Нужно разбираться в тарифной политике Газпрома и ликвидировать эти паразитические сбытовые компании из пищевой цепочки, а не разбираться с нищими муниципалитетами и теплоснабжающими организациями. Передать функцию сбыта Газораспределительным организациям в газе и электросетевым организациям в электроэнергии.
А по поводу тарифов, ничего нового Артемьев не сказал -это всё уже несколько раз предлагалось, в том числе и нами. Необходимо установить систему долгосрочных эталонных тарифов на "оптимизированную котельную или ТЭЦ", на "оптимизированную электросеть" и т.д. , ну и самое главное необходимо цену на газ(голову инфляционной эвольвенты) определять обратным балансом от тарифов на теплоэнергию и электроэнергию соизмерив их в свою очередь с социальной доступностью потребителей. Только в этом случае может быть восстановлен платёжный баланс страны. В ином случае -все эти умные изречения -это погоня неуёмного Барсика за своим хвостом с целью его укусить.
А по поводу тарифов, ничего нового Артемьев не сказал -это всё уже несколько раз предлагалось, в том числе и нами. Необходимо установить систему долгосрочных эталонных тарифов на "оптимизированную котельную или ТЭЦ", на "оптимизированную электросеть" и т.д. , ну и самое главное необходимо цену на газ(голову инфляционной эвольвенты) определять обратным балансом от тарифов на теплоэнергию и электроэнергию соизмерив их в свою очередь с социальной доступностью потребителей. Только в этом случае может быть восстановлен платёжный баланс страны. В ином случае -все эти умные изречения -это погоня неуёмного Барсика за своим хвостом с целью его укусить.
К такому мнению пришли участники семинара-совещания по тарифному
регулированию, который завершился в Ялте. Участники подвели итоги тарифной
кампании 2016 года и обозначили задачи на очередной период регулирования.
В первый день с докладами выступили руководитель ФАС России Игорь Артемьев и
его заместители Анатолий Голомолзин, Сергей Пузыревский и Виталий Королев.
Доклад руководителя ФАС России Игоря
Артемьева «Итоги и перспективы развития тарифной политики»
С проблем, которые существуют в сфере тарифного регулирования в настоящее
время, начал свое выступление руководитель Федеральной антимонопольной службы
(ФАС России) Игорь Артемьев на семинаре – совещании «Тарифное регулирование в
2016 г. и задачи органов государственного регулирования на 2017 г.» 20 октября
2016 г. в Ялте
«ФАС не является неофитом в сфере тарифного регулирования, ранее этими
вопросами занимался предшественник ФАС — Министерство по антимонопольной
политике, поэтому есть преемственность в этом вопросе», — сказал И.Артемьев.
Глава ФАС России сообщил, что в настоящее время закладываются базовые основы
тарифного регулирования в России, служба разрабатывает законопроект «Об основах
государственного регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации».
«Тарифная политика сейчас носит дискриминирующий характер. Одному хозсубъекту
можно было установить одни тарифы, другому – более высокие. Мы считаем, что
должна быть полная прозрачность и доступность информации, все должны понимать,
как формируется тариф», — заявил Игорь Артемьев.
«Разница в сбытовой надбавке по регионам отличается в 10 раз, по эффективности
электросетевых затрат – разница по регионам в 8 раз. Почему в одном регионе
потребитель платит в 8 раз больше, чем в другом? Это недопустимо!», —
утверждает глава ФАС России.
По мнению руководителя антимонопольного ведомства, ошибка опираться на принцип
себестоимости, на фиктивный и непроверяемый принцип «тарифы от затрат», другие
методы должны прийти ему на смену.
«Устанавливая стоимость тарифицируемых услуг ниже инфляции, государство через
тарифную политику создает благоприятные условия потребителям и дает возможность
для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Компании должны сокращать
свои издержки и избавляться от непрофильных активов», — заявил И.Артемьев.
Глава ФАС России рассказал, что сейчас обсуждается вопрос о взаимодействии
федеральных и региональных тарифных органов. «Один из путей – подчинить РЭКи
ФАС. Мы будем убеждать Правительство Российской Федерации, что это не нужно
делать. При этом ответственность РЭКов должна быть усилена. В частности,
руководители РЭКов должны иметь профессиональное образование, раз в 5 лет
сдавать гос.экзамен, а ФАС должна обладать правом отмены незаконных тарифных
решений РЭКов и возможностью устанавливать тарифы самостоятельно, если РЭК
бездействует», — считает И.Артемьев.
Также И.Артемьев поднял вопрос о предпринимательской прибыли регулируемых
организаций. «Сегодня предпринимательская прибыль закладывается в размере 5%
вне зависимости от результатов деятельности компании. Мы предлагаем снизить
гарантированную часть до 1%, но компании могут достигнуть 5% за счет повышения
эффективности своей деятельности, экономии издержек при том же качестве и
объеме оказанных услуг. Таким образом, за 5-10 лет можно добиться сокращения
издержек и добиться повышения инвестиционной привлекательности компаний», —
считает И.Артемьев.
Эти идеи заложены в проект закона «Об основах государственного регулировании
цен (тарифов) в Российской Федерации», который разработала ФАС России.
Доклад заместителя руководителя ФАС
России Сергея Пузыревского «Концепция проекта Федерального закона „Об основах
государственного регулирования цен (тарифов)“
Предлагаемый законопроект станет комплексным и ключевым документом,
регулирующим отношения в сфере тарифного регулирования в Российской Федерации
20 октября 2016 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной
службы (ФАС России) Сергей Пузыревский на семинаре-совещании по тарифному
регулированию, проходящем 20-21 октября в Ялте, рассказал об основных
положениях проекта Федерального закона «Об основах государственного
регулирования цен (тарифов)».
«В документе заложен принцип обеспечения стабильных и недискриминационных
условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах, в которых
осуществляется государственное регулирование тарифов», — заявил замглавы ФАС
России.
Кроме этого, в законопроекте заложены и другие важные принципы:
— установление тарифов исходя из их экономической обоснованности;
— долгосрочный период установления тарифов
— открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующих органов.
В продолжение своего выступления замглавы ФАС рассказал о поправках, касающихся
информационной открытости деятельности естественных монополий.
«Процедура установления тарифов должна быть переведена в электронную форму», —
считает Сергей Пузыревский.
Документ предусматривает создание единого электронного регулирования,
объединяющего сбор, анализ, обработку документов и материалов.
«Такие меры эффективно и понятно раскроют соответствующую информацию для
потребителей», — отметил замруководителя службы.
Также Сергей Пузыревский остановился на поправках в Кодекс РФ об
административных правонарушениях, которые предусматривают дифференцированный
подход к штрафам за нарушение законодательства о тарифах.
Так, за завышение тарифов ФАС России предлагает назначать штраф на должностное
лицо регулирующего органа от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей, а за повторное –
вводить дисквалификацию от одного до трех лет. За нарушение правил принятия
тарифных решений наказание будет меньше – в от 20 до 40 тыс. рублей.
В завершение Сергей Пузыревский сообщил, что все законодательные инициативы
будут обсуждены с представителями органов власти и бизнес-сообществом в
ближайшее время.
Доклад заместителя руководителя ФАС
России Анатолия Голомолзина;
Приоритеты новой тарифной политики смещаются от регулирования по принципу
«затраты плюс» к принципу «инфляция минус» с учетом стимулирующего
регулирования, направленного на повышение эффективности регулируемых компаний.
Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин,
выступая на семинаре-совещании по тарифному регулированию 20 октября 2016 года
в Ялте.
Кроме того, предлагается расширить применение долгосрочного тарифного
регулирования (срок 3-5 и более лет). В полной мере будут задействованы
полномочия ФАС России как контролера закупок для нужд естественных монополий и
компаний с государственным участием.
Решения о введении, изменении и прекращении тарифного регулирования принимаются
на основе анализа рынка.
В докладе Анатолия Голомолзина были представлены примеры новых подходов к
тарифному регулированию и свободному ценообразованию на различных отраслевых
товарных рынках, в том числе в трубопроводном транспорте нефти и
нефтепродуктов, на рынках природного газа (цены на газ, тарифы на
трубопроводный транспорт, плату за присоединение к газовым сетям), авиацию
(услуги аэропортов и цены на авиабилеты), цены и тарифы в электроэнергетике, в
жилищно-коммунальном комплексе.
Затем Анатолий Голомолзин перешел к теме либерализации рынка газа. Он отметил,
что между участниками рынка и органами власти достигнута согласованная позиция
о поэтапном дерегулирования оптовых цен на газ.
«Сейчас происходит реализация плана мероприятий пилотного проекта по изменению
госрегулирования цен на газ на территории Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры и Тюменской области. В качестве рыночных индикаторов цен в рамках
проекта будут использоваться биржевые котировки, внебиржевые индексы цен и
индексы зарубежных сопоставимых рынков»,- добавил замглавы ФАС России.
«Успех проекта можно оценить исходя из благоприятных условий ценообразования, в
том числе недопущения необоснованного роста цен на газ. У ФАС России нет задачи
увеличить или сократить доли отдельных хозсубъектов, основной целью реализации
проекта является устойчивый рост емкости рынка в целом», — заявил Анатолий
Голомолзин.
Замруководителя ФАС предложил представителям других субъектов РФ изучить и
применить на практике у себя в регионах передовой опыт Тюменской области и
ХМАО.
Завершая свое выступление, он анонсировал создание Стратегии стимулирующего
тарифного регулирования в сфере естественных монополий с учетом лучших
международных практик.
Доклад заместителя руководителя ФАС
России Виталия Королева „О вопросах тарифного регулирования в электроэнергетике
и в ЖКХ“
В начале своего выступления он привел
статистику принятых Правлением ФАС России решение. Так, за 2015-2016 гг. было
проведено 48 заседаний и принято 299 решений1.
«Впервые тарифы были установлены ниже уровня инфляции. Таким образом
государство через тарифную политику создает благоприятные условия потребителям
и дает возможность для развития малого и среднего предпринимательства», —
заявил замруководителя службы.
Виталий Королев обозначил ближайшие планы ФАС по прохождению тарифной кампании
на 2017 год, в их числе:
·
установление предельных минимальных и
максимальных уровней тарифов на передачу электрической и тепловой энергии;
·
установление предельных тарифов на
тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической
и тепловой энергии производителями более 25 МВт;
·
принятие сводного прогнозного баланса
производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по
субъектам Российской Федерации на 2017 год.
Кроме того, замруководителя службы
перечислил комплекс мер направленных на повышение качества тарифного
регулирования:
·
внедрение методов нормирования и
эталонных (типовых) затрат;
·
совершенствование подходов к порядку
согласования инвестиционных программ и контроля за их исполнением;
·
повышение требований к регулируемым
организациям;
·
создание механизмов, стимулирующих к
повышению эффективности деятельности регулируемых организаций.
Что касается деятельности по изменению нормативных правовых актов, то, как
рассказал замглавы ФАС России, была проведена колоссальная работа: «В высокой
степени готовности находятся документы, предусматривающие регулирование
гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналога, и
методические указания для расчета сбытовых надбавок».
Отдельно он остановился о законопроекте, который позволит внедрить механизм
поэтапного снижения тарифов на электроэнергию на территории регионов Дальнего
Востока и доведения их до среднероссийского уровня. Виталий Королев выразил
надежду, что проект поправок будет принят уже в осеннюю сессию Государственной
Думы РФ.
Замруководителя службы обозначил новый приоритетный принцип работы регулируемых
организаций – «прибыль за качество». Он подразумевает под собой создание
механизмов, которые должны носить стимулирующий характер. Размер расчетной предпринимательской
прибыли должен быть увязан с надежностью, качеством оказания услуг, реализацией
мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности.
Переходя к теме жилищно-коммунального хозяйства, он сообщил о нескольких важных
документах, которые станут базовым элементом конкуренции: разработанные
поправки в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и правила
недискриминационного доступа, что призвано усовершенствовать равный доступ к
услугам ресурсоснабжающих организаций.
В этот же день выступили начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС
России Алексей Матюхин и начальник Управления регионального тарифного
регулирования ФАС России Юлия Юдина.
Алексей Матюхин „Изменения тарифного
законодательства в сфере ЖКХ“
Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Алексей Матюхин
подвел итоги совершенствования нормативной правовой базы.
В рамках доклада представитель ФАС затронул несколько тем, среди которых:
теплоснабжение; водоснабжение и водоотведение; обращение с твердыми коммунальными
отходами (ТКО); ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги.
Говоря о последних изменениях в регулировании тарифов на теплоснабжение,
Алексей Матюхин рассказал о положениях постановления Правительства РФ, которые
внесли изменения в Стандарты раскрытия информации ресурсоснабжающими
организациями.
«ФАС России внесла в Правительство РФ проект постановления, который
предусматривает принцип «тариф в обмен на инвестиции». В документе акцент
делается на сохранение у организации экономии в связи со сменой видов топлива,
например, мазута на газ. Компании тратят свои деньги на модернизацию
оборудования, а существующая система регулирования не всегда позволяет
сохранить за организацией то, что сэкономлено, и соответственно, регулятор
снижает тариф, — продолжил представитель ФАС России. Антимонопольное ведомство
предлагает дать компаниям возможность окупить вложенные средства путем
сохранения у них сэкономленных за счет модернизации средств, и снижать тариф
после того, как эти инвестиции окупятся».
Следующий блок его выступления был посвящен обращению ТКО. Как отметил Алексей
Матюхин, Правительство РФ утвердило основы ценообразования в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и правила регулирования тарифов в этой
сфере. Ответственным разработчиком соответствующего постановления стала ФАС
России.
Документ определяет принципы, методы и порядок установления предельных тарифов
для организаций, чья деятельность связана с этой отраслью. «Новая концепция
регулирования направлена на рыночное и конкурентное ценообразование», — добавил
Алексей Матюхин.
Так, по словам г-на Матюхина, будет проводиться исключительно долгосрочное
тарифное регулирование (не менее 3-5 лет). Кроме того, постановлением будет
внедрен механизм бенчмаркинга, который позволит проводить сравнение с другими
организациями, осуществляющими деятельность в аналогичных условиях.
Учитывая социальную значимость темы жилищно-коммунального хозяйства, Алексей
Матюхин рассказал об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги. «Антимонопольная
служба разработала и внесла проект постановления, предусматривающий механизм
«оперативного реагирования», — заявил он.
В частности, ФАС России осуществляет мониторинг соблюдения установленных
индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по региону. В случае
выявления превышения в текущем тарифном периоде, антимонопольное ведомство
выдает предписание главе субъекта РФ и информирует Правительство РФ. Кроме
того, ФАС России учитывает факты превышения и пропорционально уменьшает размер
индексации при формировании тарифных предложений.
В завершение своего выступления Алексей Матюхин обозначил задачи на 2017 год:
синхронизация подходов к тарифному регулированию в сферах теплоснабжения,
водоотведения и водоснабжения, а также в сфере ТКО, внедрение стимулов к
повышению эффективности регулируемых организаций и совершенствование процедуры
установления тарифов в целом.
Юлия Юдина „Итоги и перспективы
досудебного урегулирования споров и разногласий“
20
октября 2016 года начальник Управления регионального тарифного регулирования
ФАС России Юлия Юдина выступила на семинаре-совещании по тарифному
регулированию в Ялте.
По ее словам, за 2016 год было рассмотрено более 350 заявлений по досудебному
урегулированию тарифных споров и разногласий.
«При их рассмотрении ФАС России столкнулась с наличием дублирующих функций, —
пояснила Юлия Юдина. – Для решения этой проблемы антимонопольная служба
разработала проект постановления Правительства Российской Федерации, которое
унифицирует процедуру рассмотрения всех видов тарифных разногласий».
Новая концепция предполагает установление единых правил рассмотрения всех
тарифных споров и разногласий вне зависимости от сфер регулирования и видов
функций, что позволит устранить существующие административные барьеры и
сократить сроки рассмотрения таких заявлений.
Также Юлия Юдина рассказала о подходах ФАС России по учету расходов при анализе
статей затрат согласно действующему законодательству, и отметила, что указанные
подходы будут нормативно закреплены в ФЗ об основах государственного
регулирования цен (тарифов)
Кроме того, она подробно остановилась на основных статьях затрат с учетом
планируемых нововведений.
Еще одна мера по совершенствованию государственного регулирования – это
установление тарифа для естественных монополий и включение их в реестр только
после проведения анализа товарного рынка. «Этим принципом руководствуются
государства-члены Евразийского экономического союза, где введение регулирования
вводится в тех случаях, когда анализ показал, что рынок находится в состоянии
естественной монополии», — заключила Юлия Юдина.
Во второй день мероприятия состоялись несколько заседаний рабочих групп по
отраслям.
Повестка второго дня мероприятия была посвящена вопросам пригородных
пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, электроэнергетики, ЖКХ и
ТЭК.
Участники мероприятия разделились на несколько рабочих групп. Такой формат
позволит детально представить существующую систему тарифного регулирования.
На заседании рабочей группы по ЖКХ заместитель начальника Управления
регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Александр Федяков рассказал, что в
законодательство внесены изменения, которые позволят помогут успешно пройти
тарифную кампанию на 2017 год.
Также он подробно остановился на новой модели регулирования твердых
коммунальных отходов. После того, как органы власти субъектов РФ выберут
регионального оператора, с ним заключается соглашение, предусматривающее
предельный уровень, выше которого тариф не может быть превышен.
«Если будет заключено такое соглашение на 10 лет, то в течение этого времени
организация будет понимать, каким объемом финансовых средств она располагает, а
потребитель будет защищен от роста тарифов», — подчеркнул Александр Федяков.
Кроме того, он сообщил, что ФАС России проводит мониторинг законодательства по
плате за подключение к системам тепло — водоснабжения и водоотведения. Он
попросил представителей региональных регуляторов направить свои предложения в
антимонопольную службу.
Рабочая группа по электроэнергетике встала перед выбором нового регулирования
электросетевого комплекса. Заместитель начальника Управления регулирования
электроэнергетики ФАС России Сергей Дудкин представил несколько вариантов
перезагрузки системы RAB-регулирования. Также он напомнил, что в
антимонопольной службе создана рабочая группа, которая занимается выработкой
решений по этому вопросу.
Биржевая торговля нефтепродуктами и дерегулирование рынка газа стали основными
темами для обсуждения заседания Рабочей группы в сфере ТЭК. Как сообщил
начальник Управления регулирования ТЭК ФАС России, сейчас на бирже продают
около 2 млрд кубометров газа, что может означать появление биржевого индикатора
в ближайшее время.
«По итогам семинара и заседаний Рабочих групп будет подготовлен протокол,
который мы направим всем участникам мероприятия», — заключил заместитель
руководителя ФАС России Виталий Королев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий