В 2013-2015 гг. государственный долг Калужской области увеличился в 1,9 раза, составив на 1 января 2016 г. 31,3 млрд рублей
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка реализации долговой политики Калужской области за 2013-2015 годы и анализ ее влияния на исполнение бюджета субъекта Российской Федерации»*.
Объекты проверки: Правительство Калужской области (г. Калуга), Министерство финансов Российской Федерации (камерально).
Проверяемый период: 2013-2015 гг..
С сообщением выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.
Проверка показала, что в проверяемый период (2013-2015 гг.) государственный долг Калужской области увеличился в 1,9 раза: с 16,5 млрд рублей (на 1 января 2013 г.) до 31,3 млрд руб. (на 1 января 2016 г.).
«Коэффициент долговой нагрузки бюджета Калужской области (без учета долговых обязательств по предоставленным гарантиям) увеличился в 1,5 раза - с 53,4% в 2013 г. до 80,3% в 2015 году», - отметила в ходе своего выступления Татьяна Мануйлова.
При этом она обратила внимание на существенное изменение структуры долга Калужской области. Доля долга по бюджетным кредитам в общем объеме государственного долга Калужской области возросла с 26,7% (на 1 января 2013 г.) до 48,4% (на 1 января 2016 г.), по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций - с 28,8% до 34,5%. Доля долга по государственным ценным бумагам сократилась с 17% до 4%, по государственным гарантиям Калужской области снизилась с 27,5% до 13,1%.
На 1 января 2013 г. долг по кредитам от кредитных организаций составлял 4,8 млрд руб., а на 1 января 2016 г. – 10,8 млрд рублей. При этом данные об объемах привлечения в областной бюджет кредитов кредитных организаций в 2013-2015 гг. свидетельствуют о том, что эти кредиты являлись основным инструментом государственных заимствований Калужской области в 2013 и 2014 гг. Так, в бюджет Калужской области были привлечены средства среднесрочных кредитов на следующие суммы: 9,6 млрд рублей и 6 млрд рублей, что составило соответственно 90,2% и 51,4% от общего объема государственных заимствований. В 2015 году кредиты от кредитных организаций не привлекались.
Расходы на обслуживание государственного долга Калужской области в 2014 г. выросли на 442,9 млн руб., или 44,3% по сравнению с 2013 г., а в 2015 году снизились на 350,6 млн руб., или 24,3% по сравнению с 2014 годом. При этом проверка показала, что наибольшую долю в расходах на обслуживание государственного долга Калужской области занимают выплаты процентного дохода по кредитам от кредитных организаций (в 2013 г. – 65,8%, в 2014 г. – 77,5%, в 2015 г. – 83,6%).
Как было отмечено на Коллегии, увеличение государственного долга Калужской области в первую очередь обусловлено ростом дефицита областного бюджета. Так, в 2013 г. он увеличился по сравнению с 2012 г. на 1,3 млрд руб. или на 43,2%, составив 4,1 млрд руб., а в 2014 году - на 1,01 млрд руб. или на 24,4%, составив 5,2 млрд рублей. В 2015 г. дефицит бюджета Калужской области уменьшился, составив 3,3 млрд руб., превысив, однако, уровень 2012 года (2,9 млрд руб.). «Главным образом рост дефицита связан с сокращением поступлений от налога на прибыль организаций в условиях увеличения расходов бюджета Калужской области на выполнение социальных обязательств, реализацию «майских» указов Президента Российской Федерации, уплату взносов в АО «Корпорация развития Калужской области» и др.», - пояснила Татьяна Мануйлова.
В частности, в отношении АО «Корпорация развития Калужской области» (учредитель Правительство Калужской области) на Коллегии было отмечено, что в рамках реализации проекта «Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области» Корпорацией с 2008 года были привлечены у ГК Внешэкономбанк кредитные ресурсы в сумме 12,5 млрд руб. Средств областного бюджета направлено – 1,6 млрд руб.
В целях создания и развития инфраструктуры индустриальных парков законами Калужской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление взноса в уставный капитал Корпорации (в 2013 г. – 997 млн руб., в 2014 г. – 1,1 млрд руб., в 2015 г. – 1,6 млрд руб.). Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Калужской области* Корпорации, как уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков, была предоставлена субсидия на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг (в 2013 г. – 514,4 млн рублей, в 2014 г. – 397,8 млн рублей, в 2015 г. – 143,1 млн рублей). Как было отмечено на Коллегии, полученные средства направляются Корпорацией соответственно на оплату основного долга по привлеченным кредитам и на погашение процентов по привлеченным кредитам.
В 2016-2022 гг. Корпорации необходимо погасить задолженность перед ГК «Внешэкономбанк» по основному долгу – 8,5 млрд рублей, по выплате процентов – 4,8 млрд рублей. В целях погашения дефицита бюджета Правительство Калужской области привлекало как коммерческие, так и бюджетные кредиты, что в свою очередь, привело к росту государственного долга Калужской области.
«Таким образом, вместо выполнения АО «Корпорация развития Калужской области» задачи по минимизации прямого участия средств областного бюджета, Правительство Калужской области по существу осуществляло в 2013-2015 гг. за счет средств бюджета области погашение и обслуживание обязательств Корпорации перед ГК «Внешэкономбанк», - констатировала Татьяна Мануйлова.
Проверка также показала, что по итогам исполнения бюджетов Калужской области за 2013 г. и за 2015 г. не были соблюдены положения статьи 106 Бюджетного кодекса, согласно которым предельный объем заимствований региона в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств региона. «Отношение объема заимствований Калужской области к сумме, направляемой на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств Калужской области, составило за 2013 год 101,3%, за 2015 год – 123,4%, превысив установленную норму (100%)», - отметила Татьяна Мануйлова.
В ходе проверки также были выявлены случаи несоблюдения плановых показателей при исполнении бюджета Калужской области в 2013-2015 годах. В частности, в 2013 году было допущено превышение верхнего предела государственного внутреннего долга Калужской области на 41,6 млн рублей. В 2014 г. и 2015 г. был превышен прогнозируемый дефицит бюджета Калужской области на 79 млн рублей и на 51,6 млн рублей, соответственно. «Превышение размера дефицита бюджета Калужской области свидетельствует о недостаточной точности планирования при внесении изменений в закон о бюджете Калужской области», - подчеркнула Татьяна Мануйлова.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо Губернатору Калужской области А.Д.Артамонову. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Справочно:
*Долговая политика Калужской области в виде отдельного нормативного документа была впервые утверждена в 2014 г. постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении долговой политикой Калужской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в связи с необходимостью выполнения условий Соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Калужской области от 13 октября 2014 г. № 01-01-06/06-356 о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области.
** Постановление Правительства Калужской области от 15.04.2008 года № 148 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на реализацию отдельных мероприятий в рамках подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Калужской области» государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области».
Комментариев нет:
Отправить комментарий