Страницы

7 апр. 2016 г.

Олег Шеин по поправкам в ЖК

Правительственные чиновники в очередной раз взялись перекраивать Жилищный Кодекс. 12 лет назад, явно по ошибке, они прозевали нормы, позволяющие собственникам разорвать договор с неугодной компанией, самостоятельно выбрать другую фирму или создать ТСЖ, установить размер тарифа на содержание дома и приводить его в порядок.
В результате минимум в 200.000 домов были созданы Домовые Советы, а то и настоящие ТСЖ. Жители стали обустраивать свои дома, а деньги перестали течь туда, куда обычно их отправляли разные начальники.
Ввиду такого непорядка было специально создано целое Министерство ЖКХ, сосредоточившееся на уничтожении ростков самостоятельности и эффективности. Под трезвон про наведение порядка и якобы малограмотного собственника началась ломка законодательства. В прошлом году было уничтожено Непосредственное управление – самый удобный и легкий способ жилищного самоуправления, предусмотренный законодательством. Был принят закон о лицензировании управляющих компаний с нескрываемой целью оставить на рынке только свои компании. То есть, чтобы построить дом, лицензия не нужна, а чтобы подмести около дома дорожку требуется разрешение специального государственного органа. Затем были введены убийственные штрафы с ТСЖ в случае неразмещения информации об их работе в интернет. Жилищная инспекция бросила все ресурсы на штрафы с ТСЖ и ЖСК. Но народ держится и не хочет отдавать свои дома под Управляющие компании.
Теперь появился еще один законопроект, с текстом которого можно ознакомиться на сайте Минстроя   http://regulation.gov.ru/projects#npa=46686 .
Поправкой в ст. 20 ЖК РФ Жилищной Инспекции и местным органам власти дается право через суд отменять решения общего собрания. При этом неважно, просят собственники их подавать в суд или нет. Эта статья особенно примечательно, если учесть разделение труда между федеральными и местными чиновниками. Если наверху делят доходы от нефти, то внизу от ЖКХ. Во всех городах страны муниципальное начальство имеет дружеские управляющие компании, и теперь получает право заставить собственников платить туда, куда оно захочет.
Статьей 161 убивается свобода договора. Не жители, а власти теперь будут писать, что именно должно в таком договоре содержаться. Существующий перечень уже предусматривает и ремонт подъездов раз в пять лет, и полив газонов и многое иное, что либо устарело ввиду развития строительных технологий, либо можно обсуждать в Люксембурге, но никак не в Сызрани. Сама власть расписалась в неспособности выполнить обязательства по капремонту ранее 2045 года, но от людей требует все сделать сейчас и сразу. Очевидно, что работать системе будет также, как и сегодня – «друзьям все, врагам закон». Сколько ТСЖ и Домкомов, к примеру, поставили пластиковые окна? – Множество. А сколько пластиковых окон поставили муниципальные ЖЭК и РЭУ? – Ни одного. Но штрафует ли жилищная инспекция эти ЖЭКи и РЭУ? – Ничего подобного. Она обрушивает разорительные штрафы на ТСЖ, ЖСК и неугодный властям реальный частный бизнес.
Статья 162 вытекает из предыдущей. В ней говорится, что органы власти будут разрабатывать «методические рекомендации по размеру цены договора». Исходя из реальной практики, эти рекомендации будут рассматриваться как обязательный норматив. И норматив будет повышать размер квартплаты, а вовсе не снижать его. Он вводится, чтобы пресечь попытки людей найти более выгодную цену. Прикрываться все будет, как обычно, заботой о населении, которое, дескать, может стать жертвой демпинга, и которое не в состоянии само принять осмысленное решение, с кем и как ему заключать договоры. Хорошо, что в стране нет отдельного Министерства торговли, в противном случае гражданам запретили бы самостоятельно делать покупки в магазинах.
Поправка в ст. 48 ЖК РФ предусматривает коренную ломку системы голосования в многоквартирном доме. До сих пор голосование шло в соответствие с размером жилплощади, которой владеет собственник. Это было абсолютно логично, поскольку размер платы за ремонт и содержание жилья также устанавливается пропорционально площади квартиры (или комнаты, применительно к коммуналкам и общежитиям). Но, похоже, что кто-то из чиновников в собственном доме столкнулся с подобной практикой, и она не устроила. Или ему позвонила пожилая тетя, и не сумев ответить на ее вопрос, почему владельцы трехкомнатной квартиры имеют больше голосов, чем она в однокомнатной, этот работник правительства решил просто поменять законодательство. В новой редакции ст. 48 предусматривается, что количество голосов на собрании определяется количеством собственников. То есть, если в однокомнатная квартира разделена между тремя владельцами, а у трехкомнатной остался лишь один, то первые будут иметь втрое больше голосов, хотя второй будет платить втрое больше. Эта поправка, кстати, представляет собой привет также муниципалам и военному ведомству. Даже если половина квартир в доме неприватизирована, они будут обладать всего одним голосом.
В ст. 110 предлагается запретить жилищные и жилищно-строительные кооперативы. В течение трех месяцев с момента выплаты последнего пая они будут должны преобразоваться в ТСЖ или перейти под контроль Управляющей компании. Лет десять назад такая норма уже принималась, и после года скандалов и конфликтов была отменена. Юридически ТСЖ и ЖСК практически не отличаются, но люди привыкли к определенной традиции, и совершенно непонятно, в угоду каких и чьих интересов они должны ломать сложившийся и хорошо работающий уклад. Ведь сказано же: «Если работает – не разбирай». Но это не для российского правительства сказано.
В ст. 143 предлагается сделать членство в ТСЖ обязательным, хотя это противоречит самой логике добровольности объединения граждан. И, кстати, противоречит порядку роспуска ТСЖ, если из него вышло более половины членов. Ведь как можно выйти из ТСЖ, если членство в нем обязательно?
Ст. 149 в новой редакции предусматривает квалификационные экзамены для председателей ТСЖ, обязательные каждые пять лет. То есть, человек не сможет быть избран председателем ТСЖ, если у него нет квалификационного аттестата. Аттестат будут выдавать те же чиновники Жилинспекции, которые сами никаких аттестатов иметь не обязаны. Равно как никакого квалификационного аттестата не имеют ни мэры городов, ни министр ЖКХ с его замами, ни глава правительства, ни депутаты от «Единой России». То есть, чтобы выдвинуться на пост президента России, аттестат не нужен. Чтобы руководить министерством ЖКХ – тоже не нужен. Чтобы писать законы о ЖКХ аттестат не требуется. А чтобы вывести из под контроля ошалевших от жадности властей собственный дом и создать ТСЖ надо сдать этим властям экзамен.
А вот еще норма: "Собственники помещений в многоквартирном доме могут установить в договоре управления срок не более чем три месяца, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом без обоснования причин отказа». До сих пор в договорах обычно прописывалось, что сторона может сообщить о его расторжении, заблаговременно, месяца за два, уведомив другую о своем решении. Поправка правительственных чиновников фактически запрещает такую практику, заставляя обосновывать решение. А обоснование, понятно, можно обжаловать в суде, что и будут делать управляющие компании, которым вовремя помогут Жилищные инспекции и органы местного самоуправления.
Можно задаться вопросом – а разве ничего не стоит менять в жилищном законодательстве? – Можно и нужно. Если коротко:
- национализировать коммунальные монополии и сделать их деятельность абсолютно финансово прозрачной (это же монополии, какая там может быть коммерческая тайна);
- расформировать Жилищную инспекцию;
- восстановить Непосредственное управление и отменить штрафы с ТСЖ;
- отменить закон о лицензировании управляющих организаций;
- сократить перечень обязательных видов работ, ограничив его мероприятиями, гарантирующими безопасность и здоровье граждан.

А законопроект, который подготовлен Правительством, имеет прямо обратное направление. Его цель – подавить и задушить жилищное самоуправление, вернуть систему принудительных ЖЭКов (но уже частных) и обеспечить обогащение дружественного чиновникам бизнеса. То, что дома под их управлением разваливаются на глазах и обрушаются, представляет мелкие издержки по сравнению с перспективой в будущем переехать на ПМЖ в Люксембург. В этом Люксембурге, правда, нет никакой Единой России, но она ведь и самим единороссам за границей не нужна. Их влечет туда, где нет и тени их управленческой модели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий