- известный экономист и общественный
деятель. Родился в 1842 г. в городе Масальске Калужской губернии. По окончании
курса в семинарии поступил в духовную академию, откуда перешел на юридический
факультет Московского университета, где и окончил курс в 1866 г. и оставлен
стипендиатом по кафедре политической экономии и статистики. В 1872 г. был
командирован за границу и, между прочим, слушал в Лейпциге лекции Рошера. По
возвращении из-за границы был приглашен, в 1874 г., читать лекции в Московском
университете по политической экономии, а в 1876 г. открыл чтения и по
статистике и продолжал их до выхода из университета. Вступление Чупрова в состав
университетских представителей совпало с появлением в Московском университете
новых сил и расцветом преподавания политической экономии и науки о финансах. В
1875 г. Чупров защитил магистерскую диссертацию: "Железнодорожное хозяйство.
Его экономические особенности и его отношение к интересам страны". Второй
крупные труд Чупров, посвященный также железнодорожному хозяйству, представлен им в
качестве докторский диссертации: "Условия, определяющие движение и сборы
по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных
грузов". Эти сочинения появились в тот период времени, когда в нашей
экономической литературе, кроме устарелого труда Цехановецкого , по
железнодорожному хозяйству ничего почти не было; между тем, благодаря
практической важности железных дорог и неупорядоченности железнодорожного
хозяйства и его отношений к государству, железнодорожные вопросы привлекали
всеобщее внимание. Ясность изложения, искусный анализ сложных явлений
экономической жизни, умение иллюстрировать выведенные положения рядом цифровых
данных, а также указание способа урегулирования отношений путем выкупа в казну
железных дорог по строительной их стоимости, сразу выдвинули автора этих
исследований и создали ему в ряду экономистов почетное положение. В качестве
специалиста по железнодорожным вопросам, Чупров был приглашен к участию в известную
комиссию графа Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства в России. В
1888 г. он был привлечен к участию в комиссии В.К. Плеве по исследованию причин
падения цен на сельскохозяйственные продукты и совместно с М.И. Мусницким издал
сочинение об "Упорядочении тарифов по перевозке хлебных грузов"
(1889). Как лектор, Ч. привлекал в аудиторию массу слушателей. Крупной его
заслугой является возбуждение интереса к научным занятиям среди студентов,
работавших под его руководством; из них многие в настоящее время занимают
кафедры в университетах. Достигалось это не только научностью и изяществом
изложения, но и доступностью профессора и вниманием его к студентам. Он не
только давал обращавшимся к нему советы и указания, но и предоставлял в их
пользование книги из своей библиотеки. Университетские чтения Чупрова изданы, под
названием "Политическая экономия" и "История политической
экономии", слушателями Чупров, который только редактировал записанное
студентами. Нельзя не пожалеть, что автор сам не издал своих лекций; по ясности
изложения, по приемам исследования наиболее сложных вопросов политической
экономии они заняли бы почетное место в литературе любой страны. В области
теории Чупров разделяет воззрения исторической и этической школ политической
экономии, а частью также научного социализма. Другие труды Чупрова: "О
характере и причинах современного промышленного кризиса в Западной Европе"
(речь на торжественном собрании Московского университета 12 января 1889 г.);
"Демография на лондонском гигиеническом конгрессе" ("Юридический
Вестник", 1892, ¦ 2); "Характеристика Москвы по переписи 1882
г."; "Товарные склады и их значение в виду американской
конкуренции" (доклад торгово-промышленному съезду, 1882); "Об
экономическом значении образовательных и воспитательных учреждений для рабочего
класса" (1898). Вместе с А.С. Посниковым Чупров редактировал известное издание
Министерства финансов: "Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны
русского народного хозяйства", в котором ему принадлежит отдел:
"Влияние хлебных цен и урожаев на движение земельной собственности".
Чупров долго принимал большое участие в газете "Русские Ведомости",
поместив в ней немало статей по экономическим вопросам и в особенности по
железнодорожному хозяйству. В настоящем Словаре ему принадлежит часть статьи
"Железные дороги". В 1883 г. был избран председателем статистического
отделения московского юридического общества и, сделав его центром земских
статистиков, оказал несомненное влияние на развитие земских статистических
исследований в России. Принимал деятельное участие в разработке плана переписи
Москвы 1882 г. и в ее исполнении. Выйдя в отставку, Чупров проживает главным
образом за границей. В. Судейкин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий