Наиболее часто встречающиеся сравнительные оценки стоимости строительства дорог
сводит воедино доктор экономических наук Никита Кричевский. По его данным,
средняя стоимость строительства 1 км дороги в Китае составляет $2,2 млн, в ЕС –
$6,9 млн, в США – $5,9 млн. «В России согласно ФЦП средняя стоимость километра
в 2010–2015 гг. составляет $17,6 млн, – приводит он цифры. – При этом Краснодар
и Новороссийск построены по цене $32 млн за 1 км. Затраты на Центральную
кольцевую автодорогу, так называемую бетонку, – $40 млн. Трасса Москва –
Петербург (с 15-го по 58-й км) – $65 млн». Рекордным в этом ряду он называет
Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге, где 1 км стоит в среднем
$140 млн.
Эти цифры так или иначе повторяют многие
источники и вслед за ними СМИ. В частности, называется стоимость Московской
кольцевой автодороги (МКАД) – $100 млн за километр, Третьего транспортного
кольца (ТТК) – $117 млн за километр. Журналисты соревнуются в подборе образных
сравнений: «Стоимость строительства автомагистрали в Сочи составляет $140 000
за погонный метр. Этих денег хватило бы, чтобы выложить дорогу устрицами слоем
6,37 см, сумками Louis Vuitton – 9 см, норковыми шубами – 4,7 см, коньяком
«Хенесси» – 13,85 см или на худой конец 100-долларовыми купюрами – почти 3 мм».
В прошлом году на эти выпады четвертой власти
пришлось отреагировать даже президенту России Дмитрию Медведеву: услышав
информацию, что приблизительная стоимость 1 км автодороги Новгород – Усть-Луга
составляет 190 млн руб., в Сочи – 2 млрд, в Москве – 8 млрд, он произнес
сакраментальую фразу: «Не может быть такой разницы, несмотря ни на что. Есть,
конечно, объективные вещи. Но разница двадцатикратная, тридцатикратная.
Все-таки не на Луне строят».
Все эти многочисленные сравнения вызывают
раздражение экспертов и чиновников, которые пытаются их обосновать. В
частности, разработчик проектной документации Западного ЗСД в Санкт-Петербурге
и дублера Курортного проспекта в Сочи Алексей Суровцев приводит несколько
примеров стоимости современных зарубежных проектов, близких по структуре и по
условиям прохождения в плотной городской застройке к петербургскому ЗСД:
«Западный скоростной диаметр – один из сложнейших транспортных проектов в мире.
Трасса проходит в условиях сложившейся плотной городской застройки. Конкурс на
строительство второй очереди ЗСД определил общую стоимость участка длиной 5,2
км – 23,06 млрд руб. Практически на всем протяжении данный участок ЗСД
представляет собой эстакаду. Предусмотрены транспортная развязка с Благодатной
улицей, системы АСУДД и взимания платы. С их учетом стоимость дороги составит
$150 млн за 1 км. Трасса имеет восемь полос, т. е. цена 1 км полосы составляет
около $18,5 млн (в ценах 2009 г.). Но она почти в три раза меньше, чем у
E40–E25 Connector в Бельгии, в восемь раз – у Big Dig Boston и в 15 раз – чем у
SR 99 Alaskan Way в США».
НПЦ «ОПОРА» (Санкт-Петербург)
«Стоимость 1 км дороги обычного типа колеблется
в пределах 100–200 млн руб., скоростная двухполосная дорога стоит около 400 млн
руб. за 1 км, а современная автомагистраль обойдется уже в 600–800 млн руб. за
1 км, что в 2–3 раза дороже, чем в Европе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий