Как формируются тарифы, сколько платят в
разных областях и городах страны и где цены на электричество самые
доступные — в новой инфографике «Известий»
В России дорожает электричество — с момента появления сбытовых компаний в
качестве посредников между потребителями и производителями электричества. Рост
тарифов составил 650%, и, по прогнозам Минэкономразвития, в 2017-м и в
последующие годы тарифы продолжат расти.
Деньги, которые
потребитель платит за электричество, сейчас распределяются между тремя
получателями: производителем, электросетями и сбытовой компанией, которая
получает средства в первую очередь. При этом объем средств, который получит
каждый из участников цепочки, может варьироваться, однако в среднем
производитель в конечном итоге получает около 30–50% от тарифа, оплаченного
пользователем, а на долю электросетей приходится 40–70%. При этом еще от 1 до
30% от тарифа получает сбытовая компания в качестве специальной надбавки,
размер которой определяется на региональном уровне.
Как формируются тарифы,
сколько платят пользователи в разных регионах России и где цены на
электричество самые доступные — в новой инфографике «Известий».
Миллиарды на
посредников
В 2017 году электроэнергия подорожает минимум на 5%, а с
2003 года тарифы выросли на 650%
По прогнозам Минэкономразвития РФ, тарифы на электроэнергию
продолжат свой рост не только в 2017-м, но и в последующие годы. Индексация
тарифов для населения составит 5% в год, для всех остальных потребителей — 3% в
год. Реально просчитать, насколько вырастет цена на электричество, сейчас
невозможно, потому что эту сумму могут значительно увеличить долги
недобросовестных энергосбытовых компаний. А в целом с момента появления
сбытовых организаций в цепочке передачи электричества от производителя к
потребителю рост тарифов составил 650%.
Разделение обязанностей между сетевыми энергоснабжающими
компаниями и организациями по продаже электроэнергии потребителям было введено
в 2003 году 36-ФЗ об особенностях функционирования электроэнергетики. Раньше
сетевики сами продавали товар. Реформа электроэнергетической системы была
направлена на защиту интересов потребителей, но вместо этого привела к резкому
росту тарифов, причем ударила по карману и конечных потребителей, и снабженцев.
В итоге значительный процент от суммы каждого платежа за электричество (по
оценкам разных экспертов от 6 до 20%) идет на оплату услуг
посредников-сбытовиков. Хотя поставщики энергии готовы работать с потребителем
напрямую. Население тратит лишние деньги, а поставщики вынуждены экономить на
ремонте электросетей.
— Тариф на электроэнергию складывается из трех частей:
первую формируют производители энергии, вторую — сетевые компании, занимающиеся
ее транспортировкой, и третью — сбытовые фирмы, работающие непосредственно с
потребителями, — пояснил «Известиям» специалист по ценообразованию одной из
московских управляющих компаний. — Цены на услуги двух первых звеньев этой цепи
являются регулируемыми, а сбыт сам устанавливает размер наценки. Например, в
Москве средний счет за электроэнергию составляет 500–600 рублей, из которых
90–100 рублей берет себе сбытовая компания. Для некоторых граждан эти потери
весьма чувствительны. А издержки крупных предприятий выливаются в огромные
суммы.
За прошедшие 13 лет размер сбытовой надбавки, идущей на
содержание региональных энергосбытовых компаний, вырос более чем в 10 раз. К
таким выводам пришли специалисты Центра правового обслуживания, проанализировав
темпы и причины роста тарифов на электроэнергию с момента начала реформы.
Так, если в 2003 году регулируемый тариф для населения в
Москве составлял 0,7 руб/кВт. ч, то во втором полугодии 2016 года — 5,36
руб/кВт. ч (рост в 7,7 раз), говорится в аналитической справке центра. По
данным экспертов, в 2004 году сбытовая надбавка составляла в среднем 5-7
коп/кВт. ч. На сегодняшний день в ряде регионов она превышает 70 коп/кВт. ч.
По мнению директора Центра правового обслуживания Анны
Коняевой, такой резкий рост тарифов за последние годы, без сомнения, связан с
реформой электроэнергетической отрасли.
— Становится очевидным, что основные цели реформы — защита
потребителей от необоснованного повышения тарифов, создание конкурентной среды
и рыночных отношений — были достигнуты не в полной мере, — считает Анна
Коняева.
Эксперты полагают, что если исключить посредников, то
гипотетически можно, например, в Санкт-Петербурге снизить тариф на
электроэнергию на 39 коп. за киловатт, в Ставропольском крае — на 24 коп., в
Московской области — на 27 коп. В Ярославской области наценка сбытовиков
составляет 0,64 рубля, в Марий Эл — 0,63 рубля, в Оренбургской области — 0,48
рубля, Пермском крае — 0,42 рубля, Ульяновской области — 0,38 рубля.
Интенсивный рост тарифов также связан с недобросовестностью
сбытовиков: компании банкротятся и исчезают, оставляя многомиллиардные долги
перед производителями электроэнергии.
Известны, например, нашумевшие истории крупных банкротств
сбытовиков «Курскрегионэнергосбыт» и «Энергострим». Курская компания была
признана банкротом в 2014 году, ее долг кредиторам составил 2 млрд рублей.
Долги «Энергострима» достигали 50 млрд рублей, но около 15 млрд удалось
погасить.
— У сбытовых организаций нет практически никакого имущества,
активов, поэтому возмещение убытков ничем не гарантировано. Убытки составляют
десятки миллиардов рублей. Клиентскую базу обанкротившегося сбыта за часть
долга продают другой компании, а разницу покрывают за счет роста тарифов для
конечного потребителя, — рассказывает специалист одной из столичных управляющих
компаний.
По данным Центра правового обслуживания, общий долг
сбытовиков перед сетевыми компаниями на 1 июля 2016 года составил более 102
млрд рублей.
После череды банкротств изменение законодательства стало
очень актуальным. С такой инициативой уже выступали Курская область,
Ставропольский край и Вологодская область.
— В Ставропольском крае 10 сетевых организаций, но только
двум из них удалось оставить за собой сбытовые функции, — рассказал «Известиям»
министр энергетики Ставропольского края Виталий Хоценко. — Это государственное
унитарное предприятие «Ставрополькоммунэлектро» и частное предприятие
«Пятигорские электрические сети». Обе компании работают успешно, задолженностей
не имеют. Мы не предлагаем проводить реформу — вопрос можно решить смягчением
нормы закона. Весной 2016 года мы выходили с законодательной инициативой в
Госдуму разрешить организациям, благополучно совмещающим функции передачи и
сбыта энергии, сохранить свою целостность и не передавать часть полномочий
другим компаниям. Но профильный комитет Госдумы вынес отрицательное решение.
Из-за лишнего звена страдают не только потребители, но и
сетевые энергетические компании.
— Сбытовые подразделения собирают плату за электроэнергию,
направляют на свои нужды, а сетевым компаниям по 2–3 месяца не перечисляют
деньги, и те не могут даже плановый ремонт сделать, — поясняет директор
«Ставрополькоммунэлектро» Валерий Хабаров. — А мы сами распределяем средства и
своевременно проводим ремонтные программы, начисляем зарплаты, закупаем
электроэнергию. И не платим за это никому. Ведь к чему сводится сбытовая
деятельность? К выставлению счета. Посредник просто берет все наши данные,
забивает в квитанцию и собирает с населения деньги. Это совершенно
бессмысленная структура. Она никому не нужна. Если бы у нас в регионе все
сетевые компании перешли на работу без посредников, то года два-три можно было
бы не повышать тариф на электричество.
По мнению Анны Коняевой, необходимость корректировки реформы
электроэнергетической сферы давно назрела. Первым шагом здесь должно быть
снятие запрета на совмещение сетевой и сбытовой деятельности.
— Для этого даже не потребуется вложения финансовых средств.
Снятие запрета обеспечит свободу экономической деятельности в сфере
электроэнергетики. Наряду с компаниями, совмещающими сетевую и сбытовую
деятельность, будут работать сетевые и добросовестные сбытовые компании. В этом
случае действительно возникнут конкурентные отношения, и наконец-то начнется
борьба за потребителя.
Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития, по
скорректированному прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годы, который внесен в Госдуму ведомством,
индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех
категорий потребителей, исключая население, составит в 2017–2019 годах 3%
ежегодно. Индексация тарифов на электричество для населения составит в
2017–2019 годах 5% ежегодно. На оптовом рынке электрической энергии и мощности
прогнозируется следующий рост цен: в 2017 году — на уровне 6,5–7%, в 2018 году
— 5,3–6,3%, в 2019 году — 5,3–6,3%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий