Страницы

7 апр. 2016 г.

О состоянии дел связанных в работой в ГИС ЖКХ.

В последнее время проявился ряд негативных моментов в процессе подготовки к работе в Государственной информационной системе ЖКХ. Они создают риски некачественной реализации этого важного проекта. Требуются внимание и силы экспертов, профсообщества, чтобы единая информационная среда в сфере ЖКХ стала реальностью и живым инструментом.
М.Э. Семенов, 
советник генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

Введение в эксплуатацию ГИС ЖКХ в нынешнем состоянии, в те сроки и в том порядке, которые предусмотрены Федеральными законами от 21.07.2014 № 209-ФЗ и № 263-ФЗ, создает предпосылки для возникновения неразберихи, необоснованной траты финансовых и трудовых ресурсов со стороны органов власти, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих организаций, а также риски нарастающих неплатежей, связанные в работой в ГИС ЖКХ.

На данный момент большинство субъектов РФ заключили соглашения с Минкомсвязи России, Минстроем России и оператором системы об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. В них установлены более жесткие сроки как в отношении размещения информации и наступления мер ответственности за неразмещение, так и в отношении срока вступления в силу нормы о праве потребителя не вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги при отсутствии в системе информации о ее размере. В субъектах РФ, заключивших такие соглашения, по истечении четырех месяцев со дня их вступления в силу граждане и организации получают право не вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в случае неразмещения соответствующей информации в системе (ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ).

Учитывая, что соглашения подписывались в течение 2015 г., сроки их вступления в силу и, соответственно, наступления ответственности и последствий могут наступить ранее 1 января 2017 г. В то же время для субъектов РФ, не подписавших соглашения, данная норма будет применяться только с 1 января 2017 г.

Неопределенность сроков вступления в силу этих соглашений вызывает опасения. Есть вероятность произвольного их установления, в т. ч. без учета реального состояния системы и наполнения ее информацией. В частности, соглашениями предусмотрен срок вступления их в силу с момента размещения в системе 20% от размещаемого поставщиками информации объема. При этом порядок определения объема информации и соответственно доли в 20% не установлен. Как не установлен и круг лиц, размещающих эту информацию. Эти опасения подтверждаются — регионы уже обращаются к ресурсоснабжающим организациям с указанием различных сроков и требований к размещению информации.

Есть и другие проблемы работы в ГИС ЖКХ, на которые необходимо обратить внимание:

а) в части размещения информации в системе:

участники не смогут в установленный срок 1 июля 2016 г. разместить информацию, так как органы власти до 1 марта 2016 г. не разместили информацию в системе. В частности, ожидается, что данные об объектах недвижимости, которые являются базовыми для иных поставщиков информации, Росреестр разместит в системе не ранее мая 2016 г.;

одна и та же информация вводится из разных источников. Такое дублирование создает неопределенность — кто же законный первоисточник;

процедуры верификации данных при размещении информации отсутствуют;

от поставщиков требуют размещать информацию, которой они не обладают. В то же время существует недостаток ряда данных для решения задач эксплуатации ГИС ЖКХ. Например, для корректного расчета платы за коммунальные услуги;

б) в части нормативно-правового обеспечения:

приказ Минкомсвязи России № 589 и Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» зарегистрирован в Минюсте России 19.02.2016 № 41149, опубликован 24 февраля 2016 г. и вступил в силу с 26 марта 2016 г. Документ принят без учета многочисленных замечаний участников рынка;

приказ Минкомсвязи России и Минстроя России о составе и сроках размещения информации поставщиками информации находится в высокой степени готовности. К проекту этого приказа также неоднократно направлялись замечания от ресурсоснабжающих и управляющих организаций, однако подавляющая их часть не учтена;

не урегулированы вопросы контроля за должным размещением информации в работе ГИС ЖКХ и за ее достоверностью;

не проработаны вопросы защиты размещенной в системе информации от неправомерных корректировок.

Профессиональное сообщество считает, что система требует качественной доработки. Нужно создать механизмы, которые обеспечат размещение только официальной информации и полноту данных, требуемых для выполнения начислений в соответствии с законодательством, и не допустят принятие решений, которые могут привести к дублированию, недостоверности информации, и, как следствие, к риску создания хаоса на рынке ЖКХ и усложнению взаимодействия поставщиков информации и потребителей.

Инструкция по ГИС ЖКХ. Исходя из текущего состояния внедрения ГИС ЖКХ предлагается:

1. Рассмотреть возможность перенести сроки:

вступления в силу нормы ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, которая допускает невнесение потребителем платы за жилое помещение и коммунальные услуги в случае неразмещения информации о размере этой платы, — на 1 июля 2017 г.;

наступления ответственности поставщиков информации за нарушение порядка размещения информации — не ранее, чем по истечении 4 месяцев после размещения требуемой информации органами власти.

2. Проработать вопрос о четком разграничении полномочий по размещению информации в системе между поставщиками информации (включая органы власти) для исключения дублирования. Определить первоисточник по каждому виду информации — поставщика информации, сведения которого безусловно принимаются другими поставщиками и потребителями для расчетов и заполнения других данных в системе. И установить ответственность за размещение информации именно для этого лица.

3. Исключить требования о размещении поставщиками тех видов информации, которыми они не обладают в силу законодательно установленных особенностей их деятельности.

4. Установить:

требования к размещению всей информации, необходимой для выполнения расчета размера платы за коммунальные услуги;
порядок доступа к этой информации в системе.
Необходимо регламентировать четкий перечень исходной информации, которую поставщики могут получить в системе для расчета платы за коммунальные услуги, и порядок ее получения, в т. ч. путем интеграции с ГИС ЖКХ или пакетной выгрузки больших массивов данных.

5. Разработать процедуру выявления объектов жилищного фонда, в отношении которых у всех поставщиков информации отсутствует техническая документация. Определить лицо, которое должно обеспечить оформление (восстановление) технической документации для таких объектов. Установить сроки и ответственность за выполнение возложенной обязанности.

6. Разработать механизм, который позволит реализовать предусмотренный в Федеральном законе от 21.07.2014 № 209-ФЗ контроль за достоверностью, полнотой и своевременностью размещения информации в системе.

Кто должен страховать лифты в МКД
Учитывая возможные разногласия, предусмотреть создание при уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ, курирующем реализацию Соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, соответствующей комиссии по рассмотрению разногласий.

Депутаты и правительство ознакомлены с мнением профсообщества и рассматривают внесенные предложения. Есть понимание выявленных проблем и желание решить их. Остается дождаться принятия официальных документов, разработанных с учетом этих предложений. И тогда ГИС ЖКХстанет действительно живым инструментом, облегчающим взаимодействие субъектов рынка ЖКХ.





Комментариев нет:

Отправить комментарий