Страницы

21 авг. 2018 г.

Современные проблемы взаимодействия власти со старшим поколением

Алексеевский В.С. д.э.н. проф. 
     Объективной причиной проблем выступает несколько возросшая продолжительность жизни россиян и оттого- сложности в денежном обеспечении пенсионеров, численность которых приближается к числу работающих. Субъективной стороной проблемы является  недостаточная экономическая готовность старшего поколения воспринять перемены в пенсионном законодательстве и социальном обеспечении. В свою очередь эта неготовность порождена не только недостаточностью понимания пенсионерами столь жесткого рыночного решения правительства, сколько неподготовленностью самой реформы. Стали сразу очевидны нищета пенсионных выплат, неподготовленность рабочих мест для «отложенных» пенсионеров, а также непрофильное использование существующего пенсионного фонда.
             Но гораздо более сложная и скрытая сторона проблемы заключается в изменившейся не вдруг позиции властей, да и части молодого населения в виде некоторой  небрежности отношений со старшим поколением, которому адресована функция «доживания». Этим статистическим термином выражается принижение его значимости в жизни общества и проявляется зачастую в неуважительном отношении к старикам в социальной сфере и большинства работодателей.    Соответственно проявляется снижение воспитательной функции пожилых для населения и происходит их замыкание на примитивных способах «доживания» в ущерб действительной социальной цели людей: самореализации личности.  
      Новое поколение пенсионеров, вышедших из кризисного десятилетия, нельзя считать новичками в рыночной реальности с её кризисами и стагнациями производства. И, тем не менее, они были готовы поверить  обещаниям либерального правительства о преодолении «временных трудностей».
Поэтому потребуется дополнительное экономическое образования взрослых, и особенно несостоявшихся пенсионеров. При этом преподавателям важно показать современную научную позицию, при которой далеко не всегда стремятся к формированию «рыночного типа личности». Здесь иная задача- помочь сформироваться навыкам позитивного мышления и экономического поведения будущих пенсионеров путем их участия  в доступных примерах самоактуализации. Прежде всего, это можно показать  на примерах известных людей-долгожителей в их активной пенсионной жизни. Но для большей внутренней убедительности нам всем необходимо опираться на более глубокие научные и философские основания, чтобы выбранные примеры  формировали у всех нас системные представления о роли экономического и творческого  мышления людей при выборе жизненной позиции.
       Необходимо помочь  пожилому человеку  вырабатывать позицию сознательного восприятия нового знания и формируемых новых навыков. А точнее – помочь осознавать акт присвоения всех элементов личного достояния как индивидуальной/личной собственности. Ибо присвоение  элементов своей природы, своего потенциала,- и есть отношения индивидуальной собственности, отношения прибавления и расходования личного и семейного достояния. Его назначение - не только выступать в качестве важнейшей экономической базы общества- как   платежеспособности населения. Кстати,  это жесткое напоминание властям о необходимости всегда поддерживать семейное благосостояние россиян выше нынешнего уровня выживания, ибо казна просто оскудеет, если люди обнищают.       Гораздо важнее показать  роль личного достояния  в обретении пожилым человеком личного достоинства при правильно организованных формах пенсионирования:  в семье, но при отсутствии дохода от производственной деятельности. Однако и в заслуженном отдыхе, и в личном труде всегда проявляются не только экономические, но и  нравственные качества личности: порядочность, ответственность и самостоятельность, которые помогают человеку на новом этапе их жизни усвоить роль своего места вообще в системе жизни, существующей во Вселенной. Эта система и есть то глубокое основание, заставляющее задуматься о смысле жизни, чтобы воспринимать данный этап жизни без трагизма, а спокойно и творчески.
       Современные ученые-физики, математики, биопсихологи (Макс Планк, Эдуард Циолковский, Роберт Ланца, Руперт Шелдрейк и др.) выработали теорию биоцентризма, согласно которой человеческая жизнь и сознание имеют основополагающее значение для формирования Вселенной, а не наоборот. Как считалось до сих пор: материя выступала  как бы источником сознания, но это современными научными исследованиями не подтверждено. Данной теорией  устанавливается, что сознание- это фундаментальное свойство вещества Вселенной, а жизнь - это  его производное явление[1]. Поэтому после смерти сознание не исчезает, но уходит в квантовый мир вещества, где нет места живому. Следовательно, этап смерти - это переход нас как
  
                                            Социальная жизнь человека


                                       Смерть                        Развитие

Физическая жизнь                                                  Биологическая жизнь
космического вещества                                       человеческого  существа-        
и сознания- вечная                время генотипа               - конечная
                                                                              

 









           Рис.  1.  Триада-   Система жизни человека
    мыслящей материи и души  в вещество Вселенной, а не конечный путь нашего бытия. Чтобы лучше представить данную теорию, рассмотрим схему (Рис1.)  взаимодействия вечной материи с формами биологической и социальной жизни человека как космическую систему (по -Циолковскому).
           Рассмотрение жизни человека с позиций взаимовлияний на неё биологии (генома) и социальной психологии (развитие личности) позволяет построить триаду как модель Системы жизни.    Элементы такой триады как системы всегда взаимосвязаны в режиме дополнительности и тем обеспечивают целостность системы. Главное свойство каждой системы- появление такого нового качества, которого нет ни у одного из элементов. Чтобы его выявить у системы жизни, проанализируем проявление этих сущностей.
     Так, на первом этапе биологического развития космическое, а затем и земное вещество под влиянием генома преобразуется в человеческое существо. Геном – это совокупность наследственного материала ДНК и РНК, которые задают программу развития вещества в существо в течение одного  цикла жизни. По завершении детородного периода организма человека его развитие продолжается в сторону смерти. Этот этап решает задачи возвращения биологического вида-существа в космическое вещество Вселенной: энергию и материю. Однако  уже иное содержание этапов в социальной сфере жизни, когда движение биологического явления  сопровождается социальным: развитием личности и организацией форм разносторонней  жизнедеятельности конкретного человека. Одновременно человеком решаются личные и социальные проблемы развития и самореализации накопленных трудовых, духовных и творческих потенциалов. Это высшие потребности человеческой личности, формирующие  смысл биологической и социальной жизни [3].
             Следовательно, в человеческой природе одновременно решаются две задачи: 1) неосознаваемого биологического цикла- роста и умирания живой материи человека, подвластного мировым процессам потери акивности-энтропии; 2) влияния возрастающего сознания на своё поведение и на выбор вариантов развития личности и даже на варианты её возвышения и смерти как негэнтропийный процесс. При этом в сфере биологической жизни человек лишь  косвенно влияет на текущие в теле запрограммированные геномом процессы, ускоряя  или замедляя их выбранным образом жизни. Но не только в биологии смысл нашей жизни! Очевидно, что в социальной сфере уже после 2-3х лет жизни, когда у организма появляется самость (осознание себя), человек может делать выбор вариантов своей жизнедеятельности. Здесь уровень сознательного воздействия на выбор непрерывно растет именно за счет формирования личного достоинства на базе необходимого объема личного достояния. (Табл.1)
                                    Таблица1.  Источники личной собственности человека.
Биологические, врожденные
Психические, развиваемые способности
Результаты личной деятельности
Результаты жизнедеятельности
Задатки:
- психическая  предрасположенность к точным наукам, технике
-расположенность к творческим занятиям (музыке, изобразительной деятельности, художественной гимнастике , спорту и танцам)
-тип нервной системы и темперамент индивида
ум-оперирование знаниями;                опыт труда и общения,                   менталитет; компетенции в работе (аналитичность, управление собой и другими, исполнительское мастерство, коммуникация),              - связи и личные привязанности,                - отношение к труду , характер, воля, сила духа
-интуиция
-творчество
-духовность
-нравственность            
- патенты
- дипломы
- изобретения
-книги, статьи, отчеты о результатах исследований и экспериментов
-произведения и другие результаты собственного мастерства и творчества в сфере искусства и всех видов культуры, спорта, политики, бытовой и общественной деятельности
- жилье собственное, другие постройки
- земля, сад, посевы
- деньги наличные и на счетах
- акции, облигации
-вещи для личного использования: одежда, обувь, аксессуары, посуда, мебель, инвентарь
-запасы материалов, продуктов питания, машины, инструменты,  приборы,  гаджеты

 Ибо без личного достояния в форме интеллектуального и трудового потенциала и результатов его применения, а также собственного имиджа, освоенных богатств человеческой культуры и духовного развития, а также без жилища, - трудно представить человека с развитым чувством собственного достоинства. Благодаря этому достоянию он сам и дальше сможет обеспечивать себя средствами к развитию и самореализации имеющихся талантов и еще не проявленных способностей, душевных сил и творческих замыслов.
    Следовательно, обеспечение процесса самодвижения человека от создания материальной и интеллектуальной основы (достояния) к развитию его нравственной и духовной основы (личное достоинство) в течение жизни генома (Рис.1) и есть новое качество Системы человеческой жизни  -непрерывное возвышение и расширение нашего сознания-атрибута вещества Вселенной. Мы как бы выполняем её заказ на осознание и обогащение этих свойств. Но оказывается, осмысленный и творческий труд противостоит распространению энтропии и смерти Вселенной. За счет творческого обогащения вселенского и своего сознания человек, социумы уходят в бессмертие.[2]
    Поэтому «с младых ногтей» каждый  человек может осознать, что именно в этом предназначение человека – полностью реализоваться как мыслящей материи и чувствующей, самореализующейся  личности. Люди сами рождаются, выделяя себя и свой мир из неживой природы при поддержке семьи и социума, а дальше строят новый социум, устремляющий человека  не в безудержное потребление пищи и вещей, а в совершенствование себя.
         Спрашивается: зачем человек в течение всей жизни формирует у себя не только производственные знания и навыки, но и творческие способности, определенную мудрость в понимании природы и человека? Неужели только  для того, чтобы заработать денежное содержание для доживания, как это формулируют авторы нового Закона о пенсиях! Я полагаю, что накопленный творческий потенциал вкупе с мудростью может позволить человеку, освободившемуся от необходимости ежедневно  зарабатывать себе хлеб насущный, наконец-то посвятить все свои силы и умения задачам самореализации накопленного потенциала и самосовершенствования своей природы-  осознания мира. Чтобы включить такое осмысление, деятельность приостанавливается. Это недеяние и есть одно из важнейших условий творчества. Мы выходим в мир, чтобы обогатить свою природу- уникального  свойства вещества как сознание самоё себя путем расширения до космоса и возвышения до философских обобщений. Однако «если сознание сужено, задавлено границами необходимости, то и сама человеческая природа маловместительна, отрезана от источника творческой энергии»,-писал Н.Бердяев . Следовательно,  живем не столько для осознания бытия, которое есть совокупность случайностей и ничто, а сколько с намерением осознания самого себя в природе как личности , человека творческого, духовного и тем подготовленного для налаживания диалога с природой. Диалог требует знания языка и взаимоуважения. Мы давно потеряли чувство меры в отношениях с природой и потому говорим языком диктата, как беспечные и грубые дети. Пора повзрослеть. Научиться  осмысливать результаты труда этих детей и взять ответственность за них.
      Но, оказывается, для российского руководства важнейшей выступает польза утилитарного труда, а не духовного. И когда человек  переходит к этапу духовного труда, к осмыслению, - вдруг превращается  в шлак, остывающий  в течение среднестатистического срока доживания.      Более  кощунственного оскорбления уходящему на заслуженный отдых поколению трудно придумать. Но ведь это придумали наши законодатели такое, что раскрывает их полную бездуховность и беспамятство. Именно поэтому, отрекаясь от достижений прошлых поколений,  ими продолжается уничтожение российской системы образования и воспитания, стерилизация академической науки и отказ от научных обоснований в управлении отраслевой экономикой и местным хозяйством. Пресловутая «оптимизация» в социальной сфере  подменяет рост производительности труда за счет новых технологий известными примитивными методами его интенсификации: увеличением нагрузки, сокращением ранее научно обоснованных штатов воспитателей и психологов, библиотекарей, медсестер, нянечек и техничек. Так власти демонстрируют свою  культуру полезности[3], ведущую мир  к экологическим катастрофам. Но развивающей национальную экономику и общество в целом является культура достоинства, ориентирующая на высвобождение творческой энергии, но требующая условий для самоорганизации: открытости, расширения сознания и свободы для отказа от устаревшего и присвоения инноваций.       Следовательно, прогрессивная культура достоинства способна усваивать мудрость старших поколений, выраженную в новом осмыслении опыта и ошибок старших поколений с позиции расширяющихся в покое сознания и реальности. Задача состоит в том, чтобы создать условия для осмысления (покой, достаток, недеяние) и для передачи нового видения прошлого и будущего новому поколению (коммуникации), например: Советы старейшин, Клуб ветеранов, Дом творчества пожилых и т.п.. Эта тысячелетняя практика человеческого развития почему-то отвергается суетливым и недальновидным руководством на всех уровнях: муниципальном, региональном, государственном. Молодежи не дано еще осмысление ошибок жизни, даже с Ай-Ти технологиями они не смогут построить перспективного поведения без навыков расширения сознания. Следовательно, способные к переосмыслению реальности специалисты- пенсионеры, далеко не шлак. При правильной их организации они способны выступить в качестве защиты (консервативная осторожность). И в качестве катализатора развития (новое видение проблем в контексте связи прошлого и будущего).  Тем самым в нашей практике начнет преобладать культура достоинства и возродится уважение к старшим поколениям. Мы станем культурнее и вдвое богаче: духовно и материально, научимся взаимопониманию с природой через её осмысление и принятие.
       Таким образом, видение себя не в суете повседневной жизни, а в Системе  жизни Вселенной позволяет человеку увидеть ответственность за неё, как за выполняемое поручение- расширять сознание. Но одновременно возникает потребность в индивидуальном достоянии (Табл.1) как основы для личного достоинства, позволяющего на завершающем этапе обрести мудрость и передавать её следующим поколениям не как дымок «остывающего шлака», а как бесценный дар обществу от  уважаемой личности.



[1] В новой теории биоцентризма ведущими выступают интересы не только живой природы, но вселенной в целом. Управляет всем человек, формируя мир и его гармонию силой мысли. Реальность-это процесс, требующий участия нашего сознания. WWW.Liveinternet.;HTTP.Holmtain.ru
[2] Сущность жизни, имеющей в чем-то общее основание со звездами и галактиками, состоит в противодействии «напору» энтропии, в создании пусть и хрупкого, всегда временного равновесия неоднородных сложных систем. В этом смысле, труд человека, обеспечивающий негэнтропийную активность социумов, имеет неку глубинную космическую основу, роднящую его со активностью звезд. См. Шкуркин А.М. Адаптационная функция труда с синергетическом мировидении.-Хабаровск:ДВГУПС,2005.стр. 186.
[3] Культурно-историческое понимание развития человека различает две культуры: пользы и достоинства.  Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Мысль: Изд. Центр Академия.-2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий