Страницы

17 нояб. 2015 г.

Слушания по алтернативному бюджету

Сегодня в Государственной Думе состоялись слушания по алтернативному бюджету разработанному депутатами Государственной Думы ФС РФ Дмитриевой о. Г, Грачевым И.Д., Петуховой Н Р, Крутовым А.Д.  Много знакомых депутатов и интересна реакция на встречу. Алексей Казаков вся радушность, иное дело Михаил Брячак, даже руки не подал. Но бог с ним.  Конечно Оксана Дмитриева лидер этой группы. Кроме того, на слушаниях присутствовали лидеры новых партий. Партия - Гражданская сила, Партия Дела, Партия Профессионалов. Мне показалось, что идет соглосовательная работа к выборам. Альтернативный бюджет идет в развитие и те предложения, что в нем заложекно, можно применять уже сегодня.
 Общая оценка экономической политики и факторов кризиса
в 2015 году Правительство не осуществляло активных антикризисных мер. Антикризисные планы Правительства основывались на тех же принци­ пах, что и программа, принятая на вооружение в 2008-2009 годах. Те меры, которые и тогда показали свою неэффективность и низкую скорость реа­ лизации, в 2015 году оказались еще менее эффективными, отличались еще меньшей скоростью реализации; набор мер и объем выделенных средств был существенно меньше. Ситуация осложняется еще и тем, что в новый кризис экономика рф входит, не справившись с последствиями предыдуще­ го (табл. 1). Кроме того, если кризис 2008-2009 годов мировое сообщество пыталось преодолевать совместными усилиями, то в 2014-2015 годах од­ ним из факторов кризиса были неблагоприятные политически мотивиро­ ванные внешние воздействия.
 Так же как и в 2008-2009 годах допущены серьезные ошибки в оценке природы кризиса, а следовательно, и способов борьбы с ним. Правительство рф оценивало экономическую ситуацию в 2008-2009 годах как кризис финансовый и банковский. Поэтому 85% средств, выделенных для смягчения его последствий, сочли необходимым направить на помощь банкам и крупнейшим собственникам, на поддержку фондового рынка. Кризис 2014-2015 годов также неправильно оценивали как часть ухудшения мировой финансовой конъюнктуры и до сих пор расценивают как фазу мирового экономического цикла. В то же время, экономический кризис 2014-2015 годов является локальным кризисом внутри страны, который не вписывается в фазовую конфигурацию мирового экономического цикла. Мировая экономика находится в противоположной фазе экономического цикла - рост (табл. 2). Причиной кризиса 2014-2015 годов являются не­ адекватные действия финансового блока, государственное регулирование в условиях снижения цены на нефть и связанная с этим девальвация рубля.
Как утверждали авторы Альтернативной антикризисной программы год назад, экономический кризис был отнюдь не неизбежен: девальвация сама по себе не может быть его причиной, а мирового спада экономики на этот раз нет. Авторы предупреждали, что кризис может наступить лишь вследствие девальвационного шока, кассовых разрывов, вымывания оборотных средств, сжатия платежеспособного спроса. К сожалению,
Правительством и Центральным банком был реализован именно этот, худший сценарий.
Проведение жесткой кредитной и бюджетной политики в конце 2014 года и в 2015 году явилось причиной спада экономики и вызвало девальвационный шок.
Основные ошибки Правительства и Центрального банка:
• повышение ключевой ставки до 17%, последующее поэтапное снижение не привело к удешевлению кредита;
• направление профицита бюджета 2014 года (1 трлн рублей) на до­ капитализацию банков;
6
«налоговый маневр»;
введение дискриминирующих мер в отношении малого бизнеса (в частности, от 5 до 1 О раз возросла кадастровая оценка земли и, соответственно, земельный налог и плата за землю для субъектов малого пред­ принимательства; отменена льгота по налогу на недвижимое имущество для применяющих упрощенные режимы налогообложения);
• сокращение расходов бюджета на социальные отрасли, что явилось одним из факторов снижения реальных доходов населения и уменьшения платежеспособного спроса населения;
• осуществление мер государственной поддержки (государственные гарантии, финансовая помощь банкам и т. п.) через длинные цепочки финансовых посредников. Как показывает опыт 2008-2009 годов, при такой схеме средства либо вообще не доходят до тех, кому предназначены, либо доходят с величайшим опозданием. Например, в 2009 году было согласовано гарантий по кредитам оборонным и стратегическим предприятиям на 300 млрд рублей, а выдано к концу 2009 года - лишь на 1 О млрд. На конец октября 2015 года из рассмотренных Межведомственной комисси­ ей по мониторингу за финансово-экономическим состоянием оборонно­ промышленного комплекса гарантий на общую сумму 62 млрд рублей не было предоставлено ни одной гарантии. Из 1 трлн рублей, выделенных на докапитализацию банков, на указанные цели не были использованы 883 млрд рублей. Из 550 млрд рублей, которые были направлены на финансирование инфраструктурных проектов из ФНБ, дошли до стадии расходов на приобретение облигаций инфраструктурных компаний 51 млрд рублей. Таким образом, меры, нацеленные на создание государственного и инвестиционного спроса, фактически не были реализованы.
Из всего антикризисного плана, который оценивается в 1 трлн 955 млрд рублей, следует оценить как эффективные по механизму бюджетирования, по скорости доведения до получателей, степени достижения поставленных целей, средства, выделенные на социальные цели - индексацию пенсий, лекарственное обеспечение, технические средства реабилитации - в общей сумме 214 млрд рублей. Из 1 трлн 741 млрд рублей, предусмотренных на поддержку экономики, мероприятия на общую сумму 7 млрд рублей можно оценить как эффективные по механизму бюджетирования, скорости доведения до получателей и своевременности освоения средств. Это следующие мероприятия: выделение дополнительных средств на субсидирование скидки на сельскохозяйственную технику, реализуемую российскими машино­ строителями сельскохозяйственным товаропроизводителям; расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации; расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Кроме того, большинство мер по поддержке сельского хозяйства можно оценить как удовлетворительные по механизму бюджетирования и освоения (в среднем 65-70%). Таким образом, если рассматривать расходы на антикризисный план за исключением социального комплекса, то из 1741 млрд рублей можно признать эффективными не более 3,2%. Более того, средства выделенные на поддержку экономики и законсервированные в банковских депозитах, оказывают отрицательное влияние на экономику, так как, увеличивая денежную массу (агрегат М2), не формируют ни платежеспособный спрос населения, ни государственный или инвестиционный спрос.

Концепция Альтернативного бюджета на 2016 год
Альтернативный бюджет на 2016 год основывается на концепции пере­ хода к экономическому росту за счет стимулирования потребительского спроса, налогового стимулирования инвестиционной активности, мобилизации всех остатков бюджетных средств и квазибюджетных средств для финансирования в режиме прямых бюджетных инвестиционных проце­ дур (табл. 3). Концепция Альтернативного бюджета исходит из следующих положений: рост доходов населения вследствие индексации заработной платы, пенсий и пособий является фактором экономического роста, бюджетные инвестиции следует рассматривать как таковые, если они инвестированы в реальную экономику в течение финансового года.
Основными факторами стимулирования экономического роста являются:
• стимулирование предпринимательской активности за счет снижения налогов;
• стимулирование потребительского спроса посредством индексации заработной платы, пенсий и пособий на уровень фактической инфляции; • стимулирование государственного инвестиционного спроса за счет мобилизации остатков бюджетных средств и средств ФНБ, выделенных на инвестиционные проекты, но не освоенных на инвестиционные цели.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий