Страницы

9 июл. 2017 г.

ДРУГАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖКХ


Сегодняшние руководители развитием ЖКХ заявляют о том, что в стране большинство домов требуют капитального ремонта, 70%  наружных инженерных сетей требуют срочной замены. В стране отсутствует система переработки бытовых отходов.  Для решения этих проблем они требуют таких денег, которые население и бюджет РФ позволить себе не могут. Других решений такие руководители предложить не могут или не хотят в силу своей заинтересованности  в не решении проблем.
   Можно ли решить сегодняшние проблемы ограниченными средствами? Конечно можно – ведь мы не согласны погибнуть из-за нерешенности этих проблем. Значит надо искать другие пути решения и других людей для их решения.
   Все проблемы ЖКХ можно разбить на подразделы и для каждого предложить свои решения:
0.    Следует определиться какую часть своего дохода семья в среднем может выделить на оплату содержания жилья. Сколько денег из бюджета надо будет выделить на дотации малоимущим.  При этом социальные нормы площади квартиры не должны быть меньше общей площади однокомнатной квартиры (но не пинала) на одного человека.
1.    Строительство нового жилья  - принять как норму, что вновь строящееся жилье должно иметь период  межкапитального ремонта не менее 100 лет. Минстрой РФ должен решить эту проблему с проектным строительным институтом. Даже с применением старых строительных материалов это требование решается. Об этом свидетельствуют старые столичные дома. Внутридомовые коммуникации уже сейчас имеют срок службы в 100 лет. С новыми строительными материалами данное требование реализуемо тем более.
2.     Действующая в настоящее время  система проведения капремонта является чиновничьей, коррупционной и безответственной. В капитальном ремонте следует перейти от принудительного сбора денег собственников и не ясными перспективами региональных властей в софинансировании капремонта к добровольному накоплению средств собственников в банках на специализированных депозитных счетах. Это, конечно, лишит власти возможности за счет всех остальных собственников жилья в МКД выполнить свои  обязательства по проведению капремонтов домов, которые оно давало в период приватизации квартир. Но зато создаст гарантированный механизм финансирования капремонтов и наличия «длинных» денег в банковской системе.
    Как в строительстве нового жилья так и в капремонте необходимо всю ответственность сосредоточить в  строительной компании. Она проводит обследование МКД, определяет объем и стоимость ремонта и выходит с предложением в Совет дома или УО. При наличии конкуренции  строительных организаций на рынке капремонтов цены будут минимальными и найдется с кого спросить за его качество.
3.    Введение механизма поэтапной оплаты нового строительства и капитального ремонта без предоплаты. Это позволит, с одной стороны, привлечь к строительству организации имеющие собственную строительную базу и капиталы хотя бы на один этап строительства. С другой стороны накапливать деньги пайщиков и дольщиков в строительных банках, которые будут гарантировать их сохранность и выплату депозитных %. Одновременно такой механизм исключает ложные банкротства и недострои.
4.    Как минимум в два раза должна быть снижена стоимость строительных материалов, строительства за счет применения новых материалов, новых технологий, упрощения разрешительных процедур ( одно окно, один разрешительный орган, а не куча согласующих ведомств).
5.    Строители должны предоставить будущим собственникам квартир несколько вариантов внутренней отделки: начиная от наличия наружных и несущих стен до полной отделки – въезжай и живи. Это позволит стать собственниками квартир людям с разными денежными возможностями.
6.     Должна быть существенно снижена стоимость содержания и текущего ремонта МКД. Прежде всего собственники должны иметь право выбирать любой способ управления домом не зависимо от числа квартир в доме и объем коммунальных и жилищных услуг. Исполнители коммунальных и жилищных услуг должны привлекаться только на конкурсной основе. А там, где это не возможно, вводить тарифное регулирование.  Снижение затрат возможно как за счет применения новых материалов и оборудования с большим сроком эксплуатации, так и переходом к другой системе оплаты услуг и работ – отказ от промежуточных паразитических структур ( СРО, УО, РКЦ ), разработка справочников нормативов выполнения работ, переход к оплате по факту выполнения услуг и работ на основании нормативов под контролем Советов МКД, ТСЖ или советов дольщиков.     
7.    В ЖК РФ необходимо снять ограничения на  количество квартир в МКД при непосредственном способе управления.  Отказаться от принципа – сначала оплати квитанцию за жилищные и коммунальные услуги, а потом доказывай в суде, что начисления были не верны. Предоставить жильцам право выбора в оплате  отдельных видов коммунальных и жилищных услуг. Отказ от авансовых платежей содержания и ремонта (домофоны, лифты, общедомовые приборы учета и пр.)
8.    Сократить количество инженерных коммуникаций, подводимых к МКД. Отказаться от протяженных трубопроводов централизованного отопления и горячего водоснабжения. Подводить к МКД холодную воду, канализацию, электричество, газ. При современных материалах этим магистралям можно обеспечить 100 летний срок эксплуатации.
9.    Рядом с МКД делать автоматические газовые котельные или индивидуальное квартирное отопление. С целью сокращения затрат на отопление жилья должна быть обеспечена хорошая теплоизоляция стен и окон благодаря новым  материалам и новым техническим решениям, оптимальной системы отопления (теплые полы, в существующих зданиях утепление стен изнутри при проведении косметических ремонтов).
10.Поставить перед разработчиками задачу решения проблемы теплозатрат на производство горячей воды в квартире. Даже внутридомовые системы подачи горячей воды являются не оптимальными по затратам. Хотя и могут быть применены современные пластиковые трубопроводы.
11.Внутридомовые инженерные системы должны иметь противоаварийные технические решения и устройства. Такие технические решения должны обеспечивать автоматическое отключение, малую трудоемкость устранения аварийных ситуации. Перестроить систему учета коммунальных ресурсов в МКД: оставить общедомовые приборы учета только там где это экономически целесообразно, где невозможно установить индивидуальные или системные ( лифты, освещение, подкачка и пр.) приборы учета.  Межповерочные интервалы приборов учета должны быть увеличены до 16 –ти и более лет как у электрических счетчиков , что приведет к экономии финансовых и материальных затрат.
12.Должно быть найдено решение для увеличения сроков эксплуатации существующих мягких кровель в 10 раз, так как существующая технология их изготовления и ремонта чрезвычайно трудоемка, затратна и дает много отходов.
   Сэкономленные таким образом средства могут быть направлены на ремонт городских коммуникаций, проводимый под контролем  местных депутатов и волонтеров.  В дальнейшем эксплуатационные расходы на содержание  коммунальной инфраструктуры должны быть заложены в тарифы на коммунальные услуги.
       13.Необходимо разработать программу оснащения больших и малых поселений системами переработки канализационных стоков и жидких бытовых отходов.
14. Самостоятельно должна комплексно решаться проблема переработки  и утилизации твердых бытовых отходов.
А) Начинать следует с сокращения объемов возникающих ТБО:
- в пищевых продуктах – полное заполнение упаковки ( полуготовые продукты, дорогие конфеты в коробках пустых на 70% и так далее), проработать систему реализации просроченных пищевых продуктов (дешевле отдать, чем утилизировать);
- в фармакологии – полное заполнение упаковок, отказ от двойной тары и описания свойств лекарств, которые нужны только врачам и могут быть найдены в интернете, переход к легко утилизируемым блистерам;
Б) в бытовом ширпотребе:
- возврат к длительным срокам эксплуатации путем применения качественных материалов, ремонтопригодности, способности к модернизации с появлением новых технических решений;                     
- переход к компактно утилизируемой упаковке (отказ от пенопласта);
- размещением руководства по эксплуатации и ремонту в интернете с отказом от бумажного варианта;
- организацией с помощью волонтеров сэкенхендов для бытовой техники.
В) сбор и сортировка отходов по видам переработки:
- пластиковые материалы - для изготовления отопительных , газовых и канализационных труб;
- стекольная тара - для изготовления вспененного кирпича для наружной и внутренней поверхности стен, вспененная утеплительная плитка для утепления наружных стен зданий изнутри.
   И так далее по опыту стран с большим % переработки бытовых отходов.
   Г) Разработка и производство технологических линий для больших и малых городов и поселений по переработке и утилизации бытовых отходов. Создание Региональных операторов по переработке и утилизации  бытовых отходов приведет к большим транспортным расходам и существенному повышению тарифов вместо их снижения. Как это произошло с ценами на песок после закрытия малых карьеров.   Нам всем надо снижение затрат, что бы можно было сэкономленные деньги направить на модернизация существующего жилья и поселенческой коммунальной инфраструктуры.


                                             В. В. Болунов

Комментариев нет:

Отправить комментарий