Страницы

23 апр. 2019 г.

Круглый стол на тему социализма

Сегодня, как всегда по вторникам состоялся политклуб. Обсуждали  «Социализм XXI столетия» или «социализм XXI века» — политический термин, используемый для описания современной  латиноамериканской модификации социалистического учения и практики. Заявлен как лозунг президента Венесуэлы Уго Чавесa, провозгласившего курс на «социализм XXI века».
Лозунг взят из одноименной книги 1996 года Хайнца Дитериха основанной на идеях компьютерно-плановой иэквивалентной экономики Арно Петерсa. Лозунг использовался Уго Чавесом во время речи на Всемирном социальном форуме 2005 года (лозунг активно пропагандируется Хайнцем Дитерихом с 2000 года. Как «социализм XXI века» свою политику определяют левые правительства Уго Чавеса и Николаса Мадуро в ВенесуэлеЭво Моралеса в Боливии и Рафаэля Корреа в Эквадоре. Основные принципы Дитерих предлагает постройку четырёх основных институтов:
1.Экономика эквивалентности, которая должна быть основана на марксистской трудовой теории стоимости и которая демократически определена теми, кто непосредственно создает стоимость, вместо рыночно-экономических принципов;
2 Демократия большинства, которая использует референдумы, чтобы решить важные вопросы, затрагивающие все общество;
3. Основная демократия, основанная на демократических государственных институтах в качестве законных представителей общих интересов большинства граждан, с уместной защитой прав меньшинства;
4.Критический и ответственный субъект, рационально, этично и эстетически независимый гражданин.
Эти Институты Нового Исторического Проекта опираются на фундаментальные столпы реальной демократии, региональное сотрудничество (формируя «региональные блоки общественной власти») и права рабочих.
Согласно Дитериху, существующее общество должно быть заменено «качественно отличной системой». «Программа Социализма XXI столетия включает обязательный революционный компонент. Эта революция, однако, должна быть постепенным процессом, который не использует насилие, и если учесть тот факт, что институты, которые мы имеем теперь, являются результатом тысяч лет проб и ошибок. Из-за этого они не могут быть изменены от и до, ибо реальность показывает что в таких случаях происходит. Согласно Дитериху, люди это не крысы в лаборатории. Каждая крупномасштабная социальная революция, которая хочет быть успешной, должна быть результатом хорошо информированного убеждения о льготах и преимуществах проекта, а не применением путём репрессии. Эта революция будет следовать из нынешней реальной демократии, чтобы обеспечить власть, образование, научные знания об обществе и международном сотрудничестве. 

Страны, провозгласившие курс на «социализм 21 века»
 Что такое «Социализм XXI века» в версии 3. 0? Чем он отличается от советского социализма? В чем его преимущества по сравнению с либеральными идеями?
Самый краткий ответ — мы строим социализм для человека и во имя человека. Коммунисты строили человека для коммунизма и во имя абстрактного светлого будущего.
«Социализм XXI века» выступает против деления общества на классы и объявления диктатуры одного класса над другими. Когда в 1917 году была объявлена диктатура пролетариата, то пролетариев в эти годы насчитывался лишь мизерный процент от общего числа населения России. Подавляющее большинство населения составляли крестьяне. Мы помним, каких бед стоил принцип диктатуры пролетариата основной массе граждан страны. Поэтому «Социализм XXI века» отвергает любую форму экстремизма и диктатуры, а высшей ценностью государственного устройства объявляет человека.
Коммунисты мечтают построить коммунизм, в котором все станут счастливы. Либералы обещают построить рыночную экономику и гражданское общество, в котором все станут счастливыми и богатыми. «Социализм XXI века» кардинально отличается от идеологий коммунизма и либерализма. Целью существования государства, работы государственной власти и всех государственных институтов и учреждений должны быть безопасность, свобода и возможность для гармоничного развития личности.
Я считаю, более того, я уверен, что гарантия прав, обеспечение социальной безопасности и предоставление всех необходимых условий для развития и самореализации человека — это не далекая перспектива после достижения призрачной цели в будущем, а сегодняшняя насущная задача функционирования государства.
Исходя из признания высшей ценностью человеческой личности, «Социализм XXI века» утверждает неприкосновенность права собственности, понимая его иначе, чем коммунизм и либерализм. Советский социализм отрицал частную собственность, признавая лишь личную собственность, которая была ограничена пониманием коммунистической власти того, что нужно советскому человеку. Например, советскому человеку не позволялось пристроить этаж к собственному сельскому дому, купить грузовой автомобиль и отдохнуть на дешевом турецком курорте, даже если у него были деньги. Желания и потребности советского человека Политбюро ЦК КПСС знало лучше, чем сам человек.
В свою очередь, либерализм признает частной собственностью только материальные активы и средства производства. То есть если у человека нет никакой материальной собственности, то государство охраняет только его право на труд. Но это в теории каждый человек имеет право на труд. В практике либерализма это право нивелируется в связи с «экономической целесообразностью рынка». Мы знаем, как в условиях либерального рынка собственник предприятия присваивает труд рабочего, отделываясь от него миской похлебки.
«Социализм XXI века» рассматривает труд как изначальную собственность, данную человеку самой природой. Охрана труда — это не свод правил по безопасности труда работника, а гарантии неприкосновенности изначальной, неотъемлемой собственности человека. Идеология «Социализма XXI века» признает организационный и управленческий вклад собственников средств производства в производство полноценным и легитимным трудом. Справедливым вознаграждением за этот труд является получение части от стоимости производимого продукта. Задачей государства является создание условий для развития в стране социально ответственного предпринимательства. Хороший вариант — это народные предприятия.
Одним из основополагающих принципов «Социализма XXI века» является принцип свободы, кардинально отличающийся от понимания этой высшей ценности человеческого общества коммунизмом и либерализмом. Мы все помним, как в условиях советского строя мы имели только «свободу» следовать курсом партии. Русские гении Владимир Высоцкий и Александр Солженицын были не согласны с такой свободой. Каток советского социализма не остановился даже перед гениями. Мы знаем и всю жестокость «либеральной свободы» , основанной на законе джунглей: «Кто сильнее — тот и прав». При этом силой является приоритет личной выгоды над нормами морали.
Для «Социализма XXI века» свобода — это необходимое условие существования личности, тесно связанное с ответственностью личности перед обществом. Гармоничное развитие человека невозможно без государственных гарантий ее социальной безопасности и свободы.
«Социализм XXI века версия 3. 0» считает фундаментальными основами социальной безопасности:
единые социальные гарантии как для работающего, так и потерявшего возможность трудиться по объективным причинам;
гарантии достойного жилья каждому гражданину России;
гарантии получения высококачественного образования;
гарантии качественных медицинских услуг;
равенство возможностей реализовывать право на труд на всей территории страны.

Ключевым положением этики «Социализма XXI века» является солидарность поколений. Принцип солидарности поколений подразумевает взаимную ответственность поколений. Важнейшим элементом такой солидарности является обеспечение пенсионных гарантий на уровне не менее 60 % от средней заработной платы в стране.
Мы настаиваем на признании нарушения социальной безопасности угрозой безопасности национальной. Для ликвидации такой угрозы необходимо использовать все ресурсы государства.
Неотъемлемой, изначальной и неприкосновенной собственностью нации являются все естественные ресурсы и все виды государственной собственности. Стабильность общества невозможна в условиях, когда доходы, получаемые от эксплуатации собственности нации, не используются на обеспечение социальной безопасности всего населения страны. Сегодня в России важнейшей эксплуатируемой национальной собственностью являются энергоносители. Требование времени: доходы от энергоносителей должны идти на обеспечение социальной безопасности каждого гражданина России.
«Социализм XXI века» отвергает политический и экономический монополизм в любых его проявлениях. Одинаково несправедливым являлся монополизм Коммунистической партии в условиях советского социализма и монополизм олигархических структур в условиях либеральных реформ 90-х годов. Основополагающим пунктом гарантии условий для развития личности и общества «Социализм XXI века» объявляет сохранение конкурентной среды в экономике и политике.
Необходимо признать на государственном уровне, что собственность, приобретенная в период либеральных реформ 1990-х годов с использованием преимуществ олигархической монополии, не имеет морального основания. Такая собственность не является продуктом честного труда и требует социальной легитимации. Способом социальной легитимации должно стать возмещение нынешними владельцами разницы между реальной ценой приобретенной собственности и той, что была за нее уплачена в условиях олигархического монополизма.
Кардинальным отличием «Социализма XXI века» в версии 3. 0 от советского социализма и либерализма является отношение к социальной справедливости и экономической целесообразности.

Советский социализм объявлял своим приоритетом социальную справедливость. Все знают, что советская справедливость заключалась в партийно-номенклатурных спецпайках и валютных магазинах «Березка». Для всех остальных социальная справедливость подменялась ущербной уравниловкой в условиях вечного дефицита.
Либерализм, в свою очередь, объявляет приоритетом экономическую целесообразность. Мы все знаем, как капиталистическая экономическая целесообразность умеет «поедать» пенсионеров, учителей, врачей, военных.
«Социализм XXI века» объявляет приоритетом признание равноценности понятий социальной справедливости и экономической целесообразности. Необходимо обеспечить сознательное справедливое перераспределение доходов от наиболее прибыльных отраслей экономической деятельности к наименее прибыльным, но социально значимым. Прежде всего это относится к государственной системе обороны, безопасности граждан, социального обеспечения, образования, науки, культуры и здравоохранения. Для достижения справедливого перераспределения доходов необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения, недопустимость сбора налогов с доходов на уровне прожиточного минимума и обязательность налога на роскошь.
Справедливое перераспределение доходов невозможно без постоянной и жесткой борьбы с коррупцией. Факт коррупции должен приравниваться к факту государственной измены.
«Социализм XXI века» есть концепция, разработанная в России и для России. Это не отвлеченная философская доктрина, как коммунизм или унифицированная идея либерализма, отвергающая национальные особенности. «Социализм XXI века» учитывает необходимость и важность историко-культурной преемственности. «Социализм XXI века версия 3. 0» первым из всех обращается именно к российскому историческому сознанию.

Социализм является идеей, соответствующей исконным национальным устремлениям нашего народа. Устремлениям, в которых высшая правда труда и социальной справедливости традиционно сочетается с пониманием естественного неотчуждаемого права на честно заработанную собственность. Отказ власти от понимания укорененности в народном сознании идеи социальной справедливости неизбежно приводил к «бессмысленным и беспощадным» русским бунтам.
Вся история государства российского, несмотря на ее взлеты и трагедии, основана именно на поисках правды и справедливости. В этом была, есть и будет сила России!
P. S. Мне часто возражают: мол, для того чтобы «запустить» все эти программы, потребуются астрономические суммы, многократно превышающие бюджет страны. Отвечаю: деньги на решение поставленных задач есть. Не буду говорить о стабилизационном, инвестиционном и прочих фондах, в которых скопились миллиарды долларов. Природная рента, государственная монополия на производство спирта, наведение порядка в экспорте древесины, налоговая реформа и ряд других мер уже сегодня, сейчас могут дать необходимые средства. Но для этого нужна политическая воля.



Комментариев нет:

Отправить комментарий