Страницы

8 апр. 2018 г.

Их путь пересекался с нашей областью

Зайцев, Борис Константинович (29 января [10 февраля1881Орёл — 28 января 1972Париж) — русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур Серебряного века. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1962).
 
Отец Константин Николаевич Зайцев, талантливый горный инженер, происходивший из дворян Симбирской губернии, был управляющим рудной конторой в Жиздринском уезде Калужской губернии; затем стал директором московского завода Гужона.
Детство прошло в селе Усты (ныне Думиничский район Калужской области). Первоначальное образование получил под руководством гувернанток. В Калуге учился в классической гимназии (1892—1894), которую не окончил, продолжив обучение в Калужском реальном училище (1894—1898). Поступил учиться на химическое отделение Московского технического училища, но в 1899 году был исключён за участие в студенческих беспорядках). Учился в Петербургском Горном институте (1899—1900), который также не окончил.
В 1902 году экстерном сдал экзамен по древним языкам в 6-й московской гимназии) и поступил на юридический факультет Московского университета, где учился до 1906 года, так и не получив диплома инженера.
Писать Б. К. Зайцев начал, как указал в автобиографии:
очень рано, тайком, не помногу, но из года в год, упорно и одиноко. Говорю одиноко потому, что никаких знакомых литературных не было, родители меня любили чрезвычайно, но отец все надеялся, что я буду хорошим инженером <…> о литературе не с кем было сказать слова
В 1900 году он послал свою рукопись в журнал «Русское богатство» и получил благожелательный отзыв Н. К. МихайловскогоВ. Г. Короленко рукописи рассматривал, «подробно все изъяснял неведомому автору» и не брал в журнал. Осенью того же года в Ялте Зайцев познакомился с А. П. Чеховым. В начале 1901 года он послал рукопись повести «Неинтересная история» Чехову и Короленко. В том же году познакомился с Л. Н. Андреевым, который помог ему в начале литературной деятельности; ввёл его в литературный кружок «Среда», руководимый Н. Телешовым. В июле 1901 года состоялся дебют: рассказ «В дороге» (с ошибкой в инициале автора — П. Зайцев) был напечатан в газете «Курьер», литературный отдел которой возглавлял Андреев. Вскоре (1902 или 1903) состоялось знакомство с И. А. Буниным, приведшее к долговременным дружеским отношениям.
Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. Член московского Литературно-художественного кружка (1902), участвовал в издании просуществовавшего несколько месяцев журнала «Зори» (1906), с 1907 действительный член Общества любителей российской словесности, также член Общества деятелей периодической печати и литературы.
По воспоминаниям А. А. Борового:
Поразительным — по чистоте — человеком был Борис Зайцев. Не менее очаровательна — экспансивностью, шумливостью, но неизменной искренностью была его жена — Верочка (В. А. Орешникова), общая любимица, со всей Москвой бывшая на «ты»[4]
— Боровой А. А. Моя жизнь (фрагменты воспоминаний) // Московский журнал. — 2010. — № 10. — С. 23. — ISSN 0868-7110.
В 1904 побывал в Италии, неоднократно жил там в 19071911. Во время Первой мировой войны вместе с женой и дочерью Натальей жил в Притыкине. В декабре 1916 поступил в Александровское военное училище, в марте 1917 был произведён в офицеры. В брошюре «Беседа о войне» (Москва, 1917) писал об агрессивности Германии, проводил идею войны до победного конца. В августе 1917 года заболел воспалением лёгких и уехал на отдых в Притыкино, где жил до 1921, периодически бывая в Москве. В 1922 избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей.
После трагически воспринятой им революции и последующей Гражданской войны, когда были убиты племянник и пасынок писателя, он был арестован за активное участие в ПомГоле (организации помощи голодающим), затем едва не умер от сыпного тифа.
В июне 1922 г. Зайцев вместе с женой навсегда уехал из России; они переехали в Берлин. Здесь он начал активную работу в журналах «Современные записки» и «Звено».
В сентябре 1923 г. Зайцев с семьёй переезжает в Италию, в декабре они уезжают в Париж, здесь он впоследствии проживёт около полувека. В октябре 1925 г. стал редактором рижского журнала «Перезвоны», в 1927 г. опубликовывал свои произведения в парижской газете «Возрождение».
Весна 1927 г. была ознаменована поездкой на гору Афон, результатом которой было появление путевых очерков под одноимённым названием «Афон».
С 1925 по 1929 гг. в газете «Возрождение» и «Дни» была опубликована первая часть дневниковых записей «Странник». Данные записи посвящёны жизни во Франции.
Помимо этого Зайцев занимался подборкой материалов для литературной биографии И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, которые впоследствии были опубликованы.
Зайцев очень много путешествовал по Франции, эти путешествия нашли своё отражение в очерках о таких французских городах, как ГрасНиццаАвиньон.
В первые годы Второй мировой войны Зайцев вновь обратился к публикации дневниковых записей. Серия новых дневниковых записей «Дни» публиковалась в газете «Возрождение». После того, как Франция была оккупирована Германией в 1940 г. публикаций Зайцева в русских изданиях не было. В эти годы Зайцев всячески отказывался делать свои выводы о политических неурядицах. Но продолжает работать, так в 1945 г. выходит в свет повесть «Царь Давид».
В 1947 г. Зайцев работает в парижской газете «Русская мысль», в этом же году его избирают председателем Союза русских писателей во Франции. Данная должность остаётся до конца жизни.
1957 г. — тяжёлый год в личной жизни Зайцева, жена писателя переносит инсульт, Зайцев все дни проводит возле кровати супруги, продолжая работать над жанром дневниковых записей бытового характера.
В 1959 г. начинает сотрудничать с альманахом «Мосты» в Мюнхене, ведёт переписку с Б. Л. Пастернаком.
Годы эмиграции были плодотворными годами творчества Зайцева, опубликовано более 30 книг на русском языке, около 800 текстов в периодических изданиях. Павел Муратов посвятил Зайцеву свою знаменитую книгу "Образы Италии".
За границей сотрудничал в эмигрантских изданиях («Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие). Долгие годы был председателем Союза русских писателей и журналистов. Один из учредителей и член общества «Икона» в Париже (1927). В 1950-х гг. был членом Комиссии по переводу на русский язык "Нового Завета" в Париже. В 1962 г. был номинирован Р. В. Плетнёвым[5] на Нобелевскую премию по литературе[6].
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий