Страницы

22 янв. 2016 г.

Государство хочет изменить ЖКХ. Но хочет ли само ЖКХ перемен

Какими путями пойдет развитие ЖКХ в 2016 году? Недавно в Москве прошел XI Всероссийский форум руководителей предприятий ЖКХ. На нем была предпринята попытка подвести итоги реформирования отрасли и наметить перспективы на будущее. И то и другое оказалось непростым делом, ибо результаты реформ в ЖКХ вызывают неоднозначную оценку. Как, кстати, и те нововведения, которые предлагаются на ближайшее будущее.    
 Разорвать замкнутый круг
Министерство строительства и ЖКХ готовит в 2016 году целый пакет нововведений. В ведомстве считают, что необходимо вносить изменения в 176-ФЗ и Жилищный кодекс, направленные на реформирование сферы ЖКХ.
Как говорит директор Департамента жилищного и коммунального хозяйства Минстроя Оксана Демченко, сегодня процесс передачи коммунального имущества частному инвестору сильно затруднен. Требуется составлять реестр передаваемой собственности.
Согласно действующему законодательству, имущество можно перерегистрировать только в том случае, если оно оформлено в собственность. А такое происходит далеко не всегда. Этим зачастую пользуются муниципальные власти, чтобы не передавать объекты. В результате они продолжают работать неэффективно.
Получается замкнутый круг. Но разорвать его необходимо. Если унитарные предприятия управляются плохо, то должны действовать критерии эффективности, которые бы открывали зеленый свет для передачи их частному инвестору.
К этому прибавляется еще одна проблема: невозможность перевода в частный сектор предприятия с долгами. Сейчас такое запрещено. Но здесь нет логики: ведь если инвестор готов принять такой актив, почему ему надо в этом отказывать?
К вам идет концессионер. Бояться или радоваться?
Нужно повышать открытость и прозрачность конкурсных процедур. Когда открывают конверт с итогом конкурса, никто не ведает, что именно в нем написано. Новая норма будет требовать размещения соответствующей информации в открытом доступе. 
Готовится Стратегия развития ЖКХ до 2020 года, проинформировала Оксана Демченко. Среди ее важных новелл — дом как объект недвижимости, набор мер по улучшению работы УК, создание общероссийской организации по управлению многоквартирными домами.

Для малых городов нужны свои условия

Подход к развитию ЖКХ со стороны государства меняется, считаетВладимир Талалыкин, первый зам. гендиректора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Раньше отрасль финансировалась по остаточному принципу, сегодня происходит сдвиг в сторону внедрения рыночных отношений с одновременным ростом финансирования.
Магистральное направление — модернизация хозяйства. В феврале прошлого года Правительство РФ поручило Минстрою и ЖКХ усовершенствовать механизм финансирования этого процесса. Необходимо решить проблемы огромного износа инфраструктуры, слабой инвестиционной привлекательности отрасли.
При этом нужно понимать, что механизмы финансирования в крупных, средних и малых городах не могут полностью совпадать. Поэтому вводится особый финансовый режим в городах с населением до 250 тыс. жителей.
Здесь при передаче инвесторам систем теплоснабжения, водоотведения, вывода твердых отходов может действовать система финансовой поддержки. Правда, концессионер обязан выполнить ряд условий: предоставить бизнес-план, сметную документацию, разработать финансовую модель своей работы, сделать оценку параметров по достижении конечного результата и т.д.  
Впрочем, это не исключает возможности реализовывать проекты и без господдержки. Если она все же требуется, то эта модель распространяется на проекты до 300 млн руб., но на них выделяется не более 60% от суммы затрат. Остальные средства могут распределяться таким образом: 20% вкладывает инвестор, 20% — муниципалитет. Либо вся нагрузка падает на инвестора.
По словам Владимира Талалыкина, фонд будет рассматривать проекты в порядке их поступления. На первом этапе принимается решение о финансировании. На втором инвестор готовит соответствующую документацию. На это выделяется полгода. Финалом же всей процедуры становится заключение концессионного соглашения.
Сегодня в Фонд уже поступило 100 заявок. Причем кто раньше пришлет свое предложение, у того больше шансов на его одобрение, подчеркнул г-н Талалыкин. При этом следует иметь в виду, что на каждый субъект Федерации выделяется не более 1 млрд руб. Всего же на эти цели на 2016 год уже зарезервировано 3,5 млрд руб.
К вам идет концессионер. Бояться или радоваться?
Возможно, эта мера сдвинет, наконец, процесс заключения концессионных соглашений, считает Андрей Широков, председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ. Основная причина, почему концессия так слабо прививается на древе ЖКХ, это отсутствие господдержки. Но не только.
Согласно решению Правительства РФ, индексация тарифов в 2016 году составит 4%, что намного меньше инфляции. Поэтому потенциальным концессионерам и представителям финансового сектора не совсем понятно, как окупать инвестиции в ЖКХ.

От улучшений становится только хуже

Однако не все согласны с тем, что концессия — это магистральный путь движения вперед. Власть хочет отделаться от коммуналки, пытается переложить бремя по ее содержанию на частный сектор. Но концессию не надо навязывать.
Если унитарное предприятие хорошо работает, зачем его кому-то передавать? Тем более, если тариф экономически не обоснован, невозможно сделать предприятие окупаемым, отмечает Игорь Шпектор, председатель комитета по проблемам местного самоуправления, социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ.
Нужно улучшать механизмы работы ЖКХ. А пока с этим большие проблемы. Лицензирование УК не изменило ситуацию к лучшему — наоборот, только увеличило количество судебных процессов.
К вам идет концессионер. Бояться или радоваться?
Актуальную проблему с аварийным жильем не решить без его инвентаризации. В свое время была совершена серьезная ошибка, когда по сути дела уничтожили БТИ. В итоге аварийное жилье стали переводить в ветхое. Это удобно муниципалитетам. Многие руководители городов не умеют заниматься строительством, а выделяемые на эти цели деньги остаются неосвоенными в полном объеме.
Невозможно наладить эффективное функционирование отрасли, если правила, по которым она работает, постоянно меняются. С момента принятия Жилищного кодекса РФ в него уже внесено около 1200 поправок, только правовую форму коммунальных предприятий меняли 10 раз. В такой ситуации трудно улучшать качество их управления. 
Игры в собственников
При этом у нас всегда во всем виновато ЖКХ и УК, а собственники как бы ни при чем. Но ведь именно собственники не всегда аккуратно платят за коммунальные услуги, отказываются от установки счетчиков. А внутридомовые сети, как известно, принадлежат ТСЖ.
Собственник должен понимать, что он владеет не только квартирой, но и долей дома. Однако сегодня ему выгодно делать вид, что он этого не знает. Но прежде чем жаловаться на УК, собственнику не мешало бы разобраться, какой договор он с ней подписал, у кого какие права и обязательства.
У нас нет экономики дома, собственники не принимают решения относительно его судьбы. В результате из-за нехватки средств на эксплуатацию и ремонт растет износ здания.
Подобное положение лишь усугубляет общий жилищный кризис, убежден Игорь Шпектор.  Жилой фонд в России составляет 3,2 млрд кв. м, на одного человека приходится 22 кв. м, из которых только 14 «квадратов» — благоустроенное жилье. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 40 кв. м, в США — 60 кв. м.
Нам не хватает порядка 4 млрд. кв. м жилья — это при том, что мы ежегодно сдаем 70—80 млн. кв. м. Спрашивается, сколько же потребуется времени для решения в России жилищного вопроса? Для примера: в Китае ежесуточно вводится несколько миллионов квадратных метров.

Дорого, но выгодно

Участники форума убеждены в том, что сферу ЖКХ следует выделить в самостоятельное направление государственной политики. А суть коммунальной реформы, по их словам, должна заключаться в том, что если жилец является собственником своего жилья, то он и вести себя должен как собственник. 
Но при этом нельзя автоматически превращать всех квартировладельцев в собственников домов: в доме должен быть один хозяин, считает Александр Василевский, председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.
— Например, во Франции насчитывается всего 25% владельцев жилья, а у нас хотят всех сделать собственниками домов, — говорит он. — Чтобы в 100-квартирном доме было 100 владельцев. А ведь у семи нянек…
Более 20 лет назад государство предоставило людям в собственность их жилье. С тех пор люди считают, что они являются хозяевами лишь своих квартир, а вот остальной дом — не их. Между тем нигде в мире нет такой системы, как у нас: везде население живет преимущественно в арендуемых домах и квартирах.
Собственники должны ясно понимать, что быть хозяином жилья — это дорого, но выгодно. Когда дом ухожен, то и цена квартир в нем выше, чем в какой-то развалюхе. Но, несмотря на столь очевидную вещь, положение не меняется.
Сегодня сфера ЖКХ провисает потому, что здесь нет реального заказчика, он сильно размыт. А им (заказчиком) должен быть собственник. Нет и такого понятия, как коллективная услуга.
В Прибалтике, Казахстане, Узбекистане уже прекратили заигрывать с собственниками. В России же эти игры продолжаются по сей день, а сфера ЖКХ — это часть политики, особенно в предвыборный период.         
Нужен пошаговый план по изменению отношения жильцов к своему статусу собственников. И начать следует с того, чтобы во всеуслышание признать остроту проблемы.
Тогда, по крайней мере, будет ясно, куда двигаться.
Владимир ГУРВИЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий