Страницы

17 нояб. 2019 г.

Это важно. Финансовая грамотность для детей

С какого возраста ребёнку можно давать деньги? Сколько денег давать? Как объяснить ребенку, что такое деньги? Об этом мы поговорим с экспертом по финансовой грамотности Натальей Павловой. С какого возраста нужно говорить с детьми о финансовой грамотности?
Как только у детей появляется запрос, чтобы ему что-то купили –нужен разговор о финансовой грамотности.  Знакомство с миром денег, цены и стоимости начинается у детей в  магазине, когда ребенок видит и начинает просить купить ему игрушки или сладости. На кассе, когда вы рассчитываетесь деньгами или картой, возникает факт  товарно-денежного обмена, и появляются вопросы:
- почему мы отдаем за этот товар одну бумажку, а за другой – другую.
- почему не можем взять вообще все, что хочется.
- почему одни люди могут себе позволить купить что-то(например, хорошую машину, нарядную одежду, вкусную еду)- а другие нет.
Объяснение всех этих вопросов неизменно приводит к возникновению терминов «деньги» и «финансы». Как только прозвучали эти слова – обучение можно считать открытым.

Что влияет на то, сколько карманных денег нужно дать ребенку в разные годы жизни?

На то, какую сумму карманных денег давать ребенку, влияет несколько факторов:
1.           Давайте деньги, исходя из возможностей семьи. То есть если денег в семье не так много, давать ребенку на излишества неразумно.  Но давать хотя бы минимальную сумму нужно, чтобы сформировать навыки умного потребителя.
 2.           Выдавайте деньги, исходя из потребностей ребенка и его возраста. Если он мал и покупает себе только вкусняшки, зачем ему 500 руб в неделю? Чтобы испортил все зубы и тратил не задумываясь, скоро ещё дадут?
3.            Начинать нужно с малых сумм и переходить постепенно ко все более серьезным по мере взросления и самостоятельности.
4.           Не надо контролировать, сколько потратил ребенок, он сам постепенно отсеет не нужное. Свои деньги всегда жальче, чем, например, родительские. Если у ребенка будет выбор – он выберет, несомненно, лучшее. 
5.           Давать, ориентируясь на окружение в школе. Если все среднего достатка, то давать на этом уровне, не выпячивая бОльшие возможности – другие дети начнут или открыто враждовать, или заискивать. И то и другое пагубно для нормальных отношений. 
6.            Давать, учитывая город проживания. Например, стрижка ребенка в маленьком городе будет стоить от 150 до 350 руб, в Москве же она будет минимум 400 и до 2000 рублей. Развлечения -  посещения кино, кафе, фитнес, боулинг, репетиторы– тоже совершенно разные суммы в разных городах. 
7.           Вообще у денег должна быть стимулирующая функцияих всегда должно не хватать. Потребности ребенка должны превышать его доход. Тогда он научится откладывать на большие покупки – иначе не купишь. В дальнейшем устойчивая потребность в деньгах должна привести к желанию зарабатывать их самостоятельно.
И конечно, учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. Кто-то в 10 лет еще не нуждается в деньгах, а другой уже в 3 года может захотеть купить что-то грандиозное и начать откладывать на это.
Сколько денег давать детям в разные периоды жизни. Количество карманных денег на разный возраст
Сколько давать денег? Рекомендации просты: ребенку должно хватать на его нужды, однако сумма не должна быть много больше или меньше, чем у других детей. Обсудите и рассчитайте вместе, учитывая доходы семьи и потребности ребенка.
Ориентироваться можно приблизительно на следующие цифры.
В возрасте 3-5 лет, когда ребенок еще не умеет считать, даем максимум двадцать-тридцать рублей  один раз в два-три дня - на то, чтобы придя с мамой в магазин, у него были свои деньги, и он мог купить себе чупа-чупс или какую-нибудь мелочь из разряда вкусняшек.
В 6-7 лет ребенок может сам сходить в магазин, и здесь уже нужна чуть бОльшая сумма - на те же вкусняшки и плюс небольшие игрушки. 
К тому же он становится школьником, и ему проще оперировать числами - отнимать, складывать.  Можно давать до ста рублей на неделю
8-10 лет - время роста желаний и самостоятельных покупок.  Без вашего ведома ребенок покупает то, что хочет –  игры, завтрак в школе - булочки, сок, кусок пиццы. Дополнительная нагрузка - пусть сам покупает себе мелкую канцелярию к школе -  ручки, тетрадки, ластики, даже фломастеры или краски. Даем на это 200-300 рублей в неделю.
11-13 лет . Подростку, чтобы не чувствовать себя хуже сверстников, нужна хорошая одежда ( чаще девочки просят обновы, но бывает, что и мальчики), гаджеты. Родительский лимит на неделю – триста-пятьсот рублей, при условии, что ребенок сам оплачивает себе стрижку в парикмахерской, полностью покупает канцелярию, оплачивает походы в кино или цирк, подарки друзьям, мобильную связь. Из карманных денег он может откладывать деньги на крупные цели и рассчитывать срок их реализаций. Замечательно, если ребенок ведет бюджет и записывает свои траты.  
У 14-17 летних мальчиков и девочек уже совсем взрослые потребности. Они хотят красиво выглядеть, развлекаться с друзьями, путешествовать.  Не надо ограничивать желания. Но и не выдавать всю сумму сразу на эти "хочу". 
Крупные покупки и расходы, например, на поездки, можно запланировать заранее и скопить в банке на  счету.
В 14 лет можно выдавать два раза в месяц по одной-две тысячи рублей, пусть ребенок начинает самостоятельно покупать себе ходовые вещи - футболки, джинсы, кроссовки, носки, девочки - косметику.  
Если появляются дополнительные желания, выходящие за грань отведенного бюджета - ориентируем на подработку.
Постепенно укрупняя размер карманных денег и возлагая на ребенка все больший объём покупок, вы готовите ребенка к самостоятельной жизни. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий