А.И.
Александров – представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания
Калужской области.
Работа Совета Федерации в 2014 г. была
направлена на реализацию стратегических задач, обозначенных Президентом России
Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года и
указах от 7 мая 2012 года.
Повышенное внимание Совет Федерации
уделял вопросам государственного строительства, укрепления суверенитета страны,
обеспечения безопасности российских граждан.
Особенностью работы Совета
Федерации в ходе 2014 г. стало принятие ряда важнейших законодательных решений,
направленных на укрепление и совершенствование политической системы страны.
Совет Федерации реализовал одно из важнейших своих конституционных полномочий,
дав согласие Президенту России на использование Вооруженных Сил на территории
Украины. Впоследствии, 25 июня 2014 года, по просьбе главы государства это
решение было отменено.
Палата одобрила закон,
ратифицирующий Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
города Севастополь и образовании в ее составе новых субъектов. Был также
одобрен целый пакет законодательных актов, направленных на интеграцию
Республики Крым и города Севастополя в правовую систему России.
В 2014 г. были изменены принципы
формирования обеих палат Федерального Собрания. Одобрены проект поправки к
Конституции, расширяющей представительство в Совете Федерации за счет включения
в его состав назначаемых Президентом России представителей Российской Федерации,
и закон, предусматривающий проведение выборов депутатов Государственной Думы на
основе смешанной избирательной системы.
Одобрен также ряд законодательных
инициатив, внесенных Советом Федерации и членами палаты. В их числе
инициированный Председателем Совета Федерации закон, восстанавливающий
избирательные права граждан Российской Федерации посредством введения формы
голосования против всех кандидатов.
В постоянном режиме палатой
осуществлялся контроль участия России в ВТО и Таможенном союзе, ситуации на
Украине.
Среди главных итогов прошедшего
года следует отметить работу над основным финансовым документом страны – федеральным
бюджетом на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Процесс согласования
базовых параметров бюджета осложнялся негативными внешнеполитическими
факторами, усилившимися в период его разработки. Это затруднило определение
прогнозной оценки основных макроэкономических показателей на будущий год.
Тем не менее на основе согласованной с Правительством общей позиции закон был
рассмотрен и одобрен, и теперь требуется осуществлять постоянный контроль его
исполнения.
В связи с ухудшением экономической обстановки
особое внимание Совет Федерации уделил законодательному обеспечению выполнению
в полном объеме взятых государством на себя социальных обязательств.
Перечисленные направления работы
палаты являются наиболее значимыми, на
некоторых из них хотелось бы остановиться более подробно.
1.
Присоединение Крыма
В середине марта, был подписан договор о принятии
Крыма в состав России, затем последовала его ратификация и утверждение закона
об образовании двух новых субъектов федерации: Республики Крым и города федерального
значения Севастополь.
Переходный период для их полной
интеграции в правовое пространство России был установлен до 1 января 2015 года.
Изначально до 1 января 2016 года допускалось
обращение в Крыму как рублей, так и гривен, а первые выборы в органы госвласти
были назначены на сентябрь 2015 года. Однако позже эти сроки были сдвинуты на
более ранние даты: хождение украинской валюты было отменено 1 июня 2014-го, а
выборы в органы госвласти Крыма и Севастополя были назначены на 14 сентября 2014
г.
В срочном порядке решались вопросы
получения гражданства Российской Федерации жителями Крыма, регистрации
недвижимости, возмещения денежных средств по вкладам крымских жителей в
украинских банках, которые они полностью потеряли, интеграции судебной системы,
реабилитации татарского населения и многие другие.
Кроме вопросов правовой интеграции
решались и вопросы экономической интеграции Крыма. Например, до июля 2015 г.
был продлен срок получения хозяйствующими субъектами Крыма и Севастополя российских
лицензий, до 2018 г. введен мораторий на их плановые проверки, а в мае было
решено, что суды присяжных в Крыму и Севастополе заработают
только с 1 января 2018 г.
2.
Экономический кризис
Экономическое положение России ухудшалось
на протяжении всего года. Низкие цены на энергоресурсы, санкции из-за
присоединения Крыма и осуждение силовой операции режима Порошенко против Донецкой и Луганской областей Украины
усугубили проблемы, и в конце года произошло катастрофичное падение курса рубля
по отношению к доллару и евро.
В этой ситуации нам пришлось принимать
экстренные меры, направленные на спасение банковской сферы и поддержание
доверия населения к кредитным организациям.
Был увеличен вдвое с 700 000 руб.
до 1,4 млн руб. максимальный предел
страхового возмещения по вкладам для физлиц. Кроме того Налоговый кодекс был
изменен таким образом, чтобы с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015-го от
35-процентного налога освобождались
доходы по вкладам, даже если ставка по ним на 10 процентных пунктов, а не на
пять превышает ставку рефинансирования ЦБ (8,25 % с 2012 года). А для
поддержания стабильности банков парламент выделил
1 трлн руб. на докапитализацию банков через облигации федерального
займа.
На фоне экономических проблем был наконец-то
принят закон о банкротстве
физлиц, который разрабатывался около 10 лет. Начнет он свое действие с 1 июля
2015 года, воспользоваться им смогут те, кто не в состоянии оплатить долг в размере
500 000 руб. Разбираться эти дела будут в основном в судах общей
юрисдикции.
3.
Укрепление национального суверенитета
Первым из ряда законов,
направленных на укрепление государственного суверенитета, стал закон, который обязал
россиян уведомлять миграционную службу о
наличии у них гражданства другой страны или вида на жительство там. Россияне
постоянно проживающие за рубежом, по возвращению в Россию, в течение 30 дней должны
отчитаться перед ФМС, причем подавать уведомления можно лично или через представителей.
За нарушение этих правил установлена уголовная
ответственность – штраф в 200 000 руб. либо обязательные работы до
400 часов.
Осенью также был введен запрет
иностранцам владеть или управлять более чем 20-процентной долей в любом
вещающем в России канале, печатном или сетевом издании.
К 2017 году все СМИ должны будут привести
в соответствие с законом структуру собственников. Например, это сделать нужно
будет газете "Ведомости", которую издает ЗАО "Бизнес Ньюс
Медиа", учрежденное на паритетной основе финской, британской и американской компаниями.
При этом были значительно упрощены
правила получения российского гражданства теми, кто имеет основания считать Россию
родиной. Например, за три месяца смогут
пройти все процедуры носители русского языка, которые сами или их родственники
по прямой восходящей линии постоянно проживают или проживали в России, либо на
территории Российской империи или СССР, но в пределах нынешней госграницы
России.
4.
Государственное строительство
Был упразднён Высший Арбитражный Суд. В
связи с чем, из Конституции РФ исключены все упоминания о нем, а вопросы его
компетенции переданы Верховному Суду РФ.
Теперь соответствующими спорами в Верховном Суде занимается Судебная
коллегия по экономическим спорам.
Одновременно были изменены положение,
касающиеся назначения руководства Генеральной прокуратуры. Теперь заместители
Генерального прокурора назначаются Советом Федерации не по представлению
Генерального прокурора, а по представлению Президента сроком на 5 лет. Соответствующая
глава (7) в Конституции стала называться «Судебная власть и прокуратура».
В июле 2014г. Основной закон вновь был
изменен. Президент получил право самостоятельно
назначать 10 % членов Совета Федерации. У этих 17 представителей, назначенных
от имени главы России, будут повышенные гарантии несменяемости: новый Президент
не сможет освободить сенатора, назначенного до его вступления в должность, в
течение первого срока своих полномочий.
Поменялись и правила
выборов депутатов Госдумы: на смену пропорциональной системе введена смешанная.
Теперь половина из 450 депутатов будет избираться по партийным спискам, другие
– по одномандатным округам. Для регистрации федерального списка кандидатов и
выдвижения кандидатов по одномандатным округам нужно собрать 200 000
подписей, но не более 7000 в одном субъекте.
События на Украине показали
необходимость ужесточения ответственности за нарушения порядка проведения
массовых мероприятий.
Была
введена уголовная
ответственность за неоднократное нарушение порядка проведения собрания,
митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. До пяти лет лишения свободы
или штраф от 600 000 руб. до 1 млн руб. установлен для тех,
кто более двух раз в течение 180 дней привлекался за указанные правонарушения к
административной ответственности.
Одновременно ужесточены наказания за так
называемые "экстремистские" преступления. За публичные призывы (ч. 1 ст. 280
УК) максимальное наказание увеличилось с трех до четырех лет лишения свободы, а
за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, которое
суд ликвидировал или запретил за экстремизм (ч. 1 ст. 282.2
УК), предел увеличен с трех до шести лет заключения. Эти деяния переведены
в категорию тяжких или средней тяжести, что дает возможность правоохранительным
органам использовать все законные методы оперативно-разыскной деятельности, в
частности прослушивать телефонные переговоры. Кроме того, фигурантам подобных
дел теперь грозит арест в качестве меры пресечения.
5.
Уголовное законодательство
Ранее в декабре 2011 года для следственных
органов был установлен запрет возбуждать уголовные дела по налоговым
преступлениям без представлений из налоговых структур. В октябре 2014 г. этот
порядок был изменен. Теперь представление налогового органа вновь стало
необязательным для следователя при решении вопроса о возбуждении уголовного
дела.
Серьезные дискуссии в Совете Федерации
вызвал вопрос установления общего надзора Прокуратуры над Следственным
комитетом, который в итоге все же был установлен.
Окончательно был решен вопрос о
возвращении уголовного дела судом прокурору на доследование. Теперь суды по
собственной инициативе или по ходатайству сторон могут требовать
от прокуратуры ужесточения обвинения подсудимому, если решат, что в фактических
обстоятельствах дела есть основания для переквалификации деяния. Судья обязан
назвать такие обстоятельства, но не может указывать "целевую" статью
УК, а также делать выводы об оценке доказательств и о виновности обвиняемого.
Для потерпевших были установлены новые
гарантии защиты их прав.
Теперь потерпевшие по нераскрытым
уголовным делам могут рассчитывать на компенсацию
за затягивание судопроизводства даже в тех случаях, когда не установлены
подозреваемый и обвиняемый. Для требования о таком возмещении необходимо, чтобы
продолжительность досудебного производства по уголовному делу составляла не
менее четырех лет. Требуется также подтверждение, что правоохранители не
приняли необходимых мер для своевременного возбуждения уголовного дела,
осуществления предварительного расследования по нему и установления обвиняемых.
6.
Государственный контроль в сфере Интернета
Государственное влияние на
интернет-сферу усилилось. Вступил в силу второй антипиратский
закон, который с 1 мая 2015 будет защищать
права на все объекты авторских и смежных прав – музыку, книги, игры
размещаемые в сети Интернет. Закон позволяет по решению суда навсегда блокировать
сайты-нарушители и те ресурсы, которые незаконно используют объекты авторских
прав.
Усиливается контроль за популярными
ресурсами. Интернет-пользователям, в том числе блогерам, на чьи страницы в
сутки заходят более 3000 посетителей, запретили анонимность. Они обязаны
на своей странице указать настоящую фамилию и инициалы, а также актуальный
электронный адрес.
С 1 сентября 2016 г. будет установлен
общий запрет на обработку и хранение персональных данных россиян на серверах,
находящихся за рубежом.
7.
Деофшоризация
В 2014 г. в российском законодательстве
появились понятия контролируемых иностранных компаний и налогового резидентства
иностранных компаний в России. Установлена обязанность для физических и юридических
лиц заявлять о доходах полученных от деятельности подконтрольных им иностранных
компаний в том числе офшорных. Кроме того, существенно расширена сфера
российского налогового контроля над сделками с российской недвижимостью.
8. Налоги
Налог на имущество физических лиц, теперь
будет рассчитываться
исходя из более высокой кадастровой стоимости недвижимости, а не из
инвентаризационной. А чтобы рост выплат был не столь высоким, в 20 раз
уменьшается действовавшая ранее 2-процентная предельная ставка этого налога.
Правда, муниципалитеты вправе ее увеличить до 0,3%.
Одновременно предусмотрены налоговые
вычеты. Для квартиры он составит сумму, равную кадастровой стоимости 20 кв. м
недвижимости, а для домов – пятидесяти. По новым правилам налог будет
исчисляться не позднее 1 января 2020 года.
Меняется и порядок расчета налога
при продаже недвижимости. По новым правилам
минимальный срок владения, позволяющий избежать платежей в казну после сделки,
будет составлять пять лет, а не три года. Правда, это касается лишь операций,
которые совершатся после 1 января 2016 года, и не затрагивает недвижимость,
полученную по наследству, в порядке приватизации, ренты, по договору дарения от
члена семьи – для них действует прежний срок в три года. Был также найден
способ избежать массового занижения цены квартир или домов в договорах. Даже
когда стоимость, указанная в бумагах, меньше 1 млн руб., заплатить
придется, если умножение данных из кадастра на коэффициент 0,7 дает большую
сумму.
Особо хотелось бы остановиться на
внешнеполитических итогах года.
В прошлом году ситуация в мире заметно
ухужшилась. Речь идет о стремлении США любой ценой сохранить и укрепить мировое
господство. Однако, невзирая на трудности, в 2014 году, и это подчеркивал Президент
Владимир Путин, нам удалось пройти через испытания, которые по плечу зрелой
сплоченной нации, и на деле доказать способность защищать своих
соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость.
Утвержденный Президентом многовекторный
внешнеполитический курс на практике продемонстрировал свою эффективность.
Попытки давления на Россию не заставят
ее отказаться от продуманной политики по Украине. Несмотря на беспрецедентные
усилия, Вашингтону не удалось сколотить масштабную антироссийскую коалицию. С
большинством государств поддерживался, а с целым рядом наращивался равноправный
взаимоуважительный диалог по широкому спектру вопросов.
При этом введение рядом западных стран санкций
способствовало развитию внешнеэкономических контактов с другими государствами.
В 2014 году с большинством государств поддерживался и даже наращивался
взаимовыгодный диалог.
Мы намерены и далее решительно
противодействовать попыткам «партии войны» в Киеве и её зарубежных покровителей
устраивать провокации, направленные на подрыв усилий по мирному урегулированию
украинского кризиса.
Недавние в этом ряду преступления –
взрыв остановки общественного транспорта в Донецке 22 января, трагедия в
Мариуполе 24 января, в результате которых погибли и получили ранения десятки мирных
граждан. Происходящее — наглядный пример того, что следует за внедрением
радикального национализма на фоне геополитического влияния извне. И несет
ответсвенность за все это лично Петр Алексеевич Порошенко – Президент Украины и
гарант ее Конституции.
Со своей стороны Россия будет активно
противодействовать попыткам сорвать мирный процесс на Украине. Недавние Минские
договорённости во многом были достигнуты благодаря Президенту России Владимиру
Путину. А сегодня мы продолжаем призывы наладить устойчивые прямые контакты
между Киевом, Донецком и Луганском. Мы будем продолжать содействие созданию
благоприятных условий для решения стоящих на Украине проблем.
Обанкротившаяся политическая элита в
Киеве не в состоянии сплотить страну и всё больше делает выбор в пользу
кровопролития в ущерб возможности реального диалога и поэтому склоняется к
силовому решению конфликта на юго-востоке.
Россия же заинтересована в мирном
урегулировании конфликта на Донбассе, поэтому настаивает на продолжении работы
контактной группы по Украине в сочетании с другими возможными международными
форматами. Это – главное условие продвижения вперед.
Наша политика настроена на то, чтобы все
значимые политические центры мира – их много, мы живем в мире, где трудно даже
перечислить эти центры, но то, что их не два и не три это вполне очевидно, –
так вот, чтобы мнения, интересы, настроения характерные в этих центрах
учитывались в международных делах. И вот вокруг этого идет борьба, причем
борьба, которая принимает порой трагические, драматические формы. Именно это
сейчас происходит на Украине. Потому что украинский кризис это – порождение
борьбы за право проводить самостоятельную политику. Не выбирать с кем ты – с
Западом или с Востоком, а проводить зрелую сбалансированную политику. К
сожалению большому, у нынешней киевской власти это получается чрезвычайно
слабо.
Предложения, которые были специально
сформулированы нашим Президентом и направлены в адрес Петра Алексеевича
Порошенко, фактически остались без ответа. Вместо этого, Президент Порошенко
объявил о начале нового этапа силовой операции: начались обстрелы, провокации,
сразу начали десятками гибнуть люди, сотни раненых.
Рассчитывать на то, что ополченцы в
Донецке и Луганске будут спокойно взирать на все это и оставлять без значимого
ответа, тоже было наивно. Киевская власть толкает обратно все международное
сообщество, которое заинтересовано в мирном урегулировании украинского кризиса.
Она пытается отбросить ситуацию назад, опять начать силовой приступ – это
обречено на провал, о чем хорошо знают в Киеве. Это прекрасно понимают во всех
остальных столицах мира.
В этих условиях, задача России
заключается в том, чтобы максимально быстро способствовать тому, чтобы
состоялась встреча представителей Киева и Донецка, и Луганска.
Уже после этого Киеву вместе с донецкими
и луганскими представителями надо начинать масштабный разговор о
конституционной реформе – как будет выглядеть будущее строение украинского
государства, каковы будут полномочия у местных властей, какие будут финансовые
и прочие взаимоотношения с центром.
В 2014 году значительное место заняла
также проблема подъема волны экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке и в
Северной Африке.
Такое положение дел во многом стало возможным
из-за порочной практики экспорта демократии, навязывания другим народам чуждых
им ценностей, ослабления, в том числе, государственных институтов в целом ряде
стран региона, деления террористов на «хороших» и «плохих».
Провозгласив лозунг на свержение Президента
Сирии Башара Асада, Запад в течение нескольких лет закрывал глаза на укрепление
позиций экстремистов в этой стране, что способствовало стремительному
разрастанию угрозы «Исламского государства». Борьба с экстремизмом и
терроризмом — сегодня одна из первоочередных задач в мире. Терроризм
выплескивается за пределы региона, что наглядно продемонстрировал недавний
теракт во Франции.
2014 год дал для России и ряд позитивных
результатов. Крупным вкладом в укрепление позиций страны стало подписание
договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), были заклечены ряд важных
соглашений в рамках БРИКС.
Наступивший 2015 год будет еще более
сложным и насыщенным, чем 2014 г. В условиях внешнеполитической нестабильности
и экономического кризиса считаю особенно важным действовать в рамках единой системы
государвенной власти. Нам необходимо всем объединиться не смотря на наши порой
различные взгляды и политические убеждения.
По инициативе Президента страны на
федеральном уровне созданы ряд структур, деятельность которых направлена на
разработку предложений по выработке эффективных решений преодоления
экономического кризиса. Считаю, что нам совместно стоит подумать над такими
решениями и воплотить их в жизнь, чтобы интерсы Калужской области были
максимально представлены и учтены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий