприятий
— предоставление актуальных аргументов для обновления гражданского дискурса,
информирование об изменившихся контекстах обновления жизни в стране и создание
сообщества людей продуктивной гражданской культуры.
Необходимо
использовать библиотеку российских активистских кейсов для обучения
специалистов НКО, местных активистов (потенциальных активистов и действующих
инициативных групп).
Эффективный гражданский контроль
возможен только в условиях большей информационной открытости и прозрачности
работы государственных служащих и ведомств. Поэтому следует расширить
обязательный перечень информации, выкладываемой государственными органами и
компаниями с госучастием в открытый доступ, усилить
ответственность за неисполнение норм открытости со стороны госведомств.
Предстоит
организовать мониторинг государственных и муниципальных услуг силами
неправительственных организаций с учетом необходимости законодательного
закрепления обязанности госорганов периодически проводить внешнюю оценку (мониторинг)
стандартов государственных и муниципальных услуг и их коррекции по результатам
мониторинга.
Каждый
гражданин имеет право знать о состоянии экологии, качестве образования,
качестве здравоохранения, уровне преступности вплоть до уровня конкретной
школы, конкретной больницы, конкретной улицы. Эти данные необходимы каждому
жителю страны чтобы влиять на власть, на тех, кто отвечает за поддержку
правопорядка, за чистый воздух, чистую воду, хорошее образование и качественное
лечение. Эти данные нужны, чтобы выбирать те места в России, где среда
приспособлена для длительной здоровой жизни. Доступность максимально
детализированных сведений о качестве жизни — право граждан.
Общественность видит проблему в
недоступности государственного языка преобразований для обыкновенного
гражданина и объединений граждан. Любые предпринимаемые государством изменения,
включая достижение целей развития и цифровизацию государственного управления,
должны быть объяснены, их результаты могут быть устойчивы только тогда, когда
люди понимают, почему изменения проводятся, что они значит для жизни рядового
гражданина, как ими воспользоваться. Простота и понятность объяснения не имеют
никакого отношения к
манипулированию чувствами и интересами людей, а также к государственному
популизму. Модернизация жизни в стране нуждается в просвещенном гражданине,
потому ее реализация не может быть связана с «развращением» этого гражданина.
Проводя консультации с
гражданскими сообществами, правительство должно переводить цели развития с
технического языка на язык гражданского участия в их достижении, в том числе
посредством создания и обсуждения публичных документов — хартий и сводов прав
гражданина применительно к предмету изменений и т.п. Требуется также
формирование приемлемых для рядовых граждан «потребительских интерфейсов»
(простых механизмов использования) нововведений.
Правительство
должно взять на себя ответственность за обучение нового поколения
государственных чиновников продуктивному и ответственному взаимодействию с
общественными группами. Нужно закладывать такие консультации в обязательные
административные процедуры и регламенты. При проведении изменений в социальной политике
государственные органы должны научиться не искать партнеров среди лояльных или
квазиобщественных организаций, а создавать условия для участия в общественных
диалогах любых групп, понимающих необходимость и общественную полезность таких
изменений.
Гражданский дискурс в настоящий
момент серьезно обесценен в публичной сфере, прежде всего в медийной сфере.
Требуется серьезное обновление гражданского языка и формирование корпуса современных
гражданских текстов. Для расширения социального капитала гражданским
организациям над обращаться к широким массам и,
следовательно, стараться избегать узкой специализированной терминологии и
«птичьего языка». Необходимо сделать своевременным и подлинным гражданское
толкование обыденных проблем человека во взаимодействии с другими людьми и
властью как «ключа» к пониманию (объяснению) социального дискомфорта человека в
реальной ситуации повседневной жизни на местах.
Гражданские организации должны
сохранять возможность выступить социальными медиаторами в конфликтных зонах,
модераторами новых дискуссий. Это ставит задачи преодоления ограниченности
профессионального или традиционного гражданского языка, чтобы он был пригоден
для использования разными соседствующими, но не всегда коммуницирующими друг с
другом группами людей.
Верховенство
закона и правосудие на переходном этапе в обществах в состоянии конфликта и
постконфликтных обществах: доклад генерального секретаря ООН. Оос. 8/2004/616,
23 августа 2004 года, см. пункт 6 // Доклад о верховенстве права, утвержденный
Венецианской комиссией на 86-й пленарной сессии (Венеция, 25-26 марта 2011
года). С. 7.
Комментариев нет:
Отправить комментарий