Страницы

1 сент. 2018 г.

Наши земляки в День знаний - Васи́лий Порфи́рьевич Ва́хтеров

 
Внёс значительный вклад в педагогическую теорию и практику. Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, явился основоположником педагогической концепции, которая получила название «Эволюционная педагогика». Её основу составляет идея развития, то есть трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса («Основы новой педагогики», 1913, 1916).
По Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Научный принцип выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и воспитания. Он обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приёмов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. Как теоретик и методист начального обучения следовал педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Как сторонник развивающего обучения выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельности, мышления ребёнка.
Широко известен как автор книг для первоначального обучения. Изданный им в самом конце XIX века «Русский букварь» выдержал более 120 изданий. Большое распространение получила и его хрестоматия «Мир в рассказах для детей», написанная им в соавторстве с супругой, Эмилией Орестовной Вахтеровой (урождённой Кислинской).
Родился в семье промыслового рабочего. Учился в Арзамасском духовном училище, затем с 1867 года в Нижегородской духовной семинарии (не окончил). В 1874 году он оканчивает курсы при Московском учительском институте и получает назначение учителем в одно из училищ Смоленской губернии.
В биографическом очерке П. К. Козлова (1863—1935) упоминается, что будущий путешественник «собирался поступить в Виленский учительский институт, однако педагоги (среди которых был В. П. Вахтёров) не смогли выхлопотать ему казённую стипендию»[3].
Шесть лет Василий Порфирьевич работает учителем, а затем в течение 15 лет (18811896) был инспектором народных училищ. Сначала в Смоленской губернии, а затем с 1890 года его переводят в Москву как энергичного, талантливого педагога. Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 вынужден был уйти в отставку, так как департамент полиции квалифицировал его деятельность как «прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента». С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в КурскеСаратове и др. городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию.
В декабре 1904 был восстановлен во всех своих правах и возвратился в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. Принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза (19051907). 

В 1909 году Вахтеров поселился в деревне Новолоки Ферзиковского уезда, где он активно включился в строительство сельской школы. Построил на свои средства здание библиотеки и музея. С открытием школы в 1911 году Василий Порьфирьевич стал её первым директором. Февральская революция 1917 года оживила надежды Вахтерова на скорое осуществление всеобщего обязательного обучения. Он входит в состав Государственного комитета по народному образованию, но не может правильно оценить лицемерную политику Временного правительства, которое за все месяцы пребывания у власти для народного учителя и народной школы практически ничего не сделало. Октябрьская революция изменила многое. Народный комиссариат просвещения РСФСР рекомендует "Русский букварь" и "Мир в рассказах для детей" Вахтерова к использованию в школах. В этот период он работает над совершенствованием своих учебных книг, преподает на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, на курсах по подготовке учителей, был лектором педагогического факультета 2-ro МГУ. В 1918 году Василий Порьфирьевич работал сотрудником Калужского уездного отделения народного образования.
Окрылённый Октябрем, Вахтеров развивает идею новой "эволюционной педагогики", педагогики творчества и развития, воплотившая концепции всей прогрессивной русской педагогики начала ХХ века. Он пришел к выводу, что образование о всех его видах и формах является одним из самых важных факторов общественного прогресса, объединяющих все накопленные к тому времени положительные педагогические знания современности. В наиболее развитой форме идеи педагога-просветителя изложены в вышедшей в 1917 году книге "Основы новой педагогики". По авторскому замыслу, продолжением "Основ новой педагогики" должна была стать другая книга - "Идеалы воспитания", материалы к которой Вахтеров собирал на протяжении последних лет своей жизни. 
К сожалению осуществить многое, из задуманного Василию Порьфирьевичу не удалось. 3 апреля 1924 года он скончался от тифа. Но на его место пришли новые прогрессивные ученые-педагоги Шацкий, Короленко, которые осваивали его идеи, способствуя их развитию и продолжению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий