19 дек. 2015 г.

Выверенные предложения Гражданского форума по


Местному самоуправлению
«Развитие местного самоуправления и расширение возможностей местных сообществ в принятии решений»
Российское местное самоуправление переживает непростой период развития. С одной стороны, он ознаменовался появлением инноваций в формировании городской среды и предложений по возрождению сельских территорий, в реализацию которых готовы включаться граждане. С другой стороны, институциональная среда для активности жителей на местах продолжает ухудшаться, сводя к минимуму демократический потенциал местного самоуправления. Это влечет за собой снижение качества муниципальных услуг из-за дефицита механизмов обратной связи, лишение территорий стимулов к развитию, запаздывание антикризисных мер в связи с необходимостью их согласования «по вертикали».
В начале года без широкого общественного обсуждения был принят закон, кардинально меняющий систему местного управления, в том числе позволяющий региональным властям вместо выборов мэров фактически их назначать.
Во многих регионах страны в течение последнего года были приняты законы, по которым подкрепленные ресурсами полномочия, обеспечивающие ключевые рычаги управления территорией (земельными ресурсами, градостроительной деятельностью), были перераспределены от муниципального к региональному уровню власти.
Общероссийский гражданский форум считает необходимым
коренным образом изменить подход к публичному управлению и перейти к последовательной децентрализации власти, обеспечив участие граждан в принятии решений на местном уровне: выборность глав муниципальных образований на прямых свободных выборах, создание стимулов для активности граждан на местах и их участия в местном самоуправлении, расширение круга полномочий и финансовых возможностей местных властей, гибкое регулирование механизмов самоуправления, учитывающее региональные и местные особенности.
26
Общероссийский гражданский форум предлагает:
  •   ввести нормы, относящие принятие (изменение, дополнение) устава муниципального образования и утверждение структуры органов местного самоуправления к вопросам местного значения (что позволит выносить подобные вопросы на референдум);
  •   снизить количество подписей, необходимых для проведения местного референдума, с 5% до 2% от числа избирателей, установить четкие процедуры признания подписей недостоверными и недействительными;
  •   ввести возможности для проведения голосования по вопросам местного значения в пределах отдельных территориальных единиц муниципального образования. Позволить регламентировать в уставах муниципального образования вопросы, по которым проведение голосования населения обязательно (помимо вопросов изменения границ и преобразования муниципального образования);
  •   определить в законе понятие «результат публичных слушаний» и ввести обязанность органа местного самоуправления, отклоняющего прошедшие через публичное слушание рекомендации и проекты правовых актов, дать мотивированный отказ по каждому пункту и опубликовать его в средстве массовой информации;
  •   изменить перечень вопросов, выносимых на публичные слушания: предусмотреть публичные слушания не только по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении, но и по проектам изменений в местный бюджет, предусматривающим увеличение (уменьшение) его доходов или расходов не менее чем на 10%, а также увеличение (уменьшение) расходов по отдельным статьям бюджета на сумму, превышающую 10% от общего размера расходов бюджета (за исключением случаев, когда такие изменения вызваны исключительно появлением дополнительных доходов бюджета); исключить необходимость проведение публичных слушаний по вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законами;
  •   возвратить обязательное голосование по вопросу о преобразовании (упразднении, объединении, разделении) муниципального образования и изменения границ, влияющих на территориальную принадлежность населенных пунктов;
  •   отменить необходимость установления представительным органом
    местного самоуправления границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, применительно к дому, подъезду, а также градостроительным и территориальным единицам, границы которых установлены законом или нормативным актом местного самоуправления;
  •   уточнить порядок проведения собраний (конференций) граждан, созываемых по вопросам осуществления территориального самоуправления;
  •   исключить из числа вопросов местного значения функции, не свойственные местному самоуправлению, в частности, значительную часть связанных с обеспечением безопасности (на водах, при чрезвычайных ситуациях, пожарах, а также функции гражданской обороны и мобилизационной подготовки, противодействия терроризму), одновременно инициировать широкое общественное обсуждение создания муниципальной милиции, которой было бы целесообразно передать часть функций правоохранительной системы;
  •   разделить вопросы местного значения на обязательный и факультативный перечни. Разграничение полномочий должно обеспечивать оказание на всей территории России базового набора публичных услуг (в частности, в области содержания образовательных учреждений, доступа к культуре, благоустройства территории, организации коммунального обслуживания) и учет потребности в услугах, специфичных для конкретных мест;
  •   расширить перечень вариантов структуры органов местного самоуправления (помимо моделей «сильного мэра» и «сити- менеджера» возможно закрепление модели «сильного магистрата/исполкома»);
  •   исключить из перечня вариантов структуры органов местного самоуправления модели «назначаемого мэра»;
  •   упразднить институт удаления главы муниципального образования в отставку, избыточный при наличии процедур отрешения и отзыва;

рассмотреть возможность создания, наполнения и последующего поддержания в актуальном состоянии объединенного информационного ресурса (интернет-портала), обеспечивающего многокомпонентное информационное пространство сельских территорий, от реализации принципа всеобщего равного доступа к информации (о программах, проектах, финансировании, результатах) для всех жителей сельских территорий, вопросов инвестиционной паспортизации и социального картографирования до инструментов обратной связи с гражданами и общественной оценки поселковых, муниципальных, региональных и федеральных инициатив по развитию сельских территорий. 

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...