Услуги ЖКХ можно не оплачивать, если тарифы по ним необоснованны. Верховный суд в одном из споров между жильцами и коммунальщиками встал на сторону неплательщиков.
По мнению экспертов, это решение может стать прецедентом, который позволит гражданам проще и быстрее списывать незаконные начисления. Однако тем, кто уже просрочил выплаты, это не поможет - управляющие компании ужесточают методы сбора тарифов, в том числе активно нанимают коллекторов.
Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему. Все началось с банальной бытовой истории. Жильцы одной из квартир не платили за коммуналку около года. Управляющая компания подала на них в суд, а те в ответ подали свой иск. В заявлении жильцы пояснили, что не платят принципиально и платить не будут, поскольку считают тарифы в квитанциях необоснованными. Жильцы это дело проиграли, апелляция им не помогла. Но когда разбирательство дошло до Верховного суда, выяснились, что тарифы действительно не были обоснованы ни в одном из документов этого процесса. Судьи даже не разбирались в сути вопроса, цифры в платежке не ставились под сомнение.
А между тем проверять расчеты за управляющей компанией можно и нужно, говорит сопредседатель Союза потребителей Алексей Голов: "Если цифры не соответствуют тому, что установлено органом местного самоуправления, то однозначно надо писать претензию. И в случае отказа - пересчитать, писать заявление в суд, требовать пересчета. Обращаться в правоохранительные органы, потому что это - мошенничество". В подавляющем большинстве случаев (если только дом не управляется ТСЖ, кооперативом либо инициативными собственниками) тарифы на услуги ЖКХ прописаны на сайтах муниципалитетов и городских правительств.
Например, для Москвы в этом году действует постановление мэрии №280. Из него можно узнать, почем кубометр воды, вывоз мусора и обслуживание лифтов. Расчет для каждой конкретной квартиры делается по метражу или учетным приборам. Если найдено несовпадение, жильцы имеют полное право не платить за ЖКУ. Но сначала нужно написать письменную претензию в адрес своей управляющей компании, уточняет Алексей Голов: "Когда вы предъявили претензию, начинается спор. Вы, гражданин, с другой стороны - организация, которая оказала вам услугу, вы не согласны либо с объемом, либо с ценой. Вы можете не платить, но только в том случае, если вы написали претензию. И до разрешения этого спора вы можете не платить". В истории с принципиальными неплательщиками точка еще не поставлена. Дело направлено на повторное рассмотрение, уже с учетом ссылок на действующие тарифы. И если выяснится, что жильцы были неправы, то платить им все-таки придется. В противном случае им сделают перерасчет и уменьшат сумму штрафов за просроченные платежи (по тем суммам, которые обоснованы).
Гораздо сложнее выглядит ситуация, если к делу подключились коллекторы. Они не обязаны разбираться в обосновании тарифа, их работа состоит только в том, чтобы получить с жильцов сумму, указанную в квитанциях. И, судя по статистике, в ближайшие годы работы у них прибавится. Общая сумма долгов за ЖКУ приблизилась к размеру просрочки у банков - триллиону рублей. За последний год объем заказов у коллекторов по жилищным неплатежам вырос в несколько раз. Впрочем, пока что они обходят стороной квартиры с небольшими долгами, замечает директор Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергей Смирнов: "Управляющие компании праве передавать долги коллекторам. Другое дело, что нужно понять, насколько коллекторам выгодно работать с этими задолженностями. То есть суммы-то на самом деле очень небольшие. И я просто уверен, что будет некий адресный подход. Вот, скажем, 300 тысяч, наверное, можно взять коллекторскому агенту. Здесь нужно выяснять, кто собственник квартиры, почему отсутствуют платежи и так далее, вплоть до, возможно, продажи квартиры". Очень редко люди не платят за ЖКУ из-за финансовых проблем - лишь один из 100 жителей страны. Большинство неплательщиков просто забывает о квитанциях либо не придает им значения.
В России немало тех, кто не платит за коммуналку принципиально.
По словам коллекторов, они часто сталкиваются с людьми, которые искренне считают, что государство гарантирует им бесплатную воду, тепло и электричество. Нередко коммунальные службы распределяют недостачу по остальным жильцам, что является нарушением закона. Из-за этого можно встретить в платежках необязательные пункты типа "антенна", "радио" или "запирающее устройство" - по ним общегородских тарифов не существует. По закону такие услуги должны входить в стоимость содержания дома и только с письменного согласия жильцов.
Валерий Емельянов
Комментариев нет:
Отправить комментарий