Главное событие года для Хабаровского края - смена губернатора. На замену Вячеславу Шпорту, хозяйничавшему в регионе 9 лет, избран член ЛДПР Сергей Фургал. На выборах Фургал победил Шпорта дважды: на доли процента обошел его в первом туре, а затем разгромил во втором (69,5% против 27,9%). При этом на выборах Фургал воспринимался как спойлер (других не пускали через мунфильтр), который имеет определенные договоренности с краевыми властями. Однако очень качественная предвыборка на фоне буквально позорной работы штаба противника ("анонимное" поливание оппонента грязью через купленные паблики) добила раненного пенсионной реформой единоросса.
Неожиданный результат поставил избранного губернатора в не самое выгодное положение: с его приходом стали связывать очень уж много надежд. Все принялись ждать чуда, причем большого и сразу. В том числе те, для кого чудом был бы скорейший провал Фургала на губернаторском посту и его увольнение за утрату доверия. Чуда, однако, не случилось ни для кого.
2. Первые шаги новичка
Стратегией нового руководителя стал уход от политики и критиканства (которые входили в его “обязанности” как оппозиционного депутата ГД) в администрирование и хозяйственное управление. Заявлять о себе Фургал начал с популистских шагов: сокращения чиновничьего аппарата (почти вдвое сократил число министров прежнего губернатора с 21 до 12), упразднения в правительстве нескольких структур и объявления курса на экономию с отменой десятка сомнительных закупок. При всей неприкрытой “популистскости”, эти решения сэкономили несколько сот миллионов рублей в дефицитном бюджете края. Позже из бюджета 2019 года вычеркнули еще почти миллиард рублей расходов на содержание чиновников. Такой старт обеспечил Фургала некоторой “тефлоновостью”, что, скажем забегая вперед, до сих помогает ему без ущерба выдерживать сильные удары по типу переноса столицы ДФО во Владивосток.
Определенный кредит доверия Фургалу обеспечивает и тот факт, что самые заметные его действия укладываются в логику предвыборных обещаний, а порой являются прямым их исполнением. Так произошло с проблемой обманутых дольщиков. По этой теме Фургала провел почти десяток встреч и совещаний и, кажется, в ближайшем будущем проблему получится частично решить.
Чтобы было проще договариваться с местными элитами и выстраивать кадровую политику, Фургал приостановил членство в ЛДПР. Не произошло и ожидаемого перетаскивания в правительство “своих” из партии. В правительство Фургала попало очень мало новых кадров, буквально единицы. В основном он сделал ставку на профессионалов из команд прошлого губернатора Вячеслава Шпорта и экс-губернатора, министра и полпреда Виктора Ишаева, избавившись от самых скандальных и тех, кто пришел по знакомству. Несколько кадров он перетянул из краевой Закдумы, ослабив ее перед возможным противостоянием на выборах будущего года.
3. Проверка на прочность
Вскоре после выборов на Фургала совершили несколько информационных атак, однако без желаемого результата. В целом новый губернатор, конечно, окружён тлеющими кострами элитных конфликтов, но пока у него получается не дать им разгореться. Один из самых заметных - конфликт с региональной Закдумой. В самой думе не хотят вступать в противостояние с Фургалом, поэтому весь негатив аккумулируется секретарем регионального отделения "ЕР" и спикером ЗДХК Сергеем Луговским. При этом Луговской то публично заявляет о готовности сотрудничать с новым губернатором, то дает колкие комментарий, наезжая на губернатора через СМИ. По всей видимости, спикера Закдумы используют как громоотвод для недовольства населения, чтобы выборы в краевую думу 2019 год прошли без разгромного поражения для ЕР.
Тем не менее, события прошедшего года - пенсионная реформа, поражение губернатора от ЕР, противостояние с новым губернатором - подготовили серьезную платформу для обновления думы не в пользу нынешнего большинства от "Единой России". В зависимости от выборов в краевую думу, которые пройдут в сентябре 2019 году, местное партийное руководство ЕР (Луговской в том числе) может исчезнуть с карты политической жизни края, уступив дорогу более амбициозным и договороспособным. Наиболее дальновидные единороссы уже выказали свою лояльность новому губернатору, например, депутат Госдумы Борис Гладких, который встал на сторону Фургала во время информатаки на "АмурСталь", а недавно заявил, что отказался от предложения со стороны полпредства свалить вину за перенос столицы ДФО на Фургала.
4. Что дальше?
Губернатор сейчас находится в центре внимания, и от его действий во многом зависит результат грядущих выборов - будут выбирать не только депутатов краевой думы, но и мэра Комсомольска, и депутатов комсомольской и хабаровской гордум. Губернатор дистанцируется от поддержки какой-либо стороны, сосредоточившись на решении текущих проблем. Особенно четко это было видно во время кризиса власти в Комсомольске-на-Амуре, втором по величине городе края, где мэр Андрей Климов подал в отставку. Отставку спровоцировал экс-губернатор Шпорт, который, пытаясь уцепиться за рейтинги, раскритиковал Климова за слабую работу и посоветовал ему уволиться. Вместо продвижения своего или удобного для себя кандидата новый губернатор убедил градоначальника вернуться, разрешив проблему управляемости и сняв угрозу дополнительных расходов из-за необходимости досрочных выборов.
В целом, Фургал уже продемонстрировал умение работать с теми, кто “достанется”, но, тем не менее, как бы он ни хотел подчеркнуто держать дистанцию ко всем партиям, ему придется в той или иной мере включиться в предстоящие выборы, потому что "кадры решают".
Комментариев нет:
Отправить комментарий