Государство является гарантом защиты интересов граждан Российской Федерации в охране здоровья. Согласно проекта «Стратегия развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 гг. « основными принципами являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, приоритет охраны здоровья матери и ребенка, доступность и качество медицинской помощи, инновационное развитие медицины, открытость в диалоге с гражданским обществом»
Действительно, в государстве принимается немало проектов по улучшению жизни народа, а жизнь почему-то никак не улучшается. Так произошло и в случае оптимизации и модернизации медицины. Реализация Стратегии развития здравоохранения предполагает обеспечение, в том числе полноценную реализацию права граждан на выбор врача и медицинской организации (обратите внимание предполагает, а не гарантирует.- прим. авт.)
Медицинская статистика только на первый взгляд кажется скучной и состоящей из столбиков цифр. На самом деле за оптимистичными докладами, например, что несмотря сокращение финансирования, показатели улучшились. Действительно, если число 2 перевернуть, то получается 5. По данным статистики оказывается, что люди болеют меньше, а умирают чаще.
В аккурат сразу после женского праздника Минздрав всех порадовал, тем, что продолжительность жизни увеличилась, что в каждом селе теперь есть ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) и чуть ли не к каждому пенсионеру в глубинке прикреплен врач. Информационная магия чисел - да и только. А что же происходит в действительности? Ничего особенного, просто приписки – дело обыденное. На Х чрезвычайном Пироговском съезде своими наблюдениями поделился заместитель руководителя Формулярного комитета РАМН профессор Павел Воробьев. «Как делается нужная статистика? Приезжает главный специалист в стационар и предупреждает, что, например, в год по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диагнозов с такой проблемой должно быть меньше. Если главный врач говорит, что вот недавно главный онколог приезжал с такой же просьбой. Тогда давайте писать всем болезни желудка или сами подумайте что выгоднее. ….» Практикуется в статистике и вариант мертвых душ. Н.В.Гоголь оказался очень прозорливым писателем. В отдаленных деревеньках около 30 % населения числятся в медицинских организациях, хотя их и не посещают. Но на мертвых душ выделяются страховые взносы, социальные выплаты и т.д. Скажите, поедет врач за 200 км свидетельствовать кончину человека? И хоронят родственники, а порою и соседи, умерших без всяких справок. Для врачей это тоже плюс: по документам люди есть, но к врачам не обращаются. (На выборах мертвые души также очень кстати. - прим.авт.)
«Медицину стали считать сферой услуг, а не службой помощи. Услуга – рыночная категория, она предполагает свободу договора. Помощь же не требует договора. Здоровье, тем более жизнь, не имеет цены. За бесценный товар можно теперь запросить любую цену, заплатить любые деньги, если они есть. Если нет денег, услугу не получишь, и это означает смерть. То есть речь идет о цене не только за здоровье, но и за жизнь. Больной в Средние века платил за себя сам и умирал, потому что платить было нечем»
( Александр Саверский, юрист «Лиги пациентов»)
Модернизация здравоохранения предполагает новейшие достижения в обслуживании больных, например, запись на прием к врачу по Интернету, консультация по скайпу, даже орган теперь можно напечатать и вставить… Но действительность более прозаична. По норме врач должен принимать 18 пациентов, а фактически принимает 40-50 человек. В регистратуре талоны дают на 18 человек, а остальных записывают в строке «cito» и принимают без талонов, то есть уже сверх норматива. Данные заносятся в компьютер обо всех принятых больных. При подведении итогов информации о количестве больных сверх нормы, таинственным образом исчезает. На возмущение сотрудников, что работают с повышенной нагрузкой, главный врач парирует: « Где доказательства? Где данные?» Открывает медсестра компьютер, а там и правда только 18 пациентов по талонам. Куда исчезли остальные – она понять не может. Мистика и тут вмешалась. Доказывать что-либо - себе дороже, да и работы лишиться можно, ведь доступ к информации администрация имеет в любой момент и распоряжается ею по своему усмотрению. Врачи и медсестры не имеют своего пароля доступа, не деньги же, а больные. А раз принято больных по норме, то и зарплату начисляют соответственно. Сверх ставки деньги за ненормативных больных исчезают в неизвестном направлении. Вернее, известном, но не для всех.
В поликлиниках часто заводят медицинские карты на здоровых людей и вносят данные, что они прошли диспансеризацию. Это к тому, что можно получить хорошие деньги из фонда Обязательного медицинского страхования. Кто не соглашается на приписки, те попадают в немилость администрации больницы. Так как заработная плата медработника зависит от тарифов по ОМС ( и не только!), то врачу приходится делать выбор между интересами пациента, собственной выгодой и выгодой своего медучреждения. Вот и получается, выгоднее больному назначить хирургическую операцию, которая в общем-то и не нужна, чем консервативное лечение. За хирургическое вмешательство денег перечислят больнице гораздо больше, чем за менее травматичное консервативное лечение. При выписке диагноз ставят по МЭСу, а не по факту, то есть подороже. Во всей этой модернизации медицина и бизнес образуют взаимовыгодный симбиоз для врачей, статистики, но не для больного.
Есть еще одно новшество в соблюдении санэпидрежима в больнице, асептики и антисептики в отделениях реанимации, хирургии, процедурных кабинетах. Оптимизировав штат, то есть, сократив санитарок, в больницах уборку теперь проводят клиринговые компании. Для этого проводятся тендеры, и под «выигрыш» тендера закладываются финансовые средства. Сколько? Об этом знает узкий круг должностных лиц. Врачам сия тайна неизвестна. Может быть клиринг и современно, но для больных не совсем комфортно. Некому теперь подать судно, напоить из поильника больного, перестелить простыни - это возложено на родственников. Клирики только пыль смахивают, да полы швабрами размазывают. Если же у больного нет родственников, то его участь незавидна. Остается надеяться на милосердие соседей по палате. Об асептике и антисептике говорить не приходится. Автору довелось лично побывать в хирургическом отделении в платной палате, и пыль там лежала сантиметровым слоем.. Введение платных услуг за отдельную палату также возникло не от хорошей жизни. Деньги идут на оплату премиальных оставшихся медсестер в операционной и младшего медперсонала. Подготовленных и обученных сотрудников заведующий отделением терять не рискует, вот и выкручивается как может. В поликлиниках сотрудники клиринговых компаний имеют доступ в медкартам больных, и кто знает в чьи руки попадет ваша история болезни и чем это обернется в самом неожиданном временном отрезке. Всё не так просто в нашей жизни. Информационные технологии не только удобны, но в некоторых случаях и опасны.
СПРАВКА. В 2016 году расходы на здравоохранение по сравнению с 2013 годом сократятся на 20 процентов. Медики недополучат 600 миллиардов рублей, сократилось число врачей на 23 тысячи и коек в стационарах стало на 80 тысяч меньше.
Более 60% всех смертей приходится на онкологические заболевания и болезни системы кровообращения.
По заявлению ответственных чиновников-финансистов бесплатная медицинская помощь должна остаться только для детей, пенсионеров и инвалидов. Для работающего населения предлагается ввести нормы на определенное количество посещений. Если же больной придет на прием сверхнормы, неважно с переломом или пневмонией, за консультацию и лечение придется платить. Посещение врачей на дому также обещают упразднить. Оптимизированное укрупнение медучреждений тому способствует. Врачей стало меньше, а количество обслуживаемого населения и нагрузка на 1 врача увеличились. В общем модернизация идет полным ходом, не до больных А что же население? Как всегда – терпит, лечится чем может. Благо, что аптеки теперь на каждом углу. Неважно, что вместо лекарства-оригинала купите дженерики, главное верить, верить , верить – врачу, таблетке, в конце концов даже себе.
При все при этом статистика оптимистична: смертность снижается, рождаемость повышается, а жизнь становится длинней.
P.S. В темном переулке бандит требует « Кошелек или жизнь?». Если отдаем кошелек, то жизнь нам сохраняется. В современной медицине, даже кошелек не является гарантией сохранения жизни. Факты последних событий, когда врачи начинают просто убивать больных, тому подтверждение. (белгородский инцидент- прим.авт.)
Материал подготовила
Ирина ЗУБИНА