Образование. Кто виноват и что делать?
Современную систему образования в настоящее время ругают все кому не лень. Особенно критикуют государственную систему
итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Соглашусь,
есть претензии как к организации, так и к самим заданиям , но что
плохого в том, что учащиеся , готовясь
на протяжении многих лет, сдают экзамен всего лишь один раз – одновременно для итоговой аттестации и для поступления в
ВУЗы . Идея - то прекрасная! Но реализация……..
С каждым годом усложняются задания, разговоры чиновников о
том, что все в равных условиях, мягко говоря, циничны, без помощи
высококвалифицированного специалиста научиться решать задачи, который мы –
учителя решали на 3-4 курсе института,
учащимся не под силу.
Подготовиться к сдаче ЕГЭ по предмету возможно лишь в специализированных классах, даже не
профильных, а с углубленным изучением предмета, когда по данному предмету в 10-11 классах в неделю
5-6 часов.
Опять вроде хорошая идея с математикой: есть математика
базового, есть профильного уровня. Никому не нужная для поступления «база» обычно
решается достаточно легко,
зато профиль «неподъемный», и набрать
«проходной» балл среднему ученику без репетитора практически невозможно. Это
тоже своего рода преграда может даже для «самородка», но не имеющего грамотного
руководителя – поводыря в мир знаний. Таким образом, «Ломоносовы» практически
отменяются.
Всякого рода курсы, онлайн-консультации и т.д., на мой
взгляд, лишь трата денег. Как говорил Остап Бендер это
«легкий ( и добавлю, легальный)
способ отъема денег у населения». Организаторы
курсов собирают деньги, но никаких обязательств у них перед вами нет.
В современных кимах( экзаменационных заданиях) невозможно
найти ни одного задания, чтобы там не было какого-то подвоха, исключения из
общего правила, «изюминки» и т.д. Такое ощущение, что разработчики заданий
соревнуются между собой, кто
придумает самое нерешаемой
задание и делают ставки.
Хочется обратиться к
ним с просьбой, коли вы уверяете, что часть заданий базового уровня так
сделайте эти задания базового уровня для школьника ( а не для студента, аспиранта и т.д.), «спуститесь с небес на
землю».
Теперь об организации проведения ОГЭ и ЕГЭ. Уровень контроля
во всех регионах разный и так много ухищрений, чтобы обойти все препоны,
что утверждение « все в равных условиях» опять лишь слова. Все это знают, но
продолжают поступать в ведущие ВУЗы
страны патологически безграмотные сто
балльники. Вот и получается, чем
добросовестнее организация проведения экзаменов
в регионе , тем сложнее
конкурировать детям из этого региона с другими выпускниками
страны.
Но идея - то хорошая и имеет право жить. Вопросы лишь к чиновникам , что им мешает, безграмотность
ли , коррупция, нам не важно, нам нужен качественный, честный результат.
Теперь немного о самой системе образования. Федеральные
государственные стандарты образования тоже замечательная идея, методология,
система, сколько там нужного, важного: от формирования метапредметных умений и
навыков, системно-деятельностного подхода
до материально-технического
обеспечения. Но чтобы это все
реализовать не в отдельно взятой школе, а по всей стране, нужны, как это не банально звучит, деньги и грамотный
учитель, желающий работать, искать, творить, а не просиживать время в школе,
чтобы помочь детям и внукам. И я говорю не о возрасте педагога, как могло
показаться из предыдущих слов, а о
внутреннем духовном стрежне учителя, для
которого его профессия не работа, а
служение.
Ушла в никуда школа наставничества, не формального , на
бумаге, а реального. Когда ты, глядя как ведут себя со
своими коллегами, детьми великие педагоги, с которыми тебе довелось
«служить» невольно впитываешь их взгляды на воспитание,
восхищаешься их мудростью, высокой нравственностью и растешь , растешь
профессионально и духовно сам.
Везде слышим, уступи дорогу молодым. Есть молодые, которым
хочется помогать, стать для них
наставником, но очень много таких, у которых
кроме гордого «Я» , нет ничего за душой,
у которых самомнение перекрывает
все другие качества, позволяющие быть, со временем, хорошими учителями . не
ждите , говорят других, время сейчас такое. А какое такое? Есть в школе и весьма «зрелые» учителя, у
которых , не смотря на возраст, продолжают
как в молодости гореть глаза, которые чего-то организуют, что-то создают, находятся в постоянном
поиске. Но самое удивительное то, что
такие как раз администрациям школ и не нужны. Они слишком много знают, «суют
свой нос» куда не просят, не бояться сказать то, что думают. Таких учителей
обычно «используют» для прохождения аттестации школы, проведения открытых
уроков, для повышения рейтинга школы, но
«лавры» достаются другим, более «удобным». Таким образом, возникает еще одна
проблема – грамотность и добросовестность
административного аппарата. Нужна обязательная ротация директоров и их
заместителей!!!! У нас есть школы, где директор отсидел в кресле более 20 лет,
окружил себя «приближенными» людьми, которые вместе с ним «пилят» стимулирующий
фонд как хотят. Но на бумагах все будет прекрасно, не подкопаешься. Если быть
до конца честными, то при создании такого «междусобойчика» не обязательно проходит
20 лет, достаточно и двух месяцев. (
зависит, видимо, от степени наглости)
Простой учитель все знает и понимает, и ему эти знания и
понимания никак не добавляют стимула к творчеству, понятно становится почему
нет «горения сердца»
Есть вопросы и более глоба льные. Почему предметы гуманитарного
цикла в школьных программах преобладают
над предметами естественно-научного цикла., почему сокращены часы географии, биологии, физики, химии. Видимо
чиновники считают, что изучать
окружающий нас мир, частью которого мы являемся, нецелесообразно,
развивать критическое мышление опасно, логически мылить - лишь зря напрягать мозг. Нет смысла
вспоминать «советскую» систему
образования, она просто перестала «быть»., но почему -то чиновником от
образования хочется напомнить, что истории у нас было всего два часа в неделю,
но знаем мы ее лучше, чем нынешние школьники, у которых с 5-11 класс еще по часу добавилось
обществознание. Можно конечно возразить, что история и обществознание разные
предметы, а в наше время это было «два в
одном» и абсолютно не влияло на процесс
образования. А что такое ОБЖ? Непонятная смесь знаний из тем предметов
географии, биологии, физики, химии, физической культуры. Кому она нужна, эта
смесь? Это пустая трата времени ученика,
отвлечение от чего-то более значимого и необходимого. Конечно, в защиту ОБЖ
сейчас встанут и яростно начнут
приводить кучу аргументов различные «чиновники около образования», не удивительно, они за счет этого кормятся :
разработка программ, учебники, рабочие тетради и т.д. А кто-то проанализировал
так называемый КПД? Неужели лучше забрать эти темы из предметных областей и
преподавать «мешанину»? А что такое МХК? Еще одна смесь литературы, ИЗО, музыки. Может снова не «купажировать»,
а отдать час на литературу, чуть
подкорректировав программу?
Стране нужны технологи, инженеры, а где их взять, если
урезаны часы на всех ступенях биологии, физики, математики, химии. В профильные
классы дети идут плоховато, уж больно сложны предметы, лучше
обществознание сдать. Раз учеников не
набралось, то и профильный класс не открылся. Вот и идут администрация школ,
родители на разные ухищрения, одни спецкурсик добавят, другие репетитора
найдут. А так называемые индивидуальные учебные планы финансами не обеспечены. На это
утверждение уже прямо слышу негодование чиновников: у вас есть
стимулирующий фонд. Хочу напомнить им,
что он, этот фонд, « нерезиновый», и кто им обычно распоряжается, мною уже было
сказано ( не везде конечно, но в основном).
Чему можно научить за 1-2 часа в неделю в 10-11 классах, чиновники
утверждают, что «базе», к сожалению эта «база»
никакого отношения к базовым заданием ЕГЭ не имеет, «рядом не стояла».
Что же делать детям? Отсидят в школе на
всяких «обязательных» технологиях, МХК, ОБЖ и к репетиторам. А их все стращают
что, помимо обязательных русского языка, математики, сочинения они еще будут сдавать историю, иностранный
язык (обычно английский). А школьник может быть «технарь», ему историю с английским сдать, что на Эльбрус в трусах и майке подняться.
Для чего все это? Вы хотите чтобы школьник знал историю своей страны и любил
ее? Но «насильно мил не будешь» .
У нас было два часа истории в неделю , и мы знаем историю своей страны и горячо
любим ее, поэтому здесь живем, и учим детей любить то, что дорого нам. Для того, чтобы наши дети любили свою Родину,
есть много «рычагов, приемов», но самой главной мотивацией является личный
пример всех от чиновников высшего ранга
до технички в школе. Вот так все
очень банально, но действенно. А зачем нам, огромной самодостаточной, великой
стране поголовное знание иностранного, а по факту английского языка. У нас
большая часть населения страны за границей не была никогда и никогда не будет.
Те, кто учится в ВУЗах, иностранный язык
изучают для того, чтобы общаться на
научные и производственные темы. Так почему же поголовно? Напрашиваются какие –то нехорошие мысли,
которые не хочется даже озвучивать.
Как например быть с медиками, наряду с тем что им придется
«грызть гранит» таких наук как химия и биология, они должны будут сдать
русский, математику, историю, иностранный язык . Может уже до кучи и все
остальные, что мелочиться, а вдруг пригодятся? Выучившийся врач где-то в поликлинике, принимая по 30-40 пациентов в
день. вряд ли будет читать какой-нибудь медицинский журнал на иностранном
языке, дай Бог чтобы прочел на русском и съездил на курсы повышения
квалификации. А если вдруг судьба свезет с коллегой – иностранцем, то
хватить и латыни.
Хочется, чтобы чиновники от образования, которые принимают
решения, потоптали ноженьки по регионам,
посидели на уроках ( не на открытых, заранее подготовленных, а так
на обычных нежданчиком), лично бы
провели срезовые работы, а то они там, наверху, как декабристы «страшно далеки
от народа»
Комментариев нет:
Отправить комментарий