Удивительная способность-говорить обо всём и ни о чём! Нет никакой цифровой экономики! Есть реальная экономика, а есть виртуальная-то, чем они уже десятки лет пытаются заниматься.
А цифра-это просто технология передачи информации и разрабатывается и развивается она свободными талантливыми людьми, а не чиновниками и министерствами. Как только этот процесс пытается возглавить чиновник-дилетант, жди беды и в этой сфере. Лучше бы он преподавал историю, учил её уроки и не смешил профессиональный мир. Я не пойму, а чем тогда будет Орешкин заниматься-не цифровой экономикой?
Интервью Максима Акимова телеканалу «Россия 24»
24 мая
2018 18:30 Санкт-Петербург
Заместитель Председателя Правительства ответил на
вопросы ведущего телеканала Александра Кареевского в рамках Петербургского
международного экономического форума.
Из стенограммы:
А.Кареевский: Здравствуйте, Максим Алексеевич!
М.Акимов: Добрый день!
А.Кареевский: Вам доверена очень ответственная
должность в Правительстве – выстраивать цифровую экономику. Мы в основном будем
говорить об этом, хотя не только.
Многие сейчас говорят о цифровой экономике, но не очень многие понимают,
что это такое. Есть разные точки зрения. Представляются прежде всего
компьютеры, телефоны, ещё какие-то гаджеты. Что, по-вашему, цифровая экономика
и зачем нам её нужно строить? Как Вы видите этот процесс?
М.Акимов: Если Вы обратили внимание – я
думаю, конечно, обратили, и не только Вы, но и все заинтересованные граждане
страны, – в указе Президента о структуре органов исполнительной власти
появилось министерство с новым названием – Министерство цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций.
Цифровая экономика – это не только, да и не столько про экономику. Это
прежде всего преобразование всех сфер жизни – здравоохранения, наших
повседневных практик, культуры, гейминга. Всего чего угодно: процесса покупок,
процесса перемещения товаров, грузов, людей, процессов отношений между ними, в
том числе на базе социальных сетей.
М.Акимов: Это очень сложное, очень
рискованное, очень сложно управляемое (потому что оно меняет природу
национальных государств и их возможности), трансграничное и глобальное явление.
И это большой вызов не только для Российской Федерации, но и, без сомнения, для
всех государств.
Мы должны в нём увидеть прежде всего огромные возможности и для улучшения
жизни людей, и для повышения эффективности экономики, и для нахождения
абсолютно новых рецептов развития. Экономика, построенная на данных, на
обеспечении бесшовной миграции данных, на их обработке с помощью невиданных
доселе мощных алгоритмов, – конечно, всё это принесёт абсолютно новые
дивиденды. В здравоохранении это десятки тысяч сохранённых жизней. Это
абсолютно новая скорость перемещения товаров, абсолютно новые сервисы, которые
уже входят в нашу жизнь.
А.Кареевский: Например, какие Вы имеете в виду?
М.Акимов: Например, колоссальное увеличение доли
электронных продаж в транспортной сфере, сфере транспортных услуг. Мы ведь уже
забываем, что такое билетные кассы.
А.Кареевский: Да, всё там, в телефонах или на
компьютерах.
М.Акимов: Более того, мы делаем это не с
десктопов, мы делаем это в мобильных приложениях. У нас более 25% продаж в
ритейле уже совершается с помощью мобильных приложений. Подчеркну, не
электронных.
А.Кареевский: То есть не за большим компьютером?
М.Акимов: Да, не с помощью десктопов, а с помощью
мобильных приложений.
Второй гигантский трек – это огромное накопление данных от интернета вещей.
Потому что вся наша жизнь, так или иначе, опутана и будет опутана датчиками. У
меня на руке часы – они фиксируют пульс, фиксируют мои движения, объём сна,
который сократился сильно в последнее время. Всё это позволяет очень многое
узнать человеку о самом себе, но и узнать третьим лицам о человеке.
А.Кареевский: Я как раз хотел сказать, что это
всё пряники, о которых Вы говорите, а есть и…
М.Акимов: Я сразу сказал о рисках. Конечно, одна
из базовых вещей – это не только кибербезопасность, борьба с прямым
мошенничеством, это абсолютно новые правовые режимы регулирования данных.
Вопросы ведущему, интервьюеру, задавать не принято – задам: Вы часто
читаете пользовательские соглашения (знаете, такие длинные есть)? Сколько раз в
жизни Вы прочли их до конца?
А.Кареевский: Ни одного раза. Обычно я согласен.
М.Акимов: Ни одного раза. Вот с чем Вы согласны –
всё там и заключается. Но если мы посмотрим ещё глубже, то не всё так просто.
Например, если мы с помощью национального регулирования, чего во многом хотят
люди, и это очень правильный запрос… Мы должны исходить, как я полагаю, из
того, что первым и главным обладателем данных о себе является человек, он
должен грамотно, компетентно в своём праве распорядиться этими данными.
А.Кареевский: То есть согласиться отдать их или
изъять.
М.Акимов: Да, согласиться со способом их
обработки, согласиться с тем, кто, как, когда, на какой основе может их
агрегировать и, например, продать. И это очень важный аспект. Но это только
одна сторона вопроса. А другая сторона вопроса в том, что цифровой мир трансграничен
и глобален. И политика запрета не всегда работает. Это очень сложный баланс.
Приведу пример. Можно издать директивно норму, установить её с помощью
правовых инструментов, нормативно-правовых актов, запрещающую, например,
обработку данных, которые пользователи разместили в каких-то платформах. Вы как
пользователь социальной сети, естественно, высказываете потребительские
предпочтения, ставите лайки, реагируете…
А.Кареевский: Конечно, это всё собирательно...
М.Акимов: А если алгоритм, который видит Ваш
профиль, находится за территорией Российской Федерации? И зарабатываются на
этом деньги. Соответственно, развиваются новые бизнесы, с них платятся
налоги. Согласны ли мы, чтобы эти сервисы перемещались за границу и там
создавали стоимости? Я думаю, нам надо подумать о том, чтобы эти компетенции и
эта активность легально концентрировались на территории России.
А.Кареевский: Максим Алексеевич, здесь есть очень
много политических, наверное, проблем, экономических проблем, правовых проблем.
Последний случай – инициатива запретить Booking.com в России. Наверное, Вы
слышали.
М.Акимов: Как выяснилось, это скорее не
инициатива, а частное обращение.
А.Кареевский: Хорошо, это была чья-то частная
мысль, которая достаточно серьёзно всколыхнула интернет. Я видел отзывы.
Там есть здравое зерно. Как Вы сказали, стоимость от наших данных
фактически зарабатывается за границей. Как этот вопрос решать? Как к нему
подойти? Надо создать свой Booking.com?
М.Акимов: Во-первых, надо, конечно, развивать
российские сервисы. И первое, о чём надо заботиться, – это о том, чтобы
компетенции, которых у нас в каких-то сферах не хватает, приживались на
российской почве, сотрудничать с глобальными компаниями.
А.Кареевский: А они готовы с нами сотрудничать?
М.Акимов: Сложный переговорный процесс, настрой –
конструктивный.
А.Кареевский: То есть Вы видите такую возможность?
М.Акимов: Безусловно. И наша задача – создать для
этого условия. Политикой пряника, но иногда и второй части этой пословицы… Так
или иначе создавать условия для локализации ключевых компетенций в России. Мы
для этого имеем всё: у нас прекрасные люди, у нас замечательная матшкола, у нас
хорошее профильное образование, у нас сильный и очень заинтересованный бизнес,
который готов это абсорбировать и имплементировать, применять в
бизнес-процессах.
Возвращаясь к центральному вопросу, цифровая экономика – это про данные и
про людей. Это не только про IT. И это не про финтех. Многие думают: цифровая
экономика – равно криптовалюты, блокчейн и так далее. Это совсем про другое.
Это то, как механизм накопления, передачи и обработки данных меняет стандартные
представления о бизнес-моделях, о повседневной жизни людей, как он привносит в
нашу жизнь совершенно новые вещи.
А.Кареевский: Мне нравится называть это «изменение
способа производства товаров и услуг». Я так это определяю.
М.Акимов: И взаимодействия людей и вещей.
А.Кареевский: Согласен, такое добавление очень важно.
Вы коснулись вопроса криптовалют. Действительно, было много, как теперь
говорит молодёжь, хайпа и так далее по этому делу в прошлом году. Сейчас
немножко страсти поутихли, тем не менее криптовалюты развиваются, процесс идёт,
как говорил наш политик недавнего прошлого, и вряд ли он закончится завтра.
Госдума приняла в первом чтении закон о цифровых активах. Вы как к нему относитесь?
Считаете его разрешительным или это запретительный закон – в том виде, в
котором он есть сейчас? Пока на первый взгляд всё-таки достаточно жёсткое
регулирование, но всё-таки это не запретительный закон. Что нам делать с этой
стороной цифровой экономики? Ваша позиция какая?
М.Акимов: Позиция Правительства на этапе работы с
инициаторами законопроекта – а мы активно, естественно, коммуницировали в
рамках реализации программы «Цифровая экономика», на базе центра компетенций
«Сколково», в рабочих группах, в Минфине, в Банке России – позиция
конструктивная, поддерживающая. Есть, соответственно, замечания, которые вполне
можно ко второму чтению учесть. И я думаю, что на сегодняшний день в
законопроекте оптимальный баланс между безопасностью, безопасностью финансовой
сферы… Это же не абстракция, это наша с вами безопасность.
Это безопасность от вовлечения в новые пирамиды, безопасность от продажи
под видом неких цифровых активов воздуха.
А.Кареевский: Токенов. Такого много сейчас, к
сожалению.
М.Акимов: Американская комиссия по фондовому рынку
провела такой эксперимент: опубликовала подобного рода криптофальшивку,
инициировала, чтобы продемонстрировать, какое нездоровое доверие к этому
существует, насколько это перегрето.
В законопроекте решается другая задача ещё, очень важная. Ведь это очень
технологичные вещи, и они должны быть введены в гражданский оборот. Нам надо
определить, что это такое с точки зрения природы: это отношение? это вещь? это
обязательство?
А.Кареевский: Это имущество вроде?
М.Акимов: Как будем обращать взыскание? Вот всякое
в жизни бывает, мы встречаемся, поженились, расстались, а у вас нажит
совместный кошелёк криптовалют – что с ним делать? Брать цифровую пилу и…
А.Кареевский: Флешку напополам распиливать...
М.Акимов: Эти вопросы должны быть
урегулированы. И введение на здоровой основе в гражданский оборот этой
части цифровой индустрии – это очень важная задача. Для того чтобы дать
возможность работать судебной системе, для того чтобы дать возможность работать
правоприменителям и правоохранительным органам, защитить людей, не допустить
перегрева и, самое главное, не блокировать развитие новых форм привлечения
капитала на базе краудфандинга с помощью выпуска цифровых финансовых
инструментов.
Мне кажется, мы очень близки к тому, чтобы найти баланс и не повторять
ошибок.
А.Кареевский: То есть баланс будет найден?
Запрещать, не пущать – такой задачи не стоит?
М.Акимов: Такой позиции нет. Есть вещи, на которые
точно Банк России, Министерство финансов не согласны. Я думаю, что это очень
здоровый баланс.
А.Кареевский: Максим Алексеевич, последний
вопрос.
Цифровая экономика должна иметь материальную базу. Сейчас много идёт
информации о том, что китайские власти вкладывают огромные деньги – появилась
цифра 47 млрд долларов, только один фонд будет развивать микроэлектронику. Вся
цифровая экономика на чём-то базируется. В России с этим проблемы. Есть ли у
Правительства план (без цифр, может быть, пока) вложить какие-то серьёзные
деньги и снизить нашу зависимость от импортных комплектующих и вообще от
импорта цифровой техники?
М.Акимов: Вся наша активность в ближайшее время и
в средней, долгосрочной перспективе будет базироваться на реализации нашего
стратегического документа, на реализации наших планов по выполнению Указа
Президента №204. Если вы обратили внимание, там цифровая повестка ведь не
только в программе «Цифровая экономика», которой посвящён отдельный пункт, она
присутствует практически во всех разделах. Цифровая повестка – сквозная.
Я всё время хочу сказать, что не существует такого: вот, мол, цифровая
экономика, а всё остальное – само по себе. Это не так. Поэтому, конечно, в
течение лета будут решения, в том числе и по финансовому обеспечению всех
ключевых направлений. А импортозамещение – это не только направление, которое обеспечивает
экономическую безопасность, которое критично вообще для безопасности страны. У
нас есть очень чувствительные сферы, где, в общем, применение определённых
импортных технологий просто недопустимо, там некоторым нашим партнёрам делать
нечего, где мы можем полагаться только на себя, это абсолютно оправданно. И я
думаю, что мы в соответствии с поручением Правительства до 15 августа вместе с
экспертами и, самое главное, вместе с бизнесом эти решения выработаем.
Источник – телевизионный канал «Россия 24».
Комментариев нет:
Отправить комментарий