Страницы

1 апр. 2015 г.

Ветеран Муратов из Калуги


Живет  над Окой в небольшом частном домике в старинном русском городе Калуга ветеран. Ветеран  Великой Отечественной и второй мировой войн. Поют по утрам  «короткими майскими ночами» соловьи в Березуевском овраге. Цветет  по весне черемуха, источая пьянящий аромат, как когда-то в том  незабываемом  сорок пятом. Вот уже семидесятилетний юбилей Великой Победы встречает ветеран.  И каждый раз,  будто заново,  переживает тот далекий  май сорок пятого, встреченный им в Бухарестском госпитале в Румынии  , двадцатиоднолетним  «ветераном»,  участником двух великих сражениях  второй Мировой – Сталинградской и Курской битв.

Родился Нафхат Закирович Муратов 3 марта 1924 года в Шарлыкском  районе в далеком татарском селе  Новое Мусино  в 150 километрах от Оренбурга на берегу   реки  Неть.  Отец и мать были сельчанами,  приучившими его и маленькую сестру с детства к тяжелому  крестьянскому труду: «запрягали в бричку старую-старую лошадь и доверили возить продукты в столовую».  Уже после четвертого класса  каждое лето Нафхат работал  в колхозе наравне со взрослыми. Так и летели годы между учебой и трудом. Закончив десятилетку накануне войны, когда в воздухе уже витало ощущение «Если завтра война, если завтра в поход», вместе с другом Нафхат уезжает  поступать в знаменитое  высшее летное  училище в Оренбурге. Но мечте юноши стать летчиком не дано было осуществиться. Неудачное приземление после парашютного  прыжка поставило крест на карьере летчика. Летать в небе он уже не сможет. Но судьба приготовила ему не менее славную и героическую биографию и тяжелые испытания.

На фронт его сразу  не взяли. Вернее, первое же обращение в военкомат «записаться бить фашистов» было охлаждено военкомом: « не готов еще в связи с  возрастом, подожди годок». Но уже через два месяца, в начале лета 1942, когда стране стало совсем тяжко, на возраст уже не смотрели. Так Нафхат, которому только-только исполнилось 18 лет, ушел на фронт: «Эшелоны, красные вагоны, двухэтажные нары, солома и мы поехали», - вспоминает ветеран. Так он  «ушел в историю», потому что именно там летом 1942 под Харьковом , на Южном фронте , она и вершилась руками двадцатилетних героев.

И вот первый бой. «Окопались – лишь бы голову спрятать». Сорокакилометровый  марш  и усталость давали себя знать. Рассвет.  Первые немецкие танки. На глазах мальчишек в голой степи два расчета пушек вступили  в неравный бой с немецкими танками. Героизм наших артиллеристов внушил оптимизм  необстрелянным мальчишкам в шинелях. После того, как был подбит   первый танк, многие бросились вперед с гранатами. Первые пленные немцы. Первые потери. Отсюда для него началась война.

Запомнилось  ему отступление под Сталинградом. Волга, за которой «земли нет»,  северная часть Сталинграда,  выход  к тракторному заводу. «А завод работал. Под бомбежкой и обстрелами.  Люди стояли. И это давало нам силы». Самые тяжелые месяцы обороны до ноября 1942  выдержал красноармеец  Муратов. Все знали задачу – не пустить врага к Волге.

Потом начались уличные бои. Потери становились катастрофичные. Был ранен и солдат Муратов. Более полугода  по госпиталям. Пошел на поправку к лету 1943, аккурат к Курской битве.  И ставший  уже минометчиком  19 дивизии РГК (резерв главного командования) Муратов вновь лицом к лицу встречается с историей. И сам творит ее вместе со своими однополчанами.  « Курская дуга -  это случившийся  ад на земле, - вспоминает солдат. «Танки шли лоб в лоб, как и люди врукопашную.  Артиллерийский разведчик  - наводчик Муратов  корректировал минометный огонь, находясь на трубе разрушенного дома. Это была его историческая точка.  Так и смотрел сверху на Курскую битву, корректируя огонь своей батареи  посреди огня и разрывов снарядов. Иногда взрывной волной наводчика сбрасывало с трубы. Но  выжил солдат. Победил. И даже не был ранен тогда.

 Второе ранение , в ногу, он получил уже в ходе Ясско-Кишиневской операции. Опять долгое время по госпиталям. Когда выписался, было ясно – приближается  победа. Крах фашизма становился все более очевидным. Венгрию,  Словакию, Чехию прошел солдат со своим  минометным полком. В десяти километрах от границы  Чехии с Австрией в апреле 1945 года  он вновь был ранен. Пуля пробила навылет вторую ногу.  Попал боец в госпиталь в Бухарест, в Румынии.  Там и встретил Победу. «8 мая, уже стемнело,  как вдруг начала стрелять охрана госпиталя.  Находившиеся на излечении солдаты подумали, что на госпиталь напала прорвавшиеся  немецкие части. Но это была Победа. Та, которую ждали», - вспоминает он сегодня.  Ждали под стенами тракторного завода в  Сталинграде, в окопах на Орлово-Курской дуге, в кузове ленд-лизовских студебеккеров, перевозивших отечественные минометы, «пулявшие» мины по 40 килограмм на восемь километров. Так, что пленные фашисты в ужасе признавались, что высматривали в небе самолеты, когда начинались эти разрывы. Но небо было чистым. И тогда в ужасе бежали, считая, что это новое  невидимое оружие Красной Армии.

Излечившихся в госпитале в центре Бухареста , вспоминает  Нафхат Закирович, провожал домой сам румынский король Михай, которого в Москве почти официально называли  «король-комсомолец». Каждому он лично пожал руку и презентовал подарок – пакет, в котором было несколько килограмм белой муки и два отреза ткани – на мужской костюм и на женское платье. 

Так возвращался солдат домой с Победой. Среди многочисленных наград  и сегодня самой памятной и дорогой остается орден Славы III степени.

После войны, выучившись на инженера, Нафхат Закирович Муратов связал свою жизнь с атомной энергетикой. Семипалатинск и другие испытательные полигоны, на которых создавался ядерный щит страны и исследовался минный атом.

«Что пожелать будущим поколениям? - переспрашивает ветеран.-« Знаете, наверное,  прежде всего мира. Только тот, кто прошел ту страшную войну в полной мере может понять, что значит для человека мирное небо над головой. И, чтобы молодежь не травила себя всякими спайсами и отравой», - добавляет ветеран.

Вот такой человек живет в Калуге в небольшом домике над Окой. На доме скромная надпись красным на золотом фоне  – «дом, в котором живет инвалид ВОВ». Раны и сегодня беспокоят ветерана. Но не помешают ему принять участие в Параде Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2015 года. Об этом я узнал в самый последний момент, когда уже прощался с Нафхат Закировичем. Оказывается, именно ему городской Совет ветеранов выделил ту единственную квоту для  региона, назначенную  организаторами Парада Победы.  Было заявлено, что от всех регионов России в Москву приедут 85 участников Великой Отечественной войны — ровно по числу субъектов РФ. Еще 75 ветеранов прибудут из 23 иностранных государств. И одним из них будет он, Муратов Нафхат Закирович, солдат Великой Победы.  Мы договорились, что мы еще обязательно встретимся и   Нафхат Закирович расскажет о своих впечатлениях, о праздновании 70летия Победы  на Красной площади в Москве.
Виктор Комиссаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий