Страницы

18 мар. 2018 г.

Новый порядок голосования по месту нахождения: анализ данных, опубликованных ЦИК

Новый порядок голосования по месту нахождения вводился ради того, чтобы дать возможность проголосовать тем, кто живет далеко от места «прописки». Когда его начинали обсуждать, пытались оценить количество таких избирателей: предполагалось, что их окажется около пяти миллионов. И вот, казалось бы, подтверждение: заявление на голосование по месту нахождения подали примерно 5,7 млн человек.

Однако когда ЦИК опубликовал количественные данные по участкам и эти данные после долгих трудов удалось скачать в виде единой таблицы и проанализировать, картина предстала гораздо менее радужная.
Регионприкрепилосьоткрепилось
Республика Адыгея1010710689
Республика Алтай877611421
Республика Башкортостан127911159811
Республика Бурятия4343448020
Республика Дагестан3488242830
Республика Ингушетия27312856
КБР1011213285
Республика Калмыкия831214972
КЧР1902821721
Республика Карелия2361525516
Республика Коми3010937348
Республика Крым7909668185
Республика Марий Эл2441032463
Республика Мордовия2465439914
Республика Саха (Якутия)6068366804
РСОА2739232287
Республика Татарстан106416108935
Республика Тыва1612223453
Удмуртская Республика4239350976
Республика Хакасия1566319340
Чеченская Республика1669012608
Чувашская Республика5767385412
Алтайский край7622191098
Забайкальский край2986537234
Камчатский край1070312140
Краснодарский край207323174979
Красноярский край7509983376
Пермский край113096126290
Приморский край7364472557
Ставропольский край7145878480
Хабаровский край5950653744
Амурская область3485435793
Архангельская область3989647849
Астраханская область3191935993
Белгородская область4920358115
Брянская область4986370513
Владимирская область4628452338
Волгоградская область89094114140
Вологодская область5286555764
Воронежская область8008885243
Ивановская область3217039098
Иркутская область5955267269
Калининградская область3840138576
Калужская область4466247393
Кемеровская область5680772882
Кировская область4616960553
Костромская область1997924436
Курганская область2160630877
Курская область3678349048
Ленинградская область12479183764
Липецкая область3344042029
Магаданская область66426379
Московская область474192354342
Мурманская область3323233723
Нижегородская область100190106232
Новгородская область2286620750
Новосибирская область9361588344
Омская область5378667748
Оренбургская область7085391337
Орловская область2809133180
Пензенская область4741665422
Псковская область2828326926
Ростовская область123842143557
Рязанская область5139352649
Самарская область113515121055
Саратовская область7580596250
Сахалинская область2150819788
Свердловская область124930127164
Смоленская область3131738507
Тамбовская область2900941152
Тверская область4237746348
Томская область3188032029
Тульская область6277073409
Тюменская область7388159710
Ульяновская область3936053414
Челябинская область124443137027
Ярославская область4400443644
Москва696654531592
Санкт-Петербург316142419001
Севастополь2825717562
ЕАО66437421
НАО22532681
ХМАО6763690506
ЧАО50843704
ЯНАО2431437165
Первое, что стало ясно: внутрирегиональные миграции преобладают над межрегиональными. Это видно из сравнения числа прикрепившихся и открепившихся избирателей. По всем регионам числа близкие. 
Отмечу, что по большинству регионов открепилось больше, чем прикрепилось. Прикрепившихся больше, чем открепившихся в 17 регионах: Москва, Московская область, Новосибирская область, курортные Крым, Севастополь, Краснодарский край, несколько западных регионов (Ленинградская, Новгородская и Псковская области), несколько дальневосточных регионов (Хабаровский край, Приморский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский АО), наименее понятны в этом ряду Чеченская Республика, Тюменская и Ярославская области.
Удивляет, что в Санкт-Петербурге открепившихся больше, чем прикрепившихся, причем на 103 тыс. человек. Питерцы предпочитают голосовать в Ленинградской области?
Но отношение числа открепившихся к числу прикрепившихся в основном близко к 1. Самое низкое значение (0,62) в Севастополе, еще в пяти регионах оно меньше 0,8. Самое высокое значение (1,8) в Калмыкии, еще в двух регионах (Мордовии и ЯНАО) оно выше 1,5. Иными словами нигде одно число не превышает другое вдвое.
Конечно, мы на основании этих данных не можем вычленить точно размеры внутрирегиональной и межрегиональной миграции. Это может сделать ЦИК, анализируя данные ГАС «Выборы», и хочется надеяться, что они это позже сделают. Мы же понимаем, что в тех регионах, где преобладает открепление, тоже могут быть прикрепившиеся из других регионов. И наоборот: из тех регионах, где преобладает прикрепление, часть избирателей могла открепиться, чтобы голосовать в другом регионе.
Но все-таки есть ощущение, что таких не очень много. По тем регионам, где преобладает прикрепление, суммарная разность между числом прикрепленных и открепленных составила 686 тыс. Полагаю, что размер межрегиональной миграции ненамного больше – вряд ли он больше миллиона. И соответственно внутрирегиональную миграцию можно оценивать как превышающую 4,5 миллиона.
Если это так, то результат должен вызвать удивление. Размер межрегиональной миграции кажется явно недостаточным, а размер внутрирегиональной – избыточным.
Видимо, значительную часть избирателей, живущих в одном регионе, а «прописанных» в другом, не удалось убедить воспользоваться новым порядком. Или их число оказалось меньше, чем оценивали?
Что касается внутрирегиональной миграции, то здесь разгадка скорее всего в банальном принуждении к голосованию на определенных участках, «закрепленных» за предприятием. О таких фактах мы много слышали, но их редко удается доказать. Обычные объяснения: никто никого не принуждал, люди сами так захотели, им по разным причинам оказалось удобнее в выходной день голосовать не около дома, а около места работы или еще где-то.
Впрочем, на выборах 10 сентября 2017 года нашим пермским коллегам удалось проследить, как жителей одного района, работников некоего завода, везли в другой район, чтобы они голосовали там, где захотелось хозяину завода.
И вот теперь есть ощущение, что статистика нам подтверждает факты массового принуждения. Пока это еще не строгие доказательства, но мы еще будем в это углубляться. А пока то, что лежит на поверхности.
Количество прикрепившихся и открепившихся по разным участкам распределено очень неравномерно. В каждом регионе есть участки с большим числом прикрепившихся и есть участки с большим числом открепившихся (мы эти таблицы ранее публиковали). Есть и участки, где одновременно очень много прикрепившихся и открепившихся.
Конечно, хорошо было бы разобраться с каждым таким участком. В некоторых случаях ситуация понятна. Например, студенческое общежитие. Хотя и здесь не все просто: многие студенты на выходные возвращаются домой, и есть сигналы, что им «рекомендовали» голосовать по месту учебы.
С участками, где большое число открепившихся, менее понятно. И тем более сложно понять, почему на одном и том же участке сразу несколько сотен прикрепилось и несколько сотен открепилось. Если не предполагать принуждение к голосованию поближе к работе.
Отмечу, что участки с большим числом открепившихся или прикрепившихся есть и в крупных городах и в небольших городках, где это еще менее понятно. Вот пример: ЗАТО Александровск Мурманской области. УИК № 221: прикрепилось 409, открепилось 217; УИК № 222: прикрепилось 310, открепилось 218; УИК № 223: прикрепилось 153, открепилось 224. 
В целом участков, к которым прикрепилось 200 избирателей и более, 4821 – около 5%. Но прикрепилось к ним 1 664 475 человек, или 30% от общего числа электоральных мигрантов. Можно считать это грубой оценкой размера «коллективной миграции».
Интересно еще сопоставить данные об электоральной миграции с другими показателями. В первую очередь с числом избирателей в регионе. Здесь картина весьма разнообразна. Минимальная доля от списочного числа избирателей прикрепившихся и открепившихся (соответственно 1,23 и 1,29%) в Ингушетии. Надо отметить, что вообще в кавказских республиках электоральных мигрантов немного, вопреки утверждениям некоторых экспертов о том, что значительная часть выходцев из кавказских республик фактически живет за пределами этих республик. 
Самая высокая доля открепившихся (12,2%) в Тыве, а самая высокая доля прикрепившихся (15,3%) – в Чукотском АО. Правда, это все маленькие по населению регионы. Но и в более крупных большое разнообразие: в Кемеровской области прикрепившихся и открепившихся 2,8 и 3,6%, а в Чувашской Республике 6,2 и 9,1%. В общем, получается, что этот уровень сильно зависит от политики региональной власти.
Еще одно сравнение – с голосованием по открепительным на прошлых президентских выборах. Отношение числа прикрепившихся к числу голосовавших по открепительным в 2012 году варьируется от 1,2 в Республике Марий Эл до 80,4 в Дагестане. Отношение числа открепившихся к числу выданных в 2012 году открепительных варьируется от 1,6 в Ивановской области до 86,3 в Дагестане. Второе отношение в большинстве регионов более 3, первое более 3 почти в половине регионов.
Напомню, что по данным ЦИК открепительные использовались в 2012 году преимущественно (82%) в рамках внутрирегиональной миграции. И для получения открепительного внутри региона препятствия не столь серьезные, как в случае фактического проживания в другом регионе. Так что рост внутрирегиональной миграции не очень понятен, если опять же не предполагать принуждение.
Наконец, интересно сравнить с голосованием по месту нахождения в тех регионах, где оно было на сентябрьских выборах. Самое низкое значение отношений – в Пермском крае (2,3 по прикрепившимся и 2,5 по открепившимся), но ведь именно в Пермском крае, как мы знаем, принуждение практиковалось и в сентябре, и уровень голосования по месту нахождения был уже тогда высокий. Тем не менее, сейчас оно увеличилось еще более чем в два раза. А в других регионах еще более сильное увеличение: в Бурятии в 7,3 и 8,0 раз, в Ярославской области – в 8,2 и 7,9 раза, Рязанской области – в 9,4 и 9,2 раза, в Карелии – в 10,1 и 10,6 раза, в Кировской области – в 19,0 и 23,3 раза, в Томской области – в 24,7 и 24,1 раза. Если бы это было связано с межрегиональной миграцией, было бы понятно. Но, как показано выше, межрегиональная миграция здесь большой роли не играет. Конечно, активность избирателей будет 18 марта повыше, чем 10 сентября, но в указанных регионах она вряд ли вырастет более чем в полтора раза.
Так что пока апробация нового порядка голосование по месту нахождения вызывает много вопросов.
Аркадий Любарев, член Совета движения «Голос»

Комментариев нет:

Отправить комментарий