Основная проблема сферы ЖКХ сейчас не в нестыковках законодательства, не в жадности УК и РСО, а также чиновниках разного уровня, и даже не в "плохом" населении.
Пытаясь уйти от советского способа хозяйствования, в котором государство по современной традиции принято считать неэффективным собственником, то же самое государство пытается переложить бремя хозяйствования на более эффективных собственников - частников.
Но частник не всегда более эффективен. Это касается сфер государственной безопасности, финансовоёмких и наукоёмких отраслей, ну или просто - сфер повышенной технической сложности.
Для примера, любой председатель ТСЖ должен знать массу норм, правил и законов, быть техническими юридическим специалистом, фактически на уровне генерального директора с той же ответственностью, но существенно меньшей зарплатой (в общем случае). У председателя совета дома ответственности на порядок меньше, но ситуация в принципе та же.
Если исходить из реалий рынка труда, то грамотные специалисты уровня хорошего председателя ТСЖ могут работать (и работают) на руководящих постах в управляющих компаниях с существенно более высокой оплатой труда. Или, как вариант, в органах МСУ или в ресурсоснабжающих организациях.
С учетом постоянного давления со стороны УК и собственных жителей хороший "старший по дому" - это ПОДВИЖНИК. Фактически, на эту должность часто приходят пенсионеры или совместители, возможности которых к освоению огромного объема информации объективно ограничены.
В силу сложившейся ситуации уровень жилищно-коммунального образования частника расти быстро не будет, если будет вообще. И в этом вина населения лишь относительна. Большая часть населения вынуждена целый день работать, чтобы прокормить семью и воспитать детей. Людям банально некогда просвещаться, да и неблагодарная должность старшего по дому не является стимулом к развитию. А это значит, что пресловутый эффективный частный собственник не появился и не появится. Назвать же УК в таком качестве будет явной натяжкой.
Что делать?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо понимать, что должно работать в системе. БОльшая часть системообразующей работы уже проделана - есть УК, РСО, МСУ и прочие участники рынка, необходим частник от дома. Для это нужно, во-первых, существенно повысить привлекательность должности старшего по дому, в частности по зарплате, а во-вторых, оставить зависимость старшего от места проживания. В-третьих - максимально помочь старшему по дому.
У меня есть определенные идеи в плане того, как это можно реализовать. Но возможно у кого-то тоже есть подобные идеи - прошу поделиться.
Для затравки предлагаю парочку идей.
Вариантом увеличить привлекательность может быть должность квартального. Большее количество домов позволит безболезненно для жителей содержать грамотного специалиста. При этом должна сохраниться привязка старшего к кварталу проживания.
Второй вариант - государство, которое также заинтересовано в появлении эффективного частника, ведь в случае нормализации отрасли эффект будет выражаться в процентах ВВП. Здесь может быть, как прямое финансирование, так и что-то вроде пилотного проекта с различного рода льготами по налогам и федеральными программами.
Валерий Семенищев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий