Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Феленево, ныне Перемышльского района Калужской области. В 1935 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Калуге и до 1939 года работал слесарем инструментального цеха Калужского машиностроительного завода, одновременно учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова и был направлен в лётную авиационную часть, дислоцированную на Украине.
С июля 1941 года младший лейтенант А. Т. Карпов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 121-го истребительного авиационного полка, летал на Як-1. В октябре 1941 года переведён в 123-й (впоследствии 27-й Гвардейский) ИАП, действовавший в составе 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинградского фронта. Начав войну рядовым пилотом, позднее был командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.
К 7 августа 1943 года Гвардии капитан А. Т. Карпов выполнил 370 боевых вылетов, провёл 87 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника лично и 9 в группе с другими лётчиками. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1202).
Продолжая вести бевую работу в составе 27-го ГИАП в небе Ленинграда, к 25 июня 1944 года совершил ещё 51 боевой вылет, в 7 проведённых воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года удостоен второй медали "Золотая Звезда".
Всего произвёл 456 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, сбил лично 27 самолётов противника и 9 в группе, став самым результативным лётчиком-истребителем ПВО, а также единственным из них, дважды удостоенным высшей боевой награды страны.
20 октября 1944 года Гвардии майор А. Т. Карпов погиб в авиационной катастрофе: при перелёте из Таллина в Гатчину в сложных метеоусловиях (густая низкая облачность) его самолёт упал в Финский залив.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (19.08.1942, 13.02.1943, 07.04.1944), Александра Невского (13.04.1943); медалями.
* * *Список известных воздушных побед А. Т. Карпова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
29.08.1941 | 1 "Ме-115" (в паре) | Тосно | Як-1 |
25.10.1941 | 1 Ме-109 (в гр. 1/3) | Арбузово | |
16.02.1942 | 1 Ме-109 | Вороново | |
23.04.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Ладожское озеро | |
05.05.1942 | 1 Ме-109 | западнее Ольгино | |
30.05.1942 | 1 Ме-109 | Лепсари | |
1 Ме-109 | Рабочий посёлок № 14 | ||
1 Ме-109 (в паре) | станция Рахя | ||
02.08.1942 | 1 Ю-88 | севернее Константиновка | |
1 Ю-88 (в паре) | Финское Койрово | ||
03.08.1942 | 1 Ю-88 | восточнее Ново-Паново | |
09.09.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Павлово | |
15.01.1943 | 1 Ме-109 | восточнее Манушкино | Як-1, Як-7. |
23.01.1943 | 1 Ю-88 | западнее Келколово | |
25.01.1943 | 1 Ме-109 | северо-западнее Келколово | |
27.01.1943 | 1 Ю-88 | Разъезд 9 км | |
1 Ю-88 (в гр. 1/3) | юго-западная окраина Синявино | ||
11.02.1943 | 1 ФВ-190 (в паре) | севернее Саблино | |
1 Ю-87 | южнее Колпино | ||
15.02.1943 | 1 Ме-109 | Красный Бор | |
22.02.1943 | 1 Ю-88 | южнее Красный Бор | |
23.03.1943 | 1 Ю-87 | Красный Бор | |
1 Ме-109 (в гр. 1/3) | севернее Пушкин | ||
15.09.1943 | 1 Ме-109 | Гойтолово | |
1 ФВ-190 | Синявино | ||
02.02.1944 | 1 ФВ-190 | западнее Большой Сабек | Як-9 |
10.02.1944 | 1 "Брюстер" | юго-западнее станции Мятсякюля | |
1 "Брюстер" | Тайвола | ||
19.06.1944 | 1 Ме-109 | остров Туркинсали | |
1 ФВ-190 | юго-восточнее станции Сяйние | ||
22.06.1944 | 2 Ме-109 | Тали | |
23.06.1944 | 1 Ме-109 | Пиртти | |
30.06.1944 | 1 Ме-109 | Юустила | |
03.07.1944 | 1 Ме-109 | восточнее Кайпола | |
14.09.1944 | 1 ФВ-190 | севернее станции Науншаны | |
Всего сбитых самолётов - 27 + 9; боевых вылетов - 456; воздушных боёв - 97. |
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
Четвёрка истребителей, возглавляемая капитаном Беляевым, шла на прикрытие нашей пехоты. В четвёрке находился и Карпов. Беляев редко летал без него. О крепкой боевой дружбе и слётанности этих двух пилотов было известно всем. Встреча с немцами произошла на высоте 2200 метров. 10 "Юнкерсов" и 2 "Мессершмитта" пытались прорваться к нашему переднему краю, но советские истребители, сделав маневр, сзади, со стороны солнца, напали на противника.
Первый немецкий самолёт был сбит капитаном Беляевым. Следуя его примеру. Карпов повёл свою машину на второго немца. Атака была проведена с большим искусством: вначале Карпов вывел из строя вражеского стрелка, а затем отрезал своим огнём правый мотор "Юнкерса". Это был почерк гвардейца, смелого, расчётливого русского лётчика.
- Молодец! - крикнул Беляев, - узнаю почерк!
Перенимая опыт своего друга Беляева, Александр Карпов добился исключительных успехов в самолётовождении и атаках противника. Совсем недавно, в один из сентябрьских дней, звено истребителей под командованием гвардии капитана Карпова вылетело на прикрытие наземных войск. Ещё до подхода к заданному району лётчики встретили 2 "Фокке-Вульф-190". Ведущий Карпов атаковал одного. Приблизившись на короткую дистанцию, он прошил его меткой пулемётной очередью. Немецкий самолёт, маневрируя, пытался удрать, но Карпов настиг его и окончательно добил.
В это время над полем боя советские лётчики заметили ещё двух фашистских истребителей. Карпов устремил свою машину в пике и сверху атаковал "Фокке-Вульфов". После нескольких мощных ударов обе немецкие машины были сбиты.
Несколько раз в течение этого дня гитлеровцы пытались сковать действия наших истребителей, но каждый раз их попытки терпели неудачу. Наши лётчики успешно выполнили боевое задание, надежно прикрывая свои наземные войска с воздуха. За один только день гвардии капитан Карпов провёл 3 воздушных боя.
Подымаясь в ленинградское небо, крылатый защитник великого города насмерть разит немецких стервятников. Сейчас на боевом счету отважного лётчика-комсомольца Александра Карпова числится 22 уничтоженных немецких самолёта.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий