Политолог Олег Матвейчев — о расколе в рядах КПРФ и «либеральной наживке» для избирателей
Внутрипартийная борьба между группами влияния в КПРФ привлекает повышенное внимание политических конкурентов из ЛДПР. Так, депутат Госдумы Михаил Дегтярев попросил Генпрокуратуру проверить на предмет госизмены отдельных представителей руководства КПРФ, обсуждавших с лидером партии Геннадием Зюгановым возможность сотрудничества с оппозиционером Алексеем Навальным на выборах в Госдуму. Оппоненты Компартии пытаются выудить из ситуации максимум дивидендов.
Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев направил запрос в Генпрокуратуру с требованием проверить московский горком КПРФ и депутатов Валерия Рашкина и Андрея Клычкова, которых заподозрил в шпионаже и госизмене. Решимости депутату придали сюжеты на телеканале «Россия 1» «Операция «Дрожь»: тайная переписка «агента Навального», а также аналогичные сообщения в других СМИ. В нашумевшем телесюжете, по его мнению, подтверждается связь оппозиционера Алексея Навального с Уильямом Браудером, «действующим в интересах зарубежных спецслужб с целью подрыва доверия граждан РФ к институтам государственной власти». Печатные СМИ также сообщали о неких планах московского отделения КПРФ начать сотрудничество с внесистемной оппозицией и в идеале «за счет интернет-ресурсов Алексея Навального привлечь на сторону КПРФ» молодежь.
Что в реальности стоит за столь странным запросом в Генпрокуратуру со стороны представителя ЛДПР? Существует два содержательных аспекта, и оба они разжигают внутривидовую борьбу в Компартии. Страсти в КПРФ накалились почти до предела.
Итак, первый аспект — преклонный возраст главного коммуниста страны. Геннадий Зюганов находится во главе КПРФ с 1995 года, то есть 21 год. Несложно спрогнозировать, что следующий срок в Госдуме будет для него последним. Рано или поздно придется уходить от дел. Компартии требуется обновление. Подросли молодые кадры. В региональных отделениях назревает противостояние между молодой порослью и устоявшимся костяком. В какой-то момент противиться существованию этой проблемы станет невозможно.
Второй аспект — приближающиеся выборы в Государственную думу. Предвыборная кампания, как правило, становится катализатором обострения противоречий. Ни для кого не секрет, что внутри партии имеются группы влияния вокруг знаковых фигур: Валерия Рашкина, Владимира Кашина, Юрия Афонина, Сергея Обухова. В условиях дележа мест в федеральном предвыборном списке и на местах в одномандатных округах в весьма уязвимой ситуации оказалась группировка Рашкина. Так сложилось, что лидер партии Геннадий Зюганов доверяет ему меньше других. Партийные фавориты с подачи главы КПРФ пытаются вытеснить Рашкина на обочину партийной жизни. Действие вызывает противодействие: опальный коммунист ведет себя реактивно, блефует — якобы из самых лучших побуждений рекомендует установить связь с оппозиционером из либерального лагеря — Алексеем Навальным. Последний, дескать, жестко критикует власть, борется с коррупцией, пользуется доверием интернет-аудитории. А это значит, что он может помочь усилить работу с молодежью, симпатизирующей КПРФ, и привлечь дополнительный электорат.
Нетрудно догадаться, что подобная тактика в состоянии нанести только лишь вред партийному имиджу, тем более в преддверии выборов. Причем сам Геннадий Зюганов явно отдает себе в этом отчет. Более того, подобная перспектива приводит его в ужас. На прошлой неделе на встрече с партийцами он так и заявил: «Максимум собрать под наши знамена талантливых людей. Никаких «Навальных» и этой либеральной проказы. Как только эту этикетку на вас наклеят, половину (избирателей. — «Известия») потеряете».
Из логики Зюганова следует, что сотрудничество с либеральным внесистемным крылом чревато бунтами внутри самой партии, ведь коммунисты старой закалки, сполна хлебнувшие либеральной политики 90-х годов прошлого века, никогда не примирятся с ярчайшими представителями либерализма.
Что же касается идеи привлечения альтернативного электората в КПРФ на либеральную наживку, то и тут возникают сомнения. Электорат Навального не вполне очевиден. В действительности за ним стоит не более 3% населения страны. Это не тот кусок предвыборного пирога, за который стоит бороться, рискуя сложившимся партийным имиджем. Привлечение за счет Навального молодежной аудитории также представляется выгодой весьма сомнительной, у Компартии есть собственный молодежный электорат, с которым нужно работать.
Геннадий Зюганов оказался в затруднительном положении. Можно, конечно, попытаться загнать Рашкина в угол, однако тот будет сопротивляться и угрожать, а если в результате пойдет на сотрудничество с Навальным, замажет и себя, и партию. Выгнать Рашкина — значит, продемонстрировать обществу внутрипартийный раскол. Правильнее было бы держать линию на согласование внутрипартийных интересов изначально.
ЛДПР, со своей стороны, пытается словить волну, понимая, что в определенном смысле находится на одном протестном поле с КПРФ. Отсюда такое ревностное желание воспользоваться противоречиями в стане конкурентов и подлить масла в огонь в виде запроса в Генпрокуратуру. Крошечный намек на Навального, который группировка Рашкина оттранслировала Зюганову, оказался растиражирован федеральными СМИ и попал в поле зрения оппонентов.
Положение у Геннадия Зюганова незавидное. Сейчас ему придется думать не только о том, как завоевать сердца избирателей, но и сфокусироваться на преодолении внутрипартийных конфликтов, противоречий и кризисов, что всегда пагубно сказывается на партийных результатах на выборах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий