Рекомендации
участников
«круглого стола» Общероссийского Гражданского форума на тему
Москва 25
ноября 2017 г.
Важнейшая с точки зрения
социально-экологической и экономической значимости реформа управления отходами
в России начата, но идет крайне медленными темпами с сопутствующими правовыми
коллизиями и недоработками. Действующее сложное и противоречивое
законодательство в данной сфере не имеет должного уровня системности и
логической взаимосвязи.
Введение в действие «Стратегии
экологической безопасности РФ на период до 2025 года», утвержденной Указом
Президента РФ от 19 апреля 2017 г. №176, позволило установить ряд показателей
эффективности деятельности органов власти в сфере управления отходами, но
соответствующие изменения и дополнения не внесены в федеральное
законодательство. Отсутствуют правовые нормы, возлагающие ответственность за
управление отходами на органы региональной исполнительной власти и органы
местного самоуправления.
На региональном уровне управлением
отходами занимаются, как правило, органы, не имеющие функции экологического
надзора за управлением отходами, что противоречит основным принципам
российского законодательства и способствует провалу реформы в данной сфере.
Органы местного самоуправления противодействуют внедрению межмуниципального
принципа в управлении и размещении ТКО.
Ответственными за проведение
реформы в управлении отходами установлены 5 федеральных министерств в пределах
своей компетенции, что при отсутствии должной координации их деятельности не
позволяет ускорить ход реформы.
Население России с одной стороны
имеет массу жалоб на несанкционированные свалки и захоронения промышленных и
бытовых отходов, с другой стороны проявляет социальный протест против кратного
увеличения тарифов за вывоз и размещения отходов.
Федеральный бюджет не
предусматривает даже минимальных финансовых вложений в строительство
современных отходоперерабатывающих производств в регионах. При этом правовые
механизмы сбора и эффективного расходования экологических платежей, привлечения
частных инвестиций, развития государственно-частного и муниципально-частного
партнерства в законодательстве не проработаны. Переработка отходов, раздельный
сбор вторичного сырья не имеют государственной поддержки вопреки требованиям
ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и
потребления».
Отрасль управления отходами имеет
высокий уровень криминализации и явные коррупционные признаки.
Правоохранительные органы уделяют явно недостаточное внимание надзору за
правоотношениями в данной сфере.
Новое федеральное законодательство
делает основной акцент на регулирование вопросов обращения с коммунальными
отходами. При этом учет образования и дальнейшего движения опасных промышленных
отходов остается без должного и достоверного контроля и надзора. Федеральное
законодательство не содержит понятия «оператор по обращению с отходами
ПРОИЗВОДСТВА. Около 80% от объема образующихся в РФ отходов составляют отходы 5
класса опасности, обращение с которыми вообще не регулируется государством (за
исключением размещения).
Штатная численность сотрудников
Росприроднадзора не может обеспечить реальный лицензионный контроль за
субъектами предпринимательской деятельности, имеющими соответствующие лицензии.
Учет образования и контроль за
окончанием жизненного цикла отходов в РФ основан на недостаточно достоверных
данных (или отсутствии данных вообще) статистической и иной отчетности
предприятий
Утвержденные территориальные схемы
по управлению отходами регионов не соответствуют большей частью реальной
ситуации в регионах, не включают в себя потоки промышленных отходов, не имеют
экономического обоснования и подлежат доработке с последующими общественными
обсуждениями и проведением государственной и общественной экологической
экспертизами.
Конкурсные комиссии по аукционам на
определение региональных операторов ТКО в регионах не включают в себя
представителей общественных экологический объединений и некоммерческих.
С 1 января 2017 года введена в
действие ст. 80,1 ФЗ «Об охране окружающей среды» о накопленном экологическом
вреде и начался процесс включения в государственный реестр объектов
накопленного экологического вреда (в первую очередь несанкционированных и
отработанных свалок и полигонов, требующих рекультивации), однако при этом
выявилась проблема отсутствия специализированных проектно-изыскательских и
строительно-монтажных организаций по данному виду работ.
Продолжается незаконная практика
включения в Государственный реестр объектов по обращению с отходами (ГРОРО) непроектных
свалок, не имеющих гидроизоляции и программ экологического мониторинга, в том
числе расположенных в границах населенных пунктов.
Таким образом:
Плюсы реформы управления
отходами
• Оживление инвестиционного климата;
• Политическое внимание к проблеме управления отходами;
• Ужесточение санкций за нарушения в данной сфере;
• Привлечение инноваций и НДТ;
• Создание конкурентной среды;
• Запрещение временного хранения ТКО и т.д.
Минусы хода реформы
• Сложность, противоречивость, коллизии нового
законодательства;
• Возложение полной ответственности на регионы;
• Отсутствие в федеральном законе обязательного
межмуниципального принципа;
• Сложности внедрения реальных экономических механизмов
стимулирования (экосборы, тарифы, налоговые льготы и т.д.);
• Рост числа несанкционированных свалок;
• Отсутствие ответственности госорганов и ОМСУ за
экологически безопасное управление отходами;
• Отсутствие средств на рекультивацию свалок и полигонов;
• Рост коррупциогенности в управлении отходами, риск
формирования в регионах ОПГ с участием чиновников, принимающих решения в данной
сфере;
• Неконтролируемый монопольный «тихий захват» наибольших
объемов ТКО в регионах;
• Объединение в терсхемах потоков ТКО и промотходов;
• Недостаточная открытость процедур отбора регоператоров ТКО
и т.д.
Выводы
Реформа управления отходами, в том числе
адаптация действующего законодательства к современным реалиям в сфере
управления отходами и вторичными ресурсами в России идет медленными темпами и
пока не имеет экономически и экологически значимых результатов.
Для создания современной, экологически и
экономически эффективной системы управления отходами требуется более жесткая
правовая модель координации всех участников рынка отходов на федеральном и
региональном уровнях
Предложения
- Усилить роль и статус Межведомственной комиссии по
реформе управления отходами при Правительстве РФ. Рассмотреть вопрос о создании
Национального государственного комитета по управлению отходами в составе
Правительства РФ. При отказа от данного предложения закрепить за Минприроды РФ все функции и полномочия в
части обращения с отходами производства и потребления, включая ТКО;
- В целях
взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, управляющих кампаний, населения,
предприятий-производителей продукции, субъектов экологического
предпринимательства, общественных и иных некоммерческих объединений в сфере
обращения с отходами внести предложение губернаторам субъектов федерации о
создании и обеспечении деятельности госкомитетов или агентств по управлению
отходами.
- С целью вытеснения из рынка отходов
недобросовестных криминальных предприятий и поддержки экологических
предпринимателей, внедрения в правоотношения по обращению с отходами механизма
дополнительной материальной ответственности членов специализированных СРО за
выполнение договорных обязательств и нанесение возможного вреда третьим лицам
(предусмотрено ФЗ «О саморегулируемых организациях») внести соответствующие
статьи по саморегулированию в ФЗ «Об отходах производства и потребления»
- Внести в федеральный закон принцип разделения
потоков коммунальных и опасных промышленных отходов, межмуниципальный принцип
размещения отходов, а также термин «оператор по обращению с отходами
производства».
- Организовать проведение государственной и общественной экспертизы
скорректированных терсхем по обращению с отходами в регионах.
- Включить в состав комиссий по
проведению аукционов по отбору регоператоров ТКО в регионах представителей
Росприроднадзора, Роспотребнадзора, ФАС, а также общественных объединений и
саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.
- Согласно «Стратегии экологической
безопасности в РФ на период до 2025 года" разработать и ввести в действие
показатели эффективности органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления в сфере обращения с отходами.
- Организовать реальный учет
образования и движения опасных промотходов на уровне муниципалитетов.
- Внести в подзаконные нормативные
правовые акты федерального и регионального уровней конкретные правовые нормы,
устанавливающие порядок государственной поддержки субъектов
предпринимательства, внедряющим инновационные импортозамещающие и
импортоопережающие технологии в сфере обращения с отходами;
- В целях повышения
эффективности общественного экологического контроля за управлением отходами
рекомендовать Государственной Думе ФС РФ :
- Внести в ст. 9 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ»
дополнение в части отнесения к субъектам общественного контроля граждан и
общественных объединений.
- Просить Минприроды РФ направить в
Росприроднадзор инструктивное письмо об обязательности размещения на сайтах
УРПН заключений государственной экологической экспертизы по проектам, связанным
с обращением с отходами, а также о порядке рассмотрения заключений общественной
экологической экспертизы по указанным проектам
Рекомендовать Государственной Думе ФС РФ :
Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и
потребления» дополнить ст.12.1. «Отходы, не приемлемые для полигонов», вводящей
требования к объектам размещения отходов.
Ст. 12.1. Отходы, не приемлемые
размещения на полигонах:
1). Запрещается принимать для
захоронения на полигонах следующие отходы:
- жидкие;
- отходы, которые в условиях
полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными
или огнеопасными;
вступающие в реакцию с водой;
- медицинских или ветеринарных
учреждений, которые могут быть инфицированными;
Перечень видов отходов, захоронение
которых запрещается на полигонах, устанавливается Правительством Российской
Федерации
2). Запрещается смешивание отходов в
целях выполнения критериев приёма.
3). Местные исполнительные органы
власти организуют мероприятия по сокращению захоронения биологически
разлагаемых отходов, включая меры по их рециклингу, компостированию,
производству биогаза и (или) использованию в целях производства продукции или
энергии.
Рассмотреть возможность внесения
изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» гарантирующих отсутствие
рисков несанкционированного захоронения и/или размещения отходов вне специально
обустроенных полигонов, внесенных в региональный перечень рекомендованных
полигонов, указанных в лицензиях для транспортных компаний конкретного
муниципального образования.
Рекомендовать
субъектам Федерации расширение
и повышение эффективности международного экологического сотрудничества в
области применения энергоэффективных, природоориентированных технологий, в том
числе по переработке отходов;
Рекомендовать
органам местного самоуправления РФ рассмотреть возможные варианты
внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов
Рекомендовать
предприятиям максимально вовлекать во вторичный
оборот отходы производства и потребления.
Рекомендовать
общественным экологическим организациям и гражданам активно участвовать в
общественном контроле за обнаружением и ликвидацией несанкционированных свалок
и захоронений отходов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий