Страницы

14 окт. 2015 г.

Если бизнес доверится государству – деньги хлынут в ЖКХ

ОДН с будущего года будут платить управляющие компании, а тарифы на энергоресурсы стабилизируются минимум на три года – об этом и многом другом «Итогам недели» удалось узнать, побывав на «Форуме ЖКХ-2015»

15 и 16 сентября на площадке особой экономической зоны «Липецк» более двухсот специалистов коммунальных служб из восемнадцати регионов ЦФО, а также представители Правительства и Госдумы России говорили об изменениях в Жилищном кодексе, новых нормативных актах, механизмах тарификации и государственного контроля. Темы близкие и понятные любому среднестатистическому квартиросъёмщику.
ЖКХ – больше не чёрная дыра
– Возврата к советскому ЖЭКу не будет. Жилищно-коммунальное хозяйство переходит на новые рельсы и должно соответствовать духу времени. Ключевыми факторами изменений станут процедуры перехода к долгосрочному тарифному регулированию и проведению концессионных конкурсов взамен арендным договорам, – заявил на форуме заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.
По словам федерального чиновника, изменения в законодательстве, вступающие в силу в 2016 году, коренным образом изменят ситуацию в ЖКХ. Правительство делает ставку на институт частно-государственного партнёрства и принципиальное изменение парадигмы тарифного регулирования. Андрей Чибис заметил: «коммуналка» больше не будет подобно чёрной дыре поглощать государственные ресурсы. Отрасль сделают максимально привлекательной для инвестирования частных средств, что благотворно отразится как на качестве услуг, так и на расценках для собственников.
– Даже при обилии накопленных противоречий сфера ЖКХ представляет мощнейшую капиталоёмкую базу для развития, – заверил Андрей Чибис. – Её ежегодный оборот составляет четыре триллиона рублей. Наш товар пользуется круглогодичным спросом вне зависимости от обстоятельств и политической конъюнктуры. Главный конкурент ЖКХ – высокотехнологичный и прибыльный агропромышленный комплекс. А ведь ещё несколько лет назад сельскохозяйственный сектор пребывал в удручающем состоянии. Зато ныне мы наблюдаем грандиозные успехи, которые демонстрируют аграрии. Такая же принципиальная трансформация произойдёт и в ЖКХ.
Действительно, аграрии расправили крылья после того, как на поля «вышел» частный капитал. Привлечение инвестиций, по мнению Чибиса, такой же действенный инструмент благоприятных подвижек и в ЖКХ. С инвестициями приходят компетенции, грамотные специалисты, современные технологии. Разговор сегодня должен строиться, убеждён замминистра, исходя из ориентации на частно-государственное партнёрство. Приоритет государственной политики: дать возможность легально зарабатывать, но зарабатывать – лишь при условии повышения эффективности.

– Получать выгоду должно не только государство, во многом нерационально распоряжающееся богатейшим коммунальным ресурсом, – разъясняет Анд­рей Чибис. – Сегодня на своих убытках умудряются получать прибыль МУПы, но полагаться на отжившие формы нет возможности. Наша цель – вывести инфраструктуру из серой зоны. Один из способов – концессионные соглашения. Договоры аренды в сфере ЖКХ трансформируются в концессии до июля 2016 года. Ныне подобных договоров порядка пятнадцати тысяч. Закон позволяет их трансформацию без проведения дополнительного конкурса, но с условием, что компании возьмут на себя дополнительные инвестиционные обязательства, повышающие качество услуг. Новая форма сотрудничества позволит обеспечить качественный рывок в модернизации коммунальной инфраструктуры, которая ранее была передана в аренду. Если бизнес доверился государству, гарантирую: деньги в буквальном смысле хлынут в отрасль.
Долгосрочный тариф – гарантия от потрясений
Разговоры о введении долгосрочного тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения начались ещё несколько лет назад. Сейчас тема актуализировалась. Предлагаемые коррективы в законодательные акты Российской Федерации позволяют рассуждать о создании правовых основ для улучшения инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Обеспечение перехода к долгосрочному тарифному регулированию, введение финансовой ответственности органов власти за пересмотр условий тарифного регулирования, соблюдение прозрачности инвестиционного планирования – эти и другие вопросы развития институтов долгосрочного регулирования вынес на дискуссионную платформу Андрей Чибис.
– Долгосрочный тариф на регулирование цен – обоюдная гарантия для потребителя услуг и для инвестора, – считает Андрей Владимирович. – С одной стороны, расчётная формула на годы вперёд позволит определять точную сумму ежемесячного платежа, с другой – бизнес тоже защищён от непредвиденных колебаний. Гарантии по тарифной формуле дают все органы власти. Пересмотреть тариф в сторону понижения можно лишь единовременно внеся недополученную сумму в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Отмечу: тариф фиксируется минимум на срок три года, а при реализации второго этапа программы – минимум на пятилетку. По опросам, девятнадцать процентов россиян увидели в последнее время позитивные перемены в качестве услуг ЖКХ. Таким образом, на первый план выходит вопрос цены. Многие предприятия никак экономически не обосновывают выдвигаемые в счетах суммы. Отпустить платежи в сложившейся ситуации государство попросту не вправе. Ограничение совокупного платежа – наша мера ответственности перед обществом. Регулирование поможет удерживать рост цен на коммунальные услуги на уровне ниже инфляции в стране. Неожиданностей в ежемесячных квитанциях быть не должно.

Ввод долгосрочной тарификации и концессионной практики позволят сделать ЖКХ заманчивой сферой приложения сил для предпринимателей. Нужно только предоставить качественный сервис по адекватной цене. Напомню, что государство предпринимает серьёзные меры социальной поддержки на оплату услуг ЖКХ: льготами и субсидиями пользуются более тридцати миллионов граждан. Возврат вложений для бизнеса будет происходить по мере модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, а не постоянного увеличения платёжек. Мы внимательно следим за соблюдением баланса, поэтому для беспокойства причин нет. Добросовестные компании, которые пришли в сферу ЖКХ, имеют все шансы хорошо зарабатывать на повышении эффективности. Краеугольный камень – создание надлежащих законодательных условий для этого, – подытожил Андрей Чибис.


Изменения, о которых рассказал замглавы Минстроя, распланированы на долгосрочную перспективу. Тезисы прозвучали довольно смелые, но совершенно конкретные. Теперь дело за субъектами Федерации. Что и говорить, реализовывать на местах указания «сверху» непросто, безболезненными реформы бывают крайне редко, да и механизм их воплощения нуждается в предварительной обкатке и хорошей смазке. Готовы ли регионы к реорганизации? Исполняющий обязанности главы администрации Липецкой области Юрий Божко уверен: справимся. Но прежде придётся внести в законодательство некоторые уточнения.
– ЖКХ – одна из болевых точек соприкосновения власти, бизнеса, общества, – считает Юрий Николаевич. – Много лет мы пытаемся строить новую экономику. К сожалению, нельзя сказать, что мы приблизились к некому единогласию: постоянно находятся желающие спекулировать на политической ситуации и разыгрывать момент во имя собственной выгоды, воспользовавшись ЖКХ как разменной монетой. Но в интересующей нас отрасли подобное идёт во вред: здесь на положительный результат влияет только монотонная продуктивная работа.
В законе пока не оговорено участие предпринимателей в некоторых видах деятельности, куда потенциально их можно привлечь. К тому же подобает более чётко определить условия взаимодействия поставщиков и потребителей коммунальных услуг, государства и инвесторов. Важно, что называется, «не перегнуть палку». Отдав весь сегмент бизнеса в руки частных компаний, в итоге пришлось вводить лицензирование и устанавливать жёсткий контроль. Вплоть до штрафных санкций в пользу собственников, которые налагаются на управляющие компании, по вступившим в силу нормам. Власть должна выступать регулятором, только тогда переход к новым формам хозяйствования осуществится плавно. У Липецкой области хватает идей, и мы рады ими поделиться с делегатами форума. Надеюсь, результаты нашего коллективного «мозгового штурма» лягут в основу полезных инициатив по усовершенствованию законодательной базы.

ОДН – нет проблем

В последние годы государство, как верно заметил Юрий Божко, вынуждено возвратиться к теме жёсткого регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Пустить на самотёк и «отрулить» в автономном режиме не получилось. Радикальный шаг, предпринятый федеральной властью, – введение обязательного лицензирования для управляющих компаний. Реформаторский курс, решительно взятый в прошлом году, продолжается: серьёзную почву для размышлений предоставил делегатам съезда федеральный закон № 176 от 29 июня. В тексте оговаривается крупный блок качественных изменений, которые и обсудили на форуме. В частности, речь шла о пересмотре порядка взыскания сбора на общедомовые нужды, капитальном ремонте и таком феномене, как штрафы в пользу собственников, которым коммунальные услуги предоставляются неквалифицированно или в недостаточном объёме.

– Принятие всех необходимых подзаконных актов по обозначенной проблематике – наша главнейшая задача до конца 2015 года, – комментирует директор Департамента ЖКХ Минстроя России Оксана Демченко. – Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – исключительно важный для развития сферы ЖКХ документ. Например, его нормы регламентируют правила переноса с 1 июля 2016 года расходов на общедомовые нужды из коммунальных услуг в жилищные. Расчёты нормативов потребления на общедомовые нужды будут осуществлять непосредственно в субъектах Федерации с учётом конструктивных особенностей конкретного дома. Кроме того, введено ещё одно новшество: штрафы в пользу потребителей за некачественное коммунальное обслуживание. Протоколы об общем собрании жильцов получают статус официального документа – таким образом, они подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации, и за фальсификацию этих документов наступает уголовная ответственность. Хочу отметить, что уже сейчас многие успешно реализуют данную законом опцию.
- Люди начинают внимательно присматриваться к цифрам в квитанции, – дополняет слова коллеги Олеся Алексеевна Лещенко, заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства. – Собственники хотят чётко понимать, за что приходится платить. История с ОДН тянется уже очень давно. Раньше эти расходы включались в плату за жилое помещение, и никто их не отображал отдельной строкой. С тех пор, как ОДН «вышел из тени», посыпалось множество вопросов, возникла целая волна народного негодования. По моему мнению, одними нормативными актами тут не обойтись, проблема требует комплексного подхода. Собственникам надо действовать активнее и самостоятельно принимать решения относительно способа подсчёта потреблённых ресурсов. Управляющая компания обязана своевременно устранять неисправности и ликвидировать утечки в подведомственных помещениях. Борьба с неплательщиками и несанкционированными подключениями – коллективная задача. То есть одним махом вопрос не снять – только комплексный подход. Судя по обилию обращений от собственников, ОДН – пока что весьма острый и болезненный очаг. В апреле 2016 года, когда тариф будет чётко нормирован и расходная часть по нему ляжет уже на плечи управляющих компаний, посмотрим, достаточно ли они замотивированы работать со своими потерями. К этому времени должен быть принят законопроект о переходе на заключение прямых договоров между потребителем энергоресурсов и их поставщиком, что позволит в целом урегулировать отношения сторон. В этом случае управляющая компания будет выступать исполнителем коммунальной услуги. Тогда станет понятно: кто, за что и сколько обязан платить.
Немало пересудов до сих пор связано с графой «на капитальный ремонт». Где аккумулируются средства собственников, пойдут ли он они по своему прямому предназначению или же их «растворит» инфляция? Средства квартиросъёмщиков никуда не денутся – такой лаконичный и твёрдый ответ даёт заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.
– Основные новшества по капитальному ремонту связаны с реализацией работ в рамках региональных схем, запущенных по всей стране. Программа капитального ремонта, стартовавшая ещё в 2008 году и распланированная на тридцать лет, в 2014-2015 претерпела определённые изменения в части принципов и объёмов финансирования за счёт средств собственников. Это позволило повысить общественный контроль исполнения программы. Ни в коем случае не следует рассматривать вносимые квартиросъёмщиками деньги в качестве авансовых платежей – напротив, это резервы на формирование источников ремонта наших жилищ. Одномоментно изыскать источники финансирования затруднительно, но при сложившейся системе это больше не представляет собой никакой проблемы, – утверждает Олег Станиславович.
Как ни крути, но если не проявить гражданскую волю, не консолидироваться вокруг общих проблем, не выступить единым фронтом ответственных квартиросъёмщиков – качество нашего с вами быта будут определять другие – гораздо менее заинтересованные – люди. Об этом довольно точно в завершение двухдневной работы съезда высказался заместитель главы администрации Липецкой области Руслан Губайдуллин.
– Основной тренд проходящего форума – это ответственный собственник. Квартиросъёмщик – ось, вокруг которой выстраиваются отношения с управляющими компаниями, властью, госжилинспекцией. Заказчик услуги, который её оплачивает, в первую очередь обязан беспокоиться о качестве исполнения. Также сейчас происходят дебаты относительно определения размера тарифа оплаты ОДН.
Управляющая компания не обязана компенсировать неэффективность дома и не должна выполнять функцию «плавкой вставки». Термин из электрики, тем не менее довольно точно отражает нынешнее положение «управляшек»: в сети, где есть ресурсоснабжающие организации, власть, население, при любом перегреве из строя выходит именно управляющая компания. Она не должна меняться каждые полгода! Надо положить конец подобной практике, и зависит это прежде всего от собственников, – резюмировал Руслан Харисович.
– Встреча в Липецкой области – одно из центральных мероприятий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, – отвечает ему директор Департамента ЖКХ Минстроя России Оксана Демченко. – Форум проводится во всех федеральных округах. В рамках дискуссий с коллегами из управлений и министерств ЖКХ, органов жилищного надзора мы обсуждаем актуальные проблемы отрасли и изменения, которые требуется внести в законодательство для оптимизации нашей общей деятельности. Обмен мнениями, опытом и принятие совместных резолюций – важная составляющая повышения эффективности работы российских коммунальщиков, – заметила Оксана Николаевна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий