В конце XVII века владелец Нижних Прысков Прокофий Семенович Нестеров выстраивает взамен ветхой деревянной церкви новый каменный храм, посвященный св. Николаю чудотворцу и мч. Параскеве Пятнице, как и прежний. Этот храм явился ядром будущего Преображенского храма, выстроенного в 1760-70 ых годах. Если же учесть что до этого стоял деревянный храм, посвященный этим же святым, то возраст храма дойдёт до пяти столетий. Село раньше называлось Порыски и упоминается в документах XVI века. Находясь на пересечении жизненно важных путей, соединявших центр России с краинными землями, Прыски на протяжении многих веков, как и соседний древний Козельск, подвергались нападению врагов и полному опустошению. XVIII век внес некоторую стабильность, и в середине столетия хозяином Нижних Прысков становиться Н.В. Ртищев, получив село в приданное за женой К.В. Нестеровой. Богатый и образованный помещик создаёт великолепный дворцовый ансамбль напротив храма, через Калужскую дорогу. Преображенский храм завершал общую композицию. Однако Н.В. Ртищев скончался в 1770 г., и окончил строительство его зять Г.П. Бахметьев, единственная дочь которого вышла замуж за сына Калужского и Тульского наместника Н.Е. Кашкина, с 1795 г. по 1915 г. имение принадлежало этой фамилии. Храм Преображения Господня представляет собой редкий памятник русской архитектуры второй половины XVIII века. Он не подвергся искажениям, сохранив первоначальный облик, понес незначительные утраты в интерьере во время Отечественной войны, 1942-43 годах. Следует добавить, что молитвенная жизнь храма прервалась с арестом и расстрелом священнослужителей в 1937г., но в 1942 г. возобновилась. В настоящее время многое сделано усилиями настоятеля протоиерея Леонтия Яковлевича Никифорова, почти полвека являющегося настоятелем храма. За эти годы преобразился не только храм, но и вся, некогда бывшая в запущении в годы гонений, территория вокруг храма. Главное же, что идут и едут в Преображенский храм люди, стоят на Божественной литургии с детьми, исповедаются, причащаются, и спешат со своими скорбями к старому, мудрому и бесконечно доброму отцу настоятелю, умеющему одним словом возвратить человеку душевный покой и укрепить его в православной вере.
Что добавить, храм просто чудо. Иконам сотни лет, есть уникальные, которые словами не описать. Лучше приехать и посмотреть. Там все история, там каждому камню лет 250 и не менее. В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым. У стен храма есть маленький некрополь с мраморными памятниками господам Кашкиным.
Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей. До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты, а внутри храма
- уникальный пол из яшмовой плитки. Под храмом располагается Амосовская печь, от которой под полом проложены дымоходы, позволяющие прогревать весь объем храма.
Осенью 1941 года фашисты, захватив село Нижние Прыски, приказали очистить храм от зерна и, чтобы привлечь на свою сторону жителей села, которые несмотря на годы "безбожной пятилетки" оставались верующими, разрешили совершать богослужения. Службу вел старый священник, привезенный немцами. Когда советские войска освободили село, в храме разместили кухню: в окнах выпилили нижнюю часть железных решеток для выдачи обеда солдатам. Перед отступлением советские войска хотели взорвать храм, но местные жители во главе с председателем сельского Совета Тихоном отстояли храм, как памятник старины. Сбылись пророческие слова Оптинского старца Амвросия, который однажды, проезжая мимо храма сказал: "Наступит такое время, что все храмы в округе будут закрыты, а этот простоит до второго пришествия Христова".
14 декабря 1943 года указом архиепископа Калининградского и Смоленского Василия на службу в Преображенскую церковь села Нижние Прыски Козельского района (тогда Смоленской области) был назначен отец Сергий (в миру Сергей Георгиевич Шумилин). Несмотря на трудности, с помощью Божией, отец Сергий восстанавливал храм, при этом не отстраняясь от служения Отечеству: в годы Великой Отечественной войны о. Сергий со своими прихожанами собрали 55 тысяч рублей на строительство танковой колонны "Дмитрий Донской". За это отец Сергий получил благодарность лично от Верховного Главнокомандующего и от генерала Катукова. 0. Сергий много трудился для пользы своей паствы, приходя на помощь своим односельчанам не только в духовных, но часто и в материальных нуждах. Но в 1948г. о. Сергия переводят в единственно действующий храм Козельска Благовещения Пресвятой Богородицы.
После ухода о.Сергия наступили долгие годы, когда Преображенский храм вновь превратился в проходной двор. Hи один священник не мог удержаться в селе Нижние Прыски. Семь человек сменилось за 6 лет. Мать Евдокия присматривалась к ним: ни одного пастыря Оптинского духа среди них не было, пока в 1963 году не назначили отца Леонтия, ныне здравствующего и всеми любимого Никифорова Леонтия Яковлевича.
В Прысках есть обычаи, которых не встретишь в других приходских церквах: о. Леонтий свято соблюдает их. Только в этой церкви на великом входе поминают усопших.
Одной из святынь храма является настенная роспись - семейная икона Кашкиных, на которой изображены святые, чьи имена носили Кашкины.
Убранство церкви какое-то домашнее, по-деревенски уютное и светлое. Лики святых смотрят с многочисленных икон, любовно сохраненных отцом Леонтием, на всех прихожан находящихся в храме.
С благоговением прихожане прикладываются к иконе Преображения Господня, выполненной из многочисленных полудрагоценных камней, иконам Ильи Пророка и Николая Угодника в серебряных окладах.
В приделе Параскевы Пятницы заняла свое место переданная из Ильинской церкви икона Матери Божий "Взыскание погибших", которая была написана в 1916 году на средства, собранные женщинами села, чьи сыновья и мужья погибли на поле брани Первой мировой войны. И теперь матери и жены воинов, на поле брани защищающих целостность, честь и славу нашей Родины, приходят к этой иконе, моля Пречистую даровать победу ратующим за справедливое дело, сохранить близких целыми и невредимыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий