Приходится констатировать, что на сегодняшний день проблемы в области лифтового хозяйства налицо, и они требуют комплексного решения. Понятно, что должны быть проведены проверки, приняты нормативные акты в области регулирования эксплуатации лифтов и их ремонта, устанавливающие строгий контроль и надзор за соблюдением соответствующих норм… Но хотелось бы, чтобы это не стало очередной кампанией. Данный вопрос не должен оставаться без внимания законодателя и органов исполнительной власти. Может хоть сейчас чиновники и обслуживающие организации, начиная с начальников и заканчивая техником, обслуживающим лифты, подумают, что в этих лифтах ездят живые люди, и возьмут на себя ответственность за их жизни.
Трагедии в лифтах стали происходить с пугающей частотой. Последний случай, произошедший 14.01.2016 в ЖК «Алые паруса» в Москве, в результате которого погибла женщина, всколыхнул общественность. По оценкам экспертов, в год в стране происходит около 20 серьезных аварий лифтов. Актуальным становится вопрос: что творится в лифтовом хозяйстве, кто отвечает за безопасность наших жизней и что должен знать об этом строительный сектор?
Устанавливать, что случилось и кто виноват в произошедших авариях, будут следствие и суд. Однако уже сегодня эксперты называют различные причины аварии в ЖК «Алые паруса»: произошел обрыв лифтового троса, отвалилось дно кабины лифта, его противовес сошел с направляющих. Но когда и по чьей вине возникли причины, повлекшие ужасную аварию?
Неполадки могли возникнуть при производстве или монтаже
Это могло случиться уже при производстве лифта или его установке. В настоящее время Решение комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824 «О принятии технического регламента Таможенного союза ″Безопасность лифтов″» устанавливает цепочку действий, которую должны пройти лифтовые устройства, устанавливаемые на территории Российской Федерации, до запуска их в работу. Так, при изготовлении они должны проходить испытания и обязательную сертификацию, только после этого должен осуществляться их монтаж. Перед вводом лифта в эксплуатацию аккредитованная испытательная лаборатория обязана оценить соответствие смонтированного лифта требованиям технического регламента. В дальнейшем в течение всего срока службы лифта, не реже одного раза в год, аккредитованная организация должна проводить оценку соответствия лифта в форме технического освидетельствования.
Кроме того, конструкция современного лифта предусматривает наличие гидроаппарата безопасности, предназначенного для страховки от падения человека в шахту, «ловителей» – устройств для остановки и удержания кабины при обрыве тяговых элементов. Согласно Требованиям к безопасности лифтов, утвержденным указанным Решением комиссии Таможенного союза, для обеспечения безопасности лифта должны выполняться требования по наличию технических средств по предотвращению падения людей в шахту, сдавливания человека дверями, средств, ограничивающих скорость лифта и средств по выдерживанию нагрузки опоры кабины, противовеса. В случае аварии эти механизмы должны предотвращать гибель людей.
Почему же целый комплекс защитных технических средств лифтового оборудования последнего поколения, что установлены в «Алых парусах», не сработали и не защитили? Неизвестно… Жильцы комплекса неоднократно жаловались на постоянное дребезжание и треск при работе лифта. Таким образом, вполне вероятно, что злополучный лифт не прошел соответствующую проверку, но был допущен к эксплуатации, то есть виновен в аварии мог быть как изготовитель, так и аккредитованная испытательная лаборатория, проводящая испытания, или аккредитованная организация, осуществляющая техническое освидетельствование лифта.
Непростительная халатность технических служб может привести к трагедии
Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденное Госстроем России, дает достаточно подробные рекомендации органам местного самоуправления, управляющим компаниям и организациям, осуществляющим техническое обслуживание, по лифтовым устройствам. Так, п. 4.4.2 данного пособия указывает, что организация содержания и ремонта лифтов, а также безопасного пользования лифтами является обязанностью владельца лифта – собственника жилого дома либо организации, обслуживающей жилищный фонд или организации, в управлении которой находится здание, оборудованное лифтами (в том числе товарищества, объединения собственников жилья).
К обслуживающим лифты организациям предъявляется целый ряд требований: они должны иметь укомплектованный штат работников, занятых эксплуатацией лифтов, допускать к работе с лифтами только лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям, проводить техническое диагностирование и обследование лифтов, принимать меры по профилактике аварий и несчастных случаев, страховать риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц в случае аварии на лифтах в течение всего срока их эксплуатации. Обслуживающий лифты персонал должен проходить обучение, проверку знаний и аттестацию.
Однако на практике говорить о соответствии компаний установленным требованиям, в частности, по квалификации работников, не приходится. В блогах сами работники обслуживающих компаний пишут, что нередки случаи, когда у обслуживающей организации имеется лишь несколько работников на сотню лифтов, что соответствует далеко не всем установленным требованиям. В случае привлечения к работе неквалифицированных гастарбайтеров, работающих «вахтовым» методом, никто не даст гарантию того, что они имеют соответствующие требованиям знания и квалификацию. Обслуживающими организациями должны производиться ежесменные осмотры лифта (при наличии диспетчерского контроля может быть другая цикличность, согласованная с Ростехнадзором), планово-предупредительные ремонты (периодические осмотры, текущие ремонты, аварийно-техническое обслуживание, капитальный ремонт, замена оборудования, модернизация).
Кроме того, управляющие компании, выбирая подрядчиков по обслуживанию лифтов, не отличаются особой тщательностью и порой заключают договоры с фирмами, никому не известными на рынке, готовыми оказывать услуги, как оказывается на поверку, низкого качества. Каким образом осуществляются эти услуги – должно быть заботой не только обслуживающей организации, но и самих управляющих компаний.
На практике распределение обязанностей по обслуживанию лифтов и ответственность за их невыполнение (ненадлежащее выполнение) определяется договорами. Однако это не означает, что управляющая компания сможет устраниться от ответственности – степень виновности каждого из указанных субъектов в случае, произошедшем в «Алых парусах», установят следствие и суд. Очевидно, что необходимо определить, должен ли быть привлечен к ответственности только электромеханик, либо также иные лица, которые обязаны осуществлять контроль за эксплуатацией лифта и действиями своих работников.
Треть лифтовых устройств в России отработали свой срок
Лифт является источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем, как описано в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в Жилищный кодекс, о котором будет сказано ниже, в 22 субъектах Российской Федерации износ лифтового хозяйства составляет 50% и более. Более 28% лифтов в стране исчерпали нормативный срок службы, но продолжают работать. Это допустимо, только если аккредитованной организацией было проведено их обследование и оно дало положительные результаты. В таком случае лифту назначается новый срок службы. Если результаты обследования отрицательные – необходимы модернизация или замена лифта. Насколько строго в России выполняется это требование, остается только догадываться. Лифт в ЖК «Алые паруса» был относительно новым, но избежать трагедии это не помогло.
Какую роль играет Ростехнадзор
Справедливости ради стоит отметить, что следить за состоянием лифтового хозяйства должны не только управляющие компании и обслуживающие организации, но и Ростехнадзор. Государственную функцию по надзору в области безопасности лифтов (в рамках соблюдения вышеуказанного Технического регламента «Безопасность лифтов») описывает Приказ Ростехнадзора от 19.12.2013 №631. Согласно этому Приказу, Ростехнадзор осуществляет регулирование «в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию, замену, модернизацию и монтаж лифтов». Он вправе проводить плановые и внеплановые проверки в отношении указанных субъектов. Причем плановые проверки проводятся, как правило, один раз в три года, а внеплановые – только при наличии оснований, которыми, в частности, являются обращения граждан о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью.
Характерно, что если ранее действующее Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 №31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» устанавливало требования к устройству и установке электрических лифтов, к вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за работой лифтов на уровне обязательного нормативного правового акта, то после того, как оно утратило силу в феврале 2013 года, требования к содержанию и ремонту лифтов остались на уровне методических рекомендаций, которые не являются обязательными к исполнению.
Что будет предпринято
К сожалению, нередко государство обращает внимание на ту или иную проблему только после того, как гибнут люди и возникает общественный резонанс, как получилось и в случае в ЖК «Алые паруса». Так почему же сложилась печальная практика игнорирования жалоб жильцов, даже таких элитных жилых комплексов? При том, что лифты являются источником повышенной опасности. Видимо, верна пословица, что «пока гром не грянет» или не случится трагедия. Тогда-то и начинаются проверки, реагирования, принятие мер. Но крайним, как обычно, остается электромеханик дядя Петя…
Вскоре после этой трагедии на сайте Минстроя появилась новость о том, что руководителям органов государственного жилищного надзора совместно с Ростехнадзором и муниципальными властями поручено провести проверку компаний, обслуживающих лифты в городах России. В течение месяца проверочные мероприятия должны быть завершены и отчеты по ним предоставлены в Минстрой.
18.01.2016 в Государственную Думу был внесен законопроект, который предлагает установить на федеральном уровне требования к проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также порядок определения необходимости проведения капитального ремонта, возложить на федеральный орган исполнительной власти контроль за соблюдением указанных требований и порядка при формировании региональных программ капитального ремонта, установить персональную ответственность руководителя региона за несоблюдение указанных требований при формировании региональных программ капитального ремонта. Как сказано, помимо прочего, в пояснительной записке к законопроекту, тотальное проведение проверок лифтового хозяйства лишь временно и частично решает проблемы, связанные с содержанием и эксплуатацией лифтов и не позволяет обеспечить безопасность граждан.
На сегодняшний день в ряде регионов вообще не предусматривается выделение средств из Фонда капитального ремонта на ремонт лифтового оборудования, а в других – выделяются лишь незначительные суммы. Если законопроект будет принят, уплачиваемые нами средства на капитальный ремонт может быть пойдут и на замену злосчастных лифтов? И не будут пожилые и больные люди карабкаться пешком на последний этаж?
Законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, это обнадеживает, но пока законы принимаются и обсуждаются в коридорах власти, лифты скрипят и падают…
Приходится констатировать, что на сегодняшний день проблемы в области лифтового хозяйства налицо, и они требуют комплексного решения. Понятно, что должны быть проведены проверки, приняты нормативные акты в области регулирования эксплуатации лифтов и их ремонта, устанавливающие строгий контроль и надзор за соблюдением соответствующих норм… Но хотелось бы, чтобы это не стало очередной кампанией. Данный вопрос не должен оставаться без внимания законодателя и органов исполнительной власти. Может хоть сейчас чиновники и обслуживающие организации, начиная с начальников и заканчивая техником, обслуживающим лифты, подумают, что в этих лифтах ездят живые люди, и возьмут на себя ответственность за их жизни.
А.В. МАЛОВ,
управляющий директор Коллегии адвокатов «Малов и партнеры»
Комментариев нет:
Отправить комментарий