Президенту Российской Федерации
В.В. Путину от
родительского актива
Калужской области
Уважаемый Владимир Владимирович!
Просим оказать помощь Калужской области для возобновления обеспечения детей до трех лет такой формой медицинской профилактики заболеваний, как бесплатная выдача продукции молочной кухни.
Закон Калужской области от 06.05.2005г. № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании» действовал более 11,5 лет – с 2005 по 2015 годы – и обеспечивал реальную и эффективную помощь семьям, планирующим рождение ребенка, и семьям с детьми до трех лет.
Закон предусматривал:
– ежемесячную денежную компенсацию на питание женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью, в размере 800 руб.;
– ежемесячную денежную компенсацию семье, имеющей ребенка первого года жизни, находящегося на естественном вскармливании, в размере 300 руб.
Право на бесплатное получение полноценного питания через специальные пункты питания (молочные кухни) имели:
– матери, кормящие грудным молоком детей первого года жизни (выдача специальной смеси для улучшения лактации);
– дети первого года жизни, находящиеся на искусственном вскармливании (выдача специальных адаптированных смесей и каш);
– дети с 6 мес. до 3 лет (обеспечение бесплатной кисломолочной продукцией, в том числе местного производства).Согласно статистическим данным Калужского областного центра медицинской профилактики, в результате реализации Закона Калужской области от 06.05.2005г. № 69-ОЗ за период с 2006 года по 2012 год отмечено снижение общей заболеваемости детей до 1 года. Снижение заболеваемости отмечено по таким классам болезней, как:
– инфекционные и паразитарные болезни (2006г. – 28,6, 2012г. – 20,9);
– болезни крови и кроветворных органов (2005г. – 52,8, 2012г. – 34,9);
– болезни органов пищеварения (2005г.– 181,0, 2012г. – 107,0).
Показатели заболеваемости детей до 1 года рассчитаны на 1000 детей соответствующего населения.
19 ноября 2015г. был принят Закон Калужской области №19-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Калужской области», отменяющий действие Закона Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании».
Взамен ему 27 ноября 2015г. был принят Закон Калужской области №18-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием детей первого года жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании», в соответствии с которым правом на получение сухих адаптированных смесей наделены дети первого года жизни, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании. Пособия беременным и кормящим женщинам и кисломолочное питание детям до 3 лет было полностью отменено.
Отмена пособий и кисломолочного питания вызвала большой общественный резонанс среди калужских родителей детей до 3 лет. Была создана инициативная группа родителей, которые написали обращения в вышестоящие инстанции, собрали подписи и отправили в различные учреждения – в Прокуратуру, в приемную Президента в Калужской области, уполномоченным по правам человека и ребенка и т.д.
Были отправлены письма с подписями родителей Губернатору Калужской области Артамонову А.Д. и председателю Законодательного Собрания Калужской области Любимову Н.В. Было собрано 4000 электронных подписей под открытым письмом губернатору Калужской области.
Благодаря работе инициативной группы и гражданам с активной гражданской позицией 24 декабря 2015г. Законодательным Собранием Калужской области был принят Закон «Об обеспечении полноценным питанием детей второго и третьего года жизни». Согласно этому закону, была определена денежная компенсация в сумме до 500 руб. за покупку родителями кисломолочной продукции, которую раньше выдавали на молочной кухне бесплатно. Но данная компенсация имеет большие ограничения: она положена детям второго и третьего года жизни только из малоимущих семей при условии, что ребенок не зачислен в детский сад.
Для получения ежемесячной денежной компенсации установлен
перечень необходимых документов:
– ксерокопия и оригинал документа, удостоверяющего личность родителя;
– ксерокопия и оригинал свидетельства о рождении ребенка;
– ксерокопия и оригиналы документов, подтверждающих статус законного представителя (копия акта о назначении опекуна, копия договора о приемной семье, договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, копия договора о патронатной семье);
– документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства ребенка на территории Калужской области;
– выписка из домовой книги по месту жительства родителя (законного представителя) и членов его семьи;
– документы, подтверждающие сведения о доходах родителей и членов их семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (справки о доходах родителя (законного представителя) и членов семьи по установленной форме, и (или) копии налоговых деклараций о доходах за учетный период, заверенные в установленном порядке, и (или) справки из органов социальной защиты о социальных выплатах, и (или) справки органов службы занятости населения о выплате пособия по безработице);
– ксерокопия и оригинал трудовой книжки (предоставляется в случае, если родителем (законным представителем) не осуществляется трудовая (служебная) деятельность);
Для выплаты денежной компенсации необходимо также ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение полноценного питания (товарный чек и кассовый чек либо квитанция об оплате через кредитную организацию или копию договора с приложением товарного чека).
Такое количество документов и сбор и предоставление ежемесячно чеков и товарных чеков на приобретенную продукцию создает определенные трудности для получения компенсации.
8 марта 2016г. в г.Калуга был проведен митинг против отмены Закона Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании». Хотя организаторы и участники были против отмены пособий и питания, но тема выдачи бесплатной продукции молочной кухни была все же на первом месте. Родители требовали вернуть пособия беременным и кормящим женщинам и выдачу кисломолочного питания всем детям до трех лет, но в ответ лишь были внесены изменения в закон о денежной компенсации: 24 марта 2016 г. было принято решение увеличить ее с 500 руб. до 1000 руб. Право на получение компенсации предоставлено семьям со среднедушевым доходом, не превышающем величину прожиточного минимума более чем на 1000 рублей. Также теперь ее могут получить те семьи, дети которых посещают группу кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
За весь период действия закона на компенсацию подали документы только 535 семей (20 из них было отказано), что говорит о том, что многие семьи с детьми до трех лет из-за ограничений по данному закону просто не подходят для получения компенсации. Те же, кто имеет на нее право, в связи с недостаточным объемом компенсации (треть от фактически понесенных затрат) и обширным списком документов для ее оформления, элементарно не оформляют ее, т.к. затраченные время и усилия не оправдывают данную компенсацию.
При этом, по данным Калужского областного центра медицинской профилактики на 2012г., получали бесплатно кисломолочную продукцию 15594 ребенка и продукция пользовалась неизменным спросом.
Лишь в марте 2016г. Министерством здравоохранения Калужской области был издан приказ №328 от 17 марта 2016г. «Об обеспечении в 2016 году детей второго и третьего года жизни, беременных женщин и кормящих матерей продуктами специализированного питания с учетом критериев адресности и нуждаемости». Это обеспечение заключается в том, что беременным и кормящим женщинам, а также детям второго и третьего года жизни полагается ежемесячно 1 (!) пачка специализированной смеси. Это намного меньше того, что было до января 2016 года.
Принятые новые законы о выдаче питания беременным и кормящим женщинам и о компенсации на питание детям до трех лет не являются эффективными в сфере обеспечения полноценным питанием данных категорий граждан.
Основные минусы новых законов о питании детей:
1) для обеспечения детей первого года жизни, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, специализированными смесями и кашами выделено по 900р., а женщинам, дети которых находятся на грудном вскармливании, не положено ничего. Это порождает обман (скрыть кормление грудью для получения смесей и каш и иллюзию сокращения количества детей на естественном вскармливании);
2) для получения денежной компенсации 1000 руб. надо потратить немало сил и времени для сбора документов и сбора чеков ежемесячно. В настоящее время денежная компенсация в 1000 руб. покрывает далеко не полностью расходы на обеспечение кисломолочной продукцией ребенка, а через полгода, год, два при росте цен на сырье, топливо, коммунальные услуги цены на продукцию вырастут и количество кисломолочной продукции, которое смогут получить дети на 1000 руб., уменьшится Соответственно, уменьшится спрос и загрузка молочной кухни, что в итоге может привести к ее закрытию. А терять местное предприятие по производству натурального детского питания с маленьким сроком годности недопустимо!
3) кисломолочная продукция промышленного производства подходит не всем детям 6-8 месяцев для начала прикорма, но ее использование в связи с отсутствием более качественной продукции местного производства порождает массу проблем со здоровьем детей первого года жизни;
4) принцип адресности и нуждаемости (за критерий взята только величина минимального прожиточного уровня на человека), который применили власти Калужской области для обеспечения детей до 3 лет кисломолочной продукцией, заменив ее денежной компенсацией, не соответствует реальным потребностям детей и к тому же многие семьи не могут воспользоваться этой помощью. Для малоимущих категорий граждан есть другие программы, направленные на их поддержку, а обеспечение полноценным кисломолочным питанием необходимо всем детям независимо от социального статуса семьи и посещения сада ребенком. Тем более, что с 1,5 до 3 лет мамы не получают никаких пособий, кроме федеральной компенсации по уходу за ребенком в сумме 50 р. (пятьдесят!) и которая не индексировалась уже много лет. В связи с этим обеспечить полноценное питание ребенку достаточно сложно, что влечет в дальнейшей жизни определенные проблемы со здоровьем населения.
На основании вышеизложенного считаем, что отмена Закона Калужской области от 06.05.2005г. № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании» и принятие Закона Калужской области №40-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием детей второго и третьего года жизни» ухудшают положение наименее защищенных групп населения – беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет. Это противоречит принципу социальной справедливости и не является изменением, направленным на совершенствование мер социальной поддержки, а, соответственно, противоречит поручению Президента по итогам заседания президиума Государственного совета № Пр-417ГС, п.1д.: «Правительству Российской Федерации в целях обеспечения социальной справедливости внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязательности соблюдения принципов адресности и нуждаемости».
Полноценное питание будущих мам и малышей – не та статья расходов, на которой можно экономить. Выдача натуральных кефиров и творожков с маленьким сроком годности – это самая лучшая помощь, именно она дойдет до ребенка и поможет родителям вырастить здоровых детей. Обеспечение детей продукцией молочной кухни не должно выступать в форме социального пособия, так как это форма медицинской профилактики заболеваний, медицинская помощь, и нужна всем детям.
В период экономического кризиса лишение поддержки беременных женщин, кормящих матерей и ограничение получения бесплатной продукции молочной кухни всеми детьми до трех лет является фактором снижения здоровья будущего и подрастающего поколения, а, значит, в будущем государству придется вкладывать немалые средства в лечение граждан и компенсацию времени нетрудоспособности работников.
Просим Вас прокомментировать сложившуюся ситуацию и дать соответствующие разъяснения. Мамы Калужской области очень ждут Вашего ответа и нуждаются в Вашей помощи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий