Минприроды России в
соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с
обращениями граждан и организаций от 31.07.2018 № А26-11-80806411 рассмотрело
Ваше обращение по вопросу запрета строительства объекта размещения отходов на
территории Износковского района Калужской области и сообщает.
В соответствии со статьей 6
Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами относится, в том числе организация деятельности по накоплению (в том
числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); участие
в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения
с отходами, в том числе с ТКО; разработка и утверждение территориальной схемы
обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема
обращения с отходами); утверждение инвестиционных программ в области обращения
с ТКО.
Пунктом 2 статьи 13.2. Закона
№ 89-ФЗ определено, что региональная программа в области обращения с отходами,
в том числе с ТКО, должна содержать среди прочего перечень мероприятий в
области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в которых присутствуют
мероприятия, направленные на стимулирование утилизации отходов.
Кроме того, в соответствии со
статьей 13.3. Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности
по накоплению (в том числе раздельному накоплению), по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
утверждается территориальная схема в
области обращения с отходами.
Территориальная схема
обращения с отходами должна содержать, в том числе данные о месте нахождения
объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте
нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр
объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции,
выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания,
размещения отходов, в том числе ТКО.
Таким образом, субъект
Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями для организации
деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых
коммунальных отходов на подведомственной ему территории.
Вместе с тем в соответствии
со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация
зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное
негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с
требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны
предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению
природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных
ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 12 Закона №
89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных)
исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 47
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) установлено, что инженерные изыскания для подготовки проектной
документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства
выполняются, в том числе в целях получения материалов о природных условиях
территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция
объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на
окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений
относительно такой территории, материалов, необходимых для разработки
мероприятий по охране окружающей среды.
Состав проектной документации
объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 12 статьи 48
Градостроительного кодекса и пунктом 25 Положения о составе разделов проектной
документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, включает раздел
«Перечень мероприятий по охране
окружающей среды», который должен
содержать, в том числе результаты оценки воздействия объекта капитального
строительства на окружающую среду (далее - ОВОС) и перечень мероприятий по
предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой
хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию
природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального
строительства.
В соответствии со статьей 1
Закона № 7-ФЗ ОВОС представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и
учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду
планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о
возможности или невозможности ее осуществления.
Процедура проведения ОВОС,
включая проведение общественных обсуждений материалов ОВОС, регламентирована
Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённым приказом
Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от
16.05.2000 № 372.
Оценка соответствия проектных
материалов экологическим, санитарно- эпидемиологическим требованиям,
требованиям радиационной и иной безопасности, проводится в рамках
соответствующих государственных экспертиз.
Кроме того, пунктом 7.2
статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) установлено, что государственной
экологической экспертизе федерального уровня подлежит проектная документация
объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V
классов опасности, в том числе проектная документация на строительство,
реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения
отходов I - V классов опасности.
Статьей 1 Закона № 174-ФЗ
установлено, что экологическая экспертиза - установление соответствия
документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с
реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность,
экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством
в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного
воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 5.5(12)
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №
400, в полномочия Росприроднадзора входит организация и проведение
государственной экологической экспертизы федерального уровня в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6
статьи 30 Закона № 174-ФЗ реализация объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной экологической экспертизы признается
нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Отдельно
отмечаем, что согласно статье 19 Закона № 174-ФЗ граждане и общественные
организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право, в том
числе выдвигать предложения о проведении в соответствии с данным Федеральным
законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной
деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения,
проживающего на данной территории.
И.о. директора Департамента
государственной политики и регулирования в сфереохраны
окружающей среды Венчикова
Комментариев нет:
Отправить комментарий